«Принц-дракон», 4 сезон: почему возвращение разочаровало?

38692
10 минут на чтение
«Принц-дракон» — мультсериал от сценаристов Аарона Эхаза («Легенда об Аанге», «Футурама») и Джастина Ричмонда (Uncharted 3) о фэнтезийном мире, которым правит династия штормовых драконов. Первые три сезона посвящены большому приключению, связанному с яйцом принца-дракона. Это яйцо много лет назад похитили люди, что привело к войне с волшебными народами западного королевства Зедия. На протяжении 27 эпизодов трое подростков, дети короля людей Эзран и Каллум, а также лунная эльфийка-ассассин Рейла несли яйцо (а позже — новорождённого дракона) обратно к матери, пытаясь спасти мир от ещё большей войны.

Мультсериал, несмотря на дешёвый визуальный стиль и ряд проблем в производстве (к третьему сезону его едва не закрыли), смог завоевать любовь немалой аудитории и множество наград, породил энциклопедии и официальную ролевую игру. Всё благодаря прекрасному выдуманному миру драконов, великолепно прописанным персонажам и хорошей истории, которая во многом напоминает сюжет «Легенды об Аанге», прошлой работы одного из шоураннеров. 
«Принца-дракона» можно назвать идейным наследником мультсериала про повелителя стихий. Вот животные-гибриды (например, бантера — смесь барсука и пантеры), вот путешествие подростков к великой цели, связанной с большой войной, вот разнообразие персонажей, даже герои отчасти напоминают персонажей «Легенды об Аанге». 

«Принц-дракон» всё же слабее прошлой работы Эхаза, но это всё ещё самое подходящее шоу для фанатов «Аватара» — да и в целом для любителей сказочного фэнтези. И даже если вы ни в том, ни другом лагере — это просто отличный мультсериал с яркими персонажами, продуманным миром и интригующим сюжетом, который порой затрагивает довольно сложные темы.

Четвёртый сезон ждали с нетерпением. Особенно потому, что он далеко не последний: «Принца-дракона» продлили сразу до седьмого. Все эпизоды после третьего формируют, по сути, новую сюжетную арку, посвящённую Ааравосу, загадочному эльфу-магу, который заперт в магической тюрьме, что не мешает ему играть роль в драме вокруг династии штормовых драконов. То есть это не только продолжение приключений полюбившихся персонажей, но и начало новой большой истории. Чтобы подчеркнуть этот переход, между событиями третьего и четвёртого сезонов сделали временной разрыв в два года.

Возможно, в этом и кроется причина всех неожиданных и многочисленных проблем новых серий. Четвёртый сезон не столько продолжение уже сформированной и даже завершённой истории первых трёх, сколько нечто среднее между сезоном-филлером и началом большой саги. В новых эпизодах почти ничего не происходит: только раскрывается мифология и устанавливается глобальная цель. В этом четвёртый сезон «Принца-дракона» напоминает, скажем, пятый сезон «Игры престолов»: вроде бы создатели те же, мир и персонажи прежние, бюджет возрос, но что-то всё же изменилось. Диалоги стали хуже, персонажи — глупее, а общий тон сделался более детским и шутливым. Западные фанаты называют этот эффект «марвелизацией»: серьёзных эпизодов и разговоров стало меньше, а неловких ситуаций и шуток про пердёж — многократно больше. 

Проблемы со сценарием

Пропуск двух лет, поделивший сериал на «до» и «после», сыграл со сценарием злую шутку. Сам по себе приём выглядит интересно: кто откажется увидеть, как повзрослели знакомые герои, как сложилась их жизнь после победы в большой войне? И в целом хотелось вновь окунуться в волшебный мир «Принца-дракона», увидеть новые истории и грани знакомых персонажей. Ну и, возможно, познакомиться с кем-то совершенно новым, кто отлично впишется в старый каст.

