Звёздный путь: Пикар — для кого это снято?

33921
8 минут на чтение
Вселенная «Звёздного пути» обширна и многогранна. За полвека она породила немало знаковых персонажей с подробными биографиями, интереснейшими судьбами и армиями поклонников. Влияние таких выдуманных личностей, как Спок, Кирк и Пикар, на культуру и общество — неоспоримый факт. И нет ничего удивительного, что в эпоху перезапусков и ностальгии один из самых ярких героев «Звёздного пути» получил отдельный сериал.

Смотрите также

Как «Дискавери» меняет вселенную Star Trek

Леонид Мойжес

24.02.2018

41129

Что нового сериал принёс в «Звёздный путь» — от новых технологий до геев и каннибализма, — и без чего вполне мог бы обойтись.

Старик и космос

Жанр: научная фантастика

Продюсеры: Алекс Куртцман, Акива Голдсман и другие

В ролях: Патрик Стюарт, Иза Брионес, Сантьяго Кабрера, Мишель Хёрд

Премьерный показ: 23 января — 26 марта 2020, Amazon Prime и CBS

Продолжительность: 10 серий по 45–60 минут

Похоже на: «Звёздный путь: Дискавери»

Капитан Жан-Люк Пикар в исполнении британского актёра театра, кино и телевидения Патрика Стюарта стал, можно сказать, лицом второго сериала по вселенной «Звёздного пути» — «Звёздный путь: Следующее поколение» (1987–1994). Хотя в актёрской биографии Стюарта немало других работ, интересных, значимых и более сложных с драматической точки зрения, его массовая известность связана именно с ролью капитана Пикара. Эталонный командующий и дипломат, честный, проницательный, мудрый, с огромным опытом и сдержанной харизмой, он запомнился зрителям, и нового, «сольного», появления любимого героя на телеэкранах ждали многие. А те, кто не был раньше с ним знаком, могли заинтересоваться небанальной историей о человеке, которому на склоне лет приходится вновь заняться, казалось бы, давно забытыми делами: космическими путешествиями, столкновениями с опасными врагами, спасением тех, кто не в силах спасти себя самостоятельно.

Итак, прошло 14 лет с тех пор, как Жан-Люк Пикар, адмирал Звёздного флота, ушёл в отставку из-за конфликта, связанного с неудачной эвакуацией ромуланцев, чья цивилизация оказалась под угрозой гибели из-за взрыва сверхновой. Неожиданно к герою обращается за помощью девушка по имени Даж, с которой происходят странные события. Всё указывает на то, что Даж каким-то образом связана с коммандером Дейтой — андроидом, который много лет назад служил на борту звездолёта «Энтерпрайз» и погиб, спасая капитана. Но какова природа этой связи и что за последствия она будет иметь для всего мира — об этом Жан-Люку только предстоит узнать...
Здесь необходимо сделать одно немаловажное замечание, справедливое не только в случае «Пикара». Продолжение любой истории, которая когда-то понравилась зрителям (и в какой-то степени читателям, поскольку вселенная «Звёздного пути» развивалась не только на экранах), неизбежно предполагает взаимодействие с ожиданиями. Разумеется, нельзя требовать от сценариста, режиссёра и прочих участников творческого процесса, чтобы каждый свой шаг они согласовывали с условным «коллективным зрителем», — это невозможно, да и не нужно, ведь любой зритель хочет, чтобы его удивили, а для этого надо предложить то, чего он не ждёт. Но определённые базовые правила соблюдать всё-таки стоит — хотя бы для того, чтобы продемонстрировать фанатам, что ты понимаешь и уважаешь выдуманный [не тобой] мир, который взялся дорабатывать.

И здесь у «Пикара» возникают первые сложности: непонятно, для кого он снят. Для фанатов? Но раскрытие или развитие многих тем и образов вызвало у них вполне справедливое недовольство, о котором скажу чуть позже. А вот новички просто не поймут отдельные сцены, моменты и повороты, поскольку вселенная «Звёздного пути» слишком обширна, и к тому же герой Патрика Стюарта — далеко не единственный, кто может похвастать богатейшей биографией. Например, один из самых ярких персонажей второго плана — бывший дрон (индивид, порабощённый коллективным разумом — цивилизацией Борг) Семь-из-Девяти, что автоматически требует хотя бы базового знакомства с другим телесериалом — «Вояджер» (1995–2001), в котором эта героиня появилась впервые. С новыми зрителями гораздо честнее обошлись в сериале «Звёздный путь: Дискавери», где «старая гвардия» фигурирует несравнимо реже и вникнуть в суть происходящего куда проще (что, впрочем, вовсе не означает, что «Дискавери» лишён других недостатков).
Список фанатских претензий к «Пикару» слишком длинный, чтобы его можно было проанализировать целиком, поэтому я остановлюсь на самом главном. Для мира «Звёздного пути» всегда были характерны альтруизм и гуманизм, помноженные на неистребимую веру в лучшее будущее. Все эти понятия — что выглядит по современным меркам странно и временами наивно — отображены в «Звёздном пути» очень серьёзно, без намёка на скепсис, вошедший нынче в моду цинизм или некое двойное дно антиутопического толка. Нет, Объединённая Федерация Планет — это действительно мир, который живёт по другим законам, ставит моральное выше материального и пытается решать конфликты с помощью дипломатии, лишь в крайних случаях прибегая к силе. Можно спорить о принципах, лежащих в основе придуманной Джином Родденберри вселенной, но важен сам факт: к этим принципам он отнёсся с огромной серьёзностью. И пусть изначально замысел «Звёздного пути» крутился вокруг чего-то вроде «космического вестерна», итог получился гораздо глубже. Быть может, потому зрители его и полюбили — и продолжают любить по сей день.

«Пикар» вернулся к той самой идее «космического вестерна», обратив альтруизм и гуманизм в пыль. Теперь Объединённая Федерация Планет уже не рвётся помогать соседям и, по всей видимости, не стремится «смело идти туда, куда не ступала нога человека». Собственные интересы заботят её куда сильнее, и она даже в силах обречь на гибель целую цивилизацию, лишив её помощи, что выглядит жестоко по любым меркам. В Федерации также появилось неравенство: есть те, кто живут в условных дворцах (или шато, как Пикар в начале сериала), и те, кому приходится довольствоваться лачугами. И — опять же, вполне в рамках концепции «вестерна» — процветают расизм, изоляционизм, бандитизм, взяточничество, крючкотворство, на фоне которых виноградник Пикара или обиталище Уильяма Райкера и Дианы Трой на Непенте выглядят хрупкими оазисами, вызывающими скорее тревогу, чем умиление. Нет, это совсем не тот мир, к которому привык зритель, посмотревший хотя бы один сезон старого «Звёздного пути»...
Кликни,
чтобы посмотреть видео
you-video
Почему-то с IP адресов других стран ничего не тормозит
Кликни,
чтобы посмотреть видео
you-video
Почему-то с IP адресов других стран ничего не тормозит

Можно не совершить ни одной ошибки и проиграть

А что насчёт зрителя, которые ничего о предшествующем развитии франшизы не знает и не возражает против «космического вестерна» как такового? В этом случае тоже не обошлось без справедливых претензий. Сценарий «Пикара» изобилует нелогичностями и часто заставляет сделать жест, прославивший капитана среди тех, кто в жизни не видел ни одной серