«Академия Амбрелла», 4 сезон: как испортить апокалипсис

10135
6 минут на чтение
Братья и сестры Харгривз в очередной раз попытались предотвратить армагеддон и оказались в новой временной линии, где ни у кого из них нет суперспособностей. Несколько лет спустя они всё ещё стремятся наладить собственную жизнь — чаще безуспешно. Но течение будней героев-неудачников внезапно нарушает появление загадочной девушки по имени Дженнифер и тайной организации Хранителей, которые желают навести порядок в многочисленных вариантах реальности. 
Жанр: супергероика, семейная трагикомедия
Шоураннеры: Стив Блэкмен, Джереми Слэйтер
В ролях: Эллиот Пейдж, Роберт Шиэн, Эйдан Галлахер, Том Хоппер, Дэвид Кастанеда, Джастин Мин, Эмми Рэйвер-Лампман, Риту Арья
Премьерный показ: 8 августа 2024 года, Netflix
Продолжительность: 6 серий по 45–60 минут
Заключительная сцена третьего сезона обещала зрителям многое. Ещё одна хронологическая ветка, где Харгривзы лишились своих сил, а жена сэра Реджинальда (та самая, из-за которой Лютер столько лет провёл на Луне) жива — все эти вотэтоповороты намекали на то, что сериал, хотя бы потенциально, может предложить нечто большее, чем бесконечное повторение одного и того же сюжета «встретились — переругались — спасли мир». К тому же два года назад шоураннер Стив Блэкмен говорил, что у него «вроде бы» есть план как раз на четыре сезона. Значит, о громком, ярком и безумном финале для громкой, яркой и безумной семейки супергероев он уж должен был позаботиться. Да? Да?! 

Увы, но под занавес «Академию Амбрелла» постигло несчастье — на сериал обрушилось проклятие «Игры престолов» и недописанной концовки. Дело в том, что предыдущий сезон был частично основан на третьем томе комикса «Отель "Обливион"» (вышедшего в 2018–2019 годах) и тех идеях, которые автор первоисточника Джерард Уэй хотел воплотить в следующем выпуске. Но он сильно задержался: о начале работы над «Академией Спэрроу» объявили лишь в начале 2020 года. Месяц назад художник Габриэль Ба сообщил, что активно иллюстрирует четвёртый том, но в дате его выхода не уверен — то есть комиксовая история Харгривзов пока что далека от завершения. 
Но ждать, когда Уэй соизволит отвлечься от музыки (если вы не знали, он ещё и вокалист группы My Chemical Romance) и сочинить продолжение, создатели сериала очевидно не могли. Ведь пауза получилась бы долгой: сценарист намекал, что хочет посвятить своим героям минимум восемь томов. В результате экранным Харгривзам пришлось выкручиваться самостоятельно. По некоторым данным, сюжетная канва четвёртого сезона всё же пересекается с набросками Уэя, но большую часть событий авторы шоу придумали с нуля. 
Задача перед ними стояла сложная. За шесть серий им следовало завершить арки восьми главных персонажей (Лайла окончательно стала частью команды ещё в предыдущем сезоне), разрешить все накопившиеся загадки и желательно сочинить запоминающийся и грандиозный финал, достойный того сумасшедшего дома, который регулярно устраивала «Академия». И если вам кажется, что впихнуть всё это в столь ограниченный хронометраж невозможно, — вам не кажется. 
Лишившись остатков опоры на первоисточник, шоу начало стремительно рассыпаться под собственным весом. В каждом эпизоде вроде бы происходит что-то важное — но если отстраниться и посмотреть на картину в целом, то станет понятно, что последний сезон «Амбреллы» напоминает большую коробку, где перемешали несколько наборов пазлов. Собрать из этой мешанины связную картинку ничуть не легче, чем слово «вечность» из льдинок, — история лихорадочно мечется от одного персонажа к другому, подгоняемая беспощадным дефицитом времени. 
Чтобы хоть как-то облегчить себе задачу, создатели разбили семейство Харгривзов на пары — но не смогли равномерно распределить между ними зрительское внимание. Больше всех не повезло Виктору (бывшей Ване), выступающему в дуэте с отцом, — самый мощный герой Академии в основном читает проникновенные речи о детской травме. Чуть лучше пришлось Клаусу — кажется, сценаристы просто не придумали, что делать с его специфическими способностями, а потому прописали для него в меру забавный побочный квест, на котором персонаж и пропадает значительную часть хронометража. Впрочем, его отношения с Эллисон можно назвать милыми — они показывают, что Харгривзы иногда способны быть чем-то отдалённо похожим на семью. Да и в целом совместные сцены братьев и сестёр — лучшее, что есть в сериале. Их перепалки и взаимные подколы всё ещё веселят — но это всегда было сильной стороной «Амбреллы». 
Что до Лютера и Диего, на двоих им досталась одна приличная экшен-сцена — но её нужно разглядеть за тоннами нытья. Пока Лютер привычно тупит, женатый и обременённый многочисленным потомством Диего погружается в пучины кризиса среднего возраста и без конца мучается ревностью. Наблюдать за его самоистязанием не так забавно, как, вероятно, казалось сценаристам.
Лайла (его вторая половинка) и примкнувший к ней Пятый выиграли джекпот в виде более-менее проработанной сюжетной арки — но не потому, что она так уж интересна, просто ей уделили чуть больше времени. Скитания этих двоих по разным версиям реальности немного связывают происходящее воедино — но недостаточно, чтобы в финале обойтись без внезапного озарения и бога (вернее, чудища) из машины. 
Кстати, вы обратили внимание, что в описании персонажей встречалось упоминание суперсил? Это не ошибка: часть крючков из предыдущих сезонов беспощадно выбросили за борт. Вот и способности героев возвращаются почти сразу — в одной из самых беспомощных сцен сезона. Видимо, авторы решили, что детальная демонстрация рвоты под мелодию Baby Shark будет смотреться провокационно, однако вряд ли современного зрителя можно шокировать биологическими жидкостями, фонтанирующими с экрана. Количество и качество шуток в целом заметно упало — винить в этом стоит, опять же, сжатый хронометраж, из-за которого остроумным диалогам не хватает места. 
Так же, как и с суперсилами (но почти без мерзких эпизодов), обошлись и с воскресшей супругой сэра Реджинальда. Её появление интриговало — особенно учитывая намёки на истинное происхождение создателя Академии в конце прошлого сезона. Однако тайны четы Харгривз и неожиданное появление в нашем мире детей с удивительными способностями толком так и не раскрылись — по этому поводу сюжет выстреливает несколько поспешных объяснений, чтобы на всех парах помчаться дальше. 
Но брошенные на полпути задумки прошлого — ещё полбеды. Гораздо хуже то, что «Амбрелла» забывает о некоторых линиях прямо посреди истории. Происхождение Дженнифер, главного местного человека-макгаффина, выглядит захватывающе: девочкой её выловили из моря внутри гигантского кальмара. Но объяснить, как она туда попала и чем жила до начала событий сериала, никто так и не удосужится. Всё, что ждёт зрителя, это один флешбэк из прошлого команды супергероев да невнятный и крайне поспешный любовный сценарий с участием Бена.
На обочине истории оставили и Хранителей. Семейному дуэту комиков Меган Маллалли и Ника Оффермана (большинству наверняка известному по «Паркам и зонам отдыха») не дали реализовать и сотую долю своего потенциала. Хотя бы танцевальный номер у них есть, но не настолько яркий, как тот, что был в прошлом сезоне. 
За постоянно сменяющимся калейдоскопом из семейных проблем, любовных драм, злодейских организаций, литров крови и дурацких песенок не успеваешь понять, в какой момент шоу подходит к развязке. Сюжетные линии соединяются вместе со скрипом и парой логических дыр — чтобы показать большую финальную битву, которая совсем не впечатляет. К чести создателей, заключительные эпизоды они постарались сделать максимально трогательными и наполненными семейной атмосферой. Но даже с ними судьба Харгривзов смотрится лишь грустной метафорой того, что произошло с сериалом.
К сожалению, «Академия Амбрелла» закончила за упокой, причём во всех смыслах. Достойного завершения истории безумной супергеройской семьи не получилось — только рваный, несбалансированный и перегруженный сезон, от которого рискует устать даже человек с клиповым мышлением. Если вы хотели напоследок ещё разок проникнуться фирменным абсурдом и весёлым безумием, лучше включите первые серии. Или почитайте комикс — кто знает, может, его авторы вскоре порадуют фанатов очередным томом. 

Читайте также

«Академия Амбрелла»: как сериал потерял придурь комикса

Александр Стрепетилов

22.02.2019

50685

Адаптация потеряла безумие, свойственное первоисточнику, но хуже от этого не стала.

«Академия Амбрелла», 2 сезон: ядерная война с СССР и убийство Кеннеди

Александр Стрепетилов

05.08.2020

21055

Хотя большую часть сюжета сценаристы выдумали сами, сезон вызывает чувство дежавю. Сколько ещё раз герои будут наступать на одни и те же грабли?

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Чужой: Земля»: первые впечатления. Ксеноморф на свободном выгуле

Сериалы

«Песочный человек», 2-й сезон: книга хуже?!
Хроника кризиса среднего возраста

Сериалы

«Очи Ваканды»: Очи чёрные, очи жгучие
Как минимум это красиво, как максимум — увлекательно.

Сериалы

«Уэнсдей», 2-й сезон: первые впечатления. Мрачно, стильно, интересно!
Тим Бёртон в отличной форме.

Сериалы

Лучшие сериалы 2025 года: первое полугодие. Фантастика, фэнтези и не только
Это ещё не итоги — но кое-что уже можно советовать.

Сериалы

Что там у «Рика и Морти» в 8-м сезоне? Риковое поле экспериментов
Семья Санчесов подвинула Рика, а сам он как будто прошёл психотерапию.

Сериалы

«Уэнсдей» vs «Леденящие душу приключения Сабрины»: какой сериал лучше?
Эпическая битва мистических девушек

Сериалы

Какие сериалы смотреть в августе 2025? Американская готика, шотландские попаданцы, русские чудеса
А также Чужие против андроидов и корейские ангелы в полосочку.

Сериалы

«Левиафан»: неправильное аниме по самому анимешному стимпанку
Почему самая точная экранизация книги про летающих китов вряд ли станет хитом.

Сериалы

Как «Лазарь» Синъитиро Ватанабэ отражает эмоциональную боль нашей эпохи
Аниме меняется вместе с миром, и «Лазарь» — яркий тому пример.
Показать ещё