Эзран теперь король, Каллум — придворный маг, Соррен — вновь капитан королевской гвардии. Принц-дракон Зим заметно подрос, но всё ещё не научился говорить и играет роль смешной крылатой собаки. Заметных изменений не произошло почти со всем кастом: разве что Клаудия нашла себе парня-эльфа, Вирена заметно изменила пережитая смерть (например, у него появилась боязнь высоты), а глухонемая тётя Амайя играет свадьбу.

Из всех героев в первую очередь хочется поговорить о Рейле. К сожалению, не потому, что она самый интересный и хорошо прописанный персонаж всего шоу. Она — главное средоточие всех проблемных мест сценария и персонажей четвёртого сезона. Почему-то Рейла всё ещё эльф-изгнанник без друзей и дома, хотя в третьем сезоне её невиновность доказана, а о подвигах должны уже слагать легенды. В новых сериях её попросту мало: она появляется лишь в конце второго эпизода и держится на экране от силы 10–15 минут на весь сезон — хотя она вроде как один из трёх ведущих персонажей шоу. Это как если бы из «Аватара» почти полностью убрали Катару или Сокку. 

Её отношения с Каллумом — сплошная головная боль, с какой стороны к этой теме ни подойди. В конце третьего сезона полностью сформировалась искренняя и большая любовь между этими двумя персонажами: чувства, которые постепенно и неспешно строились целых три сезона, пришли к итогу. В новом сезоне хотелось увидеть, как персонажи будут отправляться в приключения вместе, как любящая пара, как изменится динамика между ними из-за любви и пережитых вместе событий. А в итоге Рейла и Каллум… расстались. Рейла увидела в пророчестве, что Вирен жив, и отправилась искать его в одиночку, чтобы не подвергать опасности любимого. Видимо, опять какая-то честь лунных эльфов, ведь с помощью мага Католиса и его брата (на секунду, короля государства) поиски пошли бы куда как успешнее. 

Причины ухода Рейлы куда лучше объяснены в официальном комиксе Through the Moon, и после его прочтения эта арка не так сильно режет глаза. Однако в начале четвёртого сезона не показывают плашку «прочите комикс перед просмотром», так что оправдание слабое

Но даже если принять, что у Рейлы были «веские причины» бросить любовь всей жизни, разбить Каллуму сердце, не взять с собой никого и отправиться спасать мир от Вирена, то проблема не исчезает. Ведь у Рейлы ничего не вышло, и через два года она просто вернулась домой извиняться перед Каллумом за исчезновение. А тот строит обиженного, ведь из-за ухода Рейлы он теперь сам не понимает своих чувств. Как мало ему нужно, чтобы от состояния «прыгну со скалы ради любимой, жить без неё не могу» перейти к «не буду с ней говорить и даже смотреть в её сторону, она меня обидела»!

В итоге уход Рейлы не дал сценарию ничего. Просто сценаристы хотели ввести избитую драму с напряжением между возлюбленными, у которых теперь всё очень сложно и непонятно с чувствами. Почему-то в любом шоу это куда более популярный сценарий, чем приключения сформировавшейся здоровой пары.

Забавно, но в сезоне-продолжении «Принца-дракона» с подзаголовком «Тайна Ааравоса» сам Ааравос полноценно появляется лишь один раз в четвёртом эпизоде, после чего полностью исчезает на все оставшиеся серии. Ложная реклама!

В остальном вина сюжета в том, что это филлер. Первой серии вообще могло не быть: из важного там от силы пять минут, где объясняют новые проблемы и положение персонажей спустя два года. Остальной хронометраж занимают невнятный эпизод с сюрпризом на день рождения Каллума и плохой юмор (особенно в сравнении с шутками из прошлых сезонов — их до сих пор хочется цитировать). В начале сезона нам рассказывают, что Ааравос — всего лишь стереотипный мультсериальный злой злодей, которого надо победить, хотя тайну вокруг его личности и мотивов строили все три предыдущих сезона. Остаётся надеяться, что это не вся правда — на что намекает единственный монолог антагониста за весь сезон. 

Остальные семь серий герои ищут первую подсказку к местонахождению тюрьмы Ааравоса, чтобы не позволить Вирену и Клаудии его освободить. По одной подсказке находится у каждого великого дракона. Так как четвёртый сезон посвящён дракону Земли (и теме земли в целом), можно предположить, что все следующие будут развиваться по принципу «одна подсказка на девять серий». В общем, вероятнее всего, нас ждёт долгое, но небогатое на события приключение, которое выглядит полной противоположностью первым трём сезонам, где лишних серий попросту нет.

Проблемы с тоном

За два года герои повзрослели. А потому можно было ожидать и небольшого взросления затрагиваемых сюжетом тем, но это не обязательно: «Принц-дракон» изначально был подростковым сериалом, и останься он таким, никто бы не осудил.

Однако шоу, наоборот, превратилось в более детский сериал. И дело даже не в контрасте с третьим сезоном, взявшим вершину по мрачности и серьёзности. Все без остановки кривляются, попадают в неловкие ситуации и говорят шутки, с которых засмеётся разве что пятилетний. Ещё больше устаревших отсылок: например, гэги про «you are breathtaking» Киану Ривза и танец «флосс», который одно время завирусился в Тиктоке. Да, именно то, что нужно настоящему фэнтези — мемы из реальной жизни, уже пару лет как потерявшие актуальность. 

Некоторые приколы попросту оскорбительны по отношению к персонажам. Например, фетиш Клаудии на пердёж своего парня. Персонаж был странным, но этот гэг (причём повторённый дважды) тут не к месту и вызывает лишь искреннее непонимание. А уж сколько сцен типа «персонаж выглядит неловко и вызывает испанский стыд» — со счёта сбиться можно. В общем, это первый сезон в истории шоу, когда отдельные сцены хочется перемотать, чтобы наконец посмотреть сюжет.

Заметно измельчали темы, которые поднимает сериал. Раньше авторы не боялись говорить об общечеловеческих ценностях, о важных вещах. О трудностях распада семьи, о потере близких, об ужасах войны. Эпизод с параличом Сорена и вовсе чуть ли не самая сильная и морально тяжёлая точка всего мультсериала, которая эмоционально давит даже при повторном просмотре. 

Ничего подобного по глубине в четвёртом сезоне нет. Из минимально интересного можно выделить разве что конфликт традиций и новаторства ради светлого будущего между людьми и солнечными эльфами, которые потеряли родной дом и живут в палаточном лагере на задворках своей родины. Тема «старого против нового» сама по себе занимательна, но подана она удивительно топорно по меркам «Принца-дракона». Та же Амайя, которая женится на королеве солнечных эльфов, открыто смеётся над их священными традициями и удивляется, как их несоблюдение приводит чуть ли не к гражданской войне. В общем, тут опять та же проблема, что и с Рейлой: сценаристы хотели конфликт, но не придумали ему достойного обоснования. Что грустно, ведь сильная сторона «Принца-дракона» в том, что у всего и у всех есть причины, мотивация и взгляды, без топорного деления на хорошее и плохое.

Проблемы с качеством

Удивительно, но сезон получился слабее даже технически — и это после того, как всё шоу вообще началось с анимации в пять-десять кадров, на которую не жаловался только ленивый. 3D-графика почти не изменилась, разве что стала чуть чётче, а пара персонажей подверглись редизайну. Качество звука местами хромает — в восьмом эпизоде у актёра озвучки маленького лесного эльфа слышен перегруз микрофона или просто какой-то брак-щелчок при обработке. В той же серии есть момент, где персонажи заднего плана двигаются отдельно от этого самого плана, создавая эффект «движения слоя в фотошопе». Это режет глаза и уши, ведь как для «Принца-дракона», так и для шоу от большой медиа-площадки Netflix это — страшная халтура.

Главной слабостью «Принца-дракона» всегда была именно нехватка бюджета. Сериал хочется ставить в один ряд с «Аркейном» или «Легендой об Аанге», но приходится ставить его на ступень ниже именно из-за внешнего вида. Казалось бы, с продлением аж на четыре сезона мультсериал должен был стать дороже — а в итоге что-то не изменилось (например, деревянная анимация несчастных драконов), а что-то даже стало хуже.

И немного о хорошем

По тексту может сложиться впечатление, что новый сезон — жуткий провал. Это не совсем справедливо, так как хорошие моменты есть. Главное достоинство — это лор. Четвёртый сезон богат на новые места и подробности волшебного мира. Куда лучше раскрыли культуру солнечных эльфов, показали больше драконов и наконец познакомили с земными эльфами, о которых ранее были лишь упоминания и одна пародия от Каллума (как оказалось, на удивление точная).

Пускай персонажи поглупели, стали чаще делать непонятные и нелогичные вещи и по ним неплохо ударили «конфликты ради конфликтов», это всё ещё любимые фанатами герои, за которыми интересно следить. При всех «стараниях» четвёртого сезона по-прежнему интересно, что будет с ними дальше и куда их заведёт история. Разве что Каллуму к последним сериям откровенно хочется дать затрещину за обращение с Рейлой. 

На месте остались и великолепный саундтрек, и прекрасная озвучка на английском (из русского есть только субтитры), и великолепная постановка боёв и экшен-сцен. Шоу сдало назад, но всё ещё не скатилось до того состояния, когда от него хочется отказаться насовсем.

Четвёртый сезон «Принца-дракона» вышел неплохим, но по меркам шоу — откровенным шагом назад. Многие достоинства ослабли, а сюжет катастрофически необязателен в сравнении с предыдущими сезонами. Всё произошедшее можно резюмировать следующим образом: прошло два года, герои ищут макгаффин для победы над злым-презлым злом и находят его. Что он им даст? Узнаете, когда выйдет следующий сезон!

Падение качества особенно удивительно потому, что к нему не было никаких предпосылок: создатели те же, денег дали на четыре сезона вперёд, Netflix, как это часто бывает, ничего не испортил и никому не мешал. Хочется надеяться, что все проблемы новых эпизодов «Принца-дракона» растут из того, что это лишь начало новой саги. Что из-за аж четырёх новых сезонов авторы очень медленно раскачиваются и расставляют фигуры на доске, чтобы потом не отвлекаться на объяснения и сразу погрузить зрителей в экшен и драму, достойные славного прошлого мультсериала. 

О предыдущих частях

«Принц-дракон» — духовный наследник «Легенды об Аанге»

Александр Стрепетилов

11.10.2018

36280

Сценарист «Аватара» и разработчик Uncharted создали удивительную фэнтезийную историю с неоднозначными персонажами, богатой мифологией и уютной атмосферой.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Чужой: Земля»: первые впечатления. Ксеноморф на свободном выгуле

Сериалы

«Песочный человек», 2-й сезон: книга хуже?!
Хроника кризиса среднего возраста

Сериалы

«Очи Ваканды»: Очи чёрные, очи жгучие
Как минимум это красиво, как максимум — увлекательно.

Сериалы

«Уэнсдей», 2-й сезон: первые впечатления. Мрачно, стильно, интересно!
Тим Бёртон в отличной форме.

Сериалы

Лучшие сериалы 2025 года: первое полугодие. Фантастика, фэнтези и не только
Это ещё не итоги — но кое-что уже можно советовать.

Сериалы

Что там у «Рика и Морти» в 8-м сезоне? Риковое поле экспериментов
Семья Санчесов подвинула Рика, а сам он как будто прошёл психотерапию.

Сериалы

«Уэнсдей» vs «Леденящие душу приключения Сабрины»: какой сериал лучше?
Эпическая битва мистических девушек

Сериалы

Какие сериалы смотреть в августе 2025? Американская готика, шотландские попаданцы, русские чудеса
А также Чужие против андроидов и корейские ангелы в полосочку.

Сериалы

«Левиафан»: неправильное аниме по самому анимешному стимпанку
Почему самая точная экранизация книги про летающих китов вряд ли станет хитом.

Сериалы

Как «Лазарь» Синъитиро Ватанабэ отражает эмоциональную боль нашей эпохи
Аниме меняется вместе с миром, и «Лазарь» — яркий тому пример.
Показать ещё