Мнение: Космос как национальная идея

28 апреля 2016
Фото аватара
28.04.2016
13267
4 минуты на чтение
Мнение: Космос как национальная идея
В связи с сегодняшним запуском российской ракеты писатель-фантаст, популяризатор науки и наш постоянный автор Антон Первушин размышляет, почему так важно освещать новости космонавтики. Оригинал заметки опубликован в блоге автора.
Сегодня пишут и будут, очевидно, еще писать об успешном запуске с космодрома Восточный. Тут можно только поздравить всех причастных к этому историческому событию. Второй после Плесецка национальный космодром (Байконур, напомню, принадлежит Казахстану), причем построенный в постсоветский период, — это действительно крупная победа над энтропией. Заметим: событие произошло в самый разгар новой «холодной» войны и всемирного «кондратьевского» кризиса, что само по себе вызывает особое уважение к тем, кто построил космодром и запустил с него ракету. Короче, УРА!!!

Почему-то именно сегодня мне вспомнился литературный проект «Открытие космоса», который больше десяти лет назад я затеял по предложению и при финансовой поддержке немецкого издательства «Амадеус», которое внезапно захотело «дать русским новую национальную идею» — не больше, но и не меньше. И в качестве поля для приложения сил условных «русских» был предложен космос. Я разработал общий концепт и хронологию гипотетического освоения Солнечной системы, придумал ключевых персонажей. Небезызвестный Александр Шлядинский нарисовал символику и гипотетическую технику: от ракет-носителей «Тяга» до межпланетных кораблей «ЮГ» («Юрий Гагарин», ага).

Самое примечательное, что почти сразу было решено, что история гипотетической ракетно-космической корпорации «Внеземелье», которая осуществит прорыв на межпланетные трассы, будет конспирологической, то есть ее деятельность окажется засекреченной вплоть до начала активных полетов на Луну и строительства первого межпланетного корабля. Я даже придумал жесткое обоснование этому, которое легло в основу главной сюжетной тайны всего литературного проекта и, соответственно, его «легенды». Почему-то мы думали, что открытая космическая программа подобного рода завалится в силу коррупции и внешнего давления наших западных «партнеров».

Увы, «Открытие космоса» сам завалился по причине того, что издательство «Амадеус» не сумело закрепиться на российском книжном рынке. В итоге от литературного проекта остались роман Вячеслава Рыбакова «Звезда Полынь» и моя повесть «Критерии подобия»; еще пара законченных текстов ждет публикации.

99buBFb5PhQ

Когда я работал с авторами, прежде всего с Рыбаковым, перед нами встала проблема: насколько достоверным будет выглядеть соблюдение секретности при реализации столь масштабной космической программы? У нас там и новые космодромы были прописаны: один я поместил под Орском, второй (плавучий) у берегов Сомали. Опыт Советского Союза, сумевшего сохранить в тайне разработку «Н-1», «Энергии» и «Бурана», утешал нас мало: всё-таки на дворе XXI век с интернетом и развитыми коммуникациями, да и Россия — не СССР. Поэтому нам пришлось принять секретность программы как одно из фантастических допущений.

Как я вижу сегодня, мы совершенно зря «парились». Не нужно никакой особой секретности. Недавно на заседании Секции научно-популярной, публицистической и документальной прозы при Союзе писателей Санкт-Петербурга выступал замечательный космонавт Павел Владимирович Виноградов, и один из вопросов, который ему задали звучал так: «А почему у вас ракеты каждый месяц падают?» Виноградов изумился, поскольку никаких ракет в последнее время не падало. А я встрял и прокомментировал в том духе, что публика читает и, соответственно, запоминает только сообщения о катастрофах.

Хуже того, журналисты большинства изданий рассматривают катастрофу как приоритетный информационный повод, а об успехах если и сообщают, то предельно скупо, не объясняя толком, зачем тот или иной запуск был сделан, что он дает стране и миру. О космодроме Восточный если и писали, то только по поводу коррупционных скандалов или вот как вчера — о техническом сбое и переносе старта, несмотря на присутствие Путина. Что и позволяло всевозможным комментаторам говорить о развале, провале, тотальной коррупции. За этой словесной мишурой, как выясняется, можно спрятать всё, что угодно (хоть полет на Марс, ага), и в новом времени безответственный информационный шум с давлением на эмоции оказывается в чем-то даже эффективнее, чем режим тотальной секретности, окружавшей многие перспективные проекты СССР.

4237765

Очевидный перекос в подаче информации о ракетно-космической отрасли — это большая и больная проблема. Значительная часть вины за ситуацию лежит и на Роскосмосе, и на предприятиях отрасли, которые так и не научились толком работать со СМИ, пустив ситуацию на самотек. В результате пиаром занимаются энтузиасты за свой счет и в свободное от основой работы время. Как вы понимаете, подобный пиар имеет ограниченное хождение и не способен переломить тенденции в общественном восприятии российской космонавтики, в рамках которого даже очевидное достижения называют «крахом» и «позором» (такие заявления уже появились сегодня, но не буду рекламировать идиотов).

Как переломить тенденцию? Для начала хотя бы поддержите журнал «Новости космонавтики» (на мой взгляд, лучший профильный журнал о космонавтике в мире), который больше года балансирует на грани закрытия. Замечу, что отдельная помощь от энтузиастов журнал не спасет: для его нормального существования нужна системная работа с постоянным финансированием.

В программе-максимум я вижу возвращение в школьную программу курса «Астрономия», но не как самостоятельной дисциплины, а в качестве части более обширного предмета — «Космонавтики». Она ведь является не только практическим видом деятельности, но и синтетической наукой, в которой объединены та же астрономия, физика, геофизика, планетология, биология, техника да и философия. Новый школьный предмет мог бы способствовать формированию целостного мировоззрения, чего так не хватает школьникам сегодня.

Думаете, утопия? Фантастика? О космодроме Восточный писали все эти годы то же самое, еще и добавляя про «распил». Но космодром есть. И с него взлетела ракета. Всё только начинается. И нужно думать, как продолжать.

Читайте также

Статьи

Все фильмы про Алису Селезнёву — от худшего к лучшему
0
42067
Все фильмы про Алису Селезнёву — от худшего к лучшему

Мультфильмы, фильмы и сериалы о девочке из будущего. Угадайте, на каком месте новый?

Читаем книгу «Время пепла» Дэниела Абрахама
0
54672
Читаем книгу «Время пепла» Дэниела Абрахама

Пролог, где описывается один день из жизни города и появляется главная героиня, Алис.

Сериал Fallout: абсолютная экранизация (для тех, кто любит игры от Bethesda) 3
0
97039
Сериал Fallout: абсолютная экранизация (для тех, кто любит игры от Bethesda)

Есть ли к чему придраться, или всё идеально? Пробуем разобраться.

Мария Семёнова «Братья. Книга 3: Завтрашний царь. Том 1». Конец ещё не виден
0
105355
Мария Семёнова «Братья. Книга 3: Завтрашний царь. Том 1». Конец ещё не виден

Славянское фэнтези для матёрых фанатов

Alone in the Dark: запутанное дело спорного перезапуска 34
0
152930
Alone in the Dark: запутанное дело спорного перезапуска

Увлекательный сюжет и затягивающая густая атмосфера нивелируются посредственным техническим исполнением.

«Мир без Стругацких: Межавторская антология». Если бы АБС не было
0
200662
«Мир без Стругацких: Межавторская антология». Если бы АБС не было

Собрание альтернативной литературы

«Падение империи»: политический хоррор из недалёкого будущего
0
204312
«Падение империи»: политический хоррор из недалёкого будущего

Америку раздирает вражда, журналистов убивают, а люди принимают ужасы войны за «фейк ньюс».

Художница Полина Граф: книжные обложки, яркие персонажи и мир фэнтезийной космооперы 9
0
306411
Художница Полина Граф: книжные обложки, яркие персонажи и мир фэнтезийной космооперы

Российская художница — о трудностях создания обложек, любви к писательству и уникальном стиле

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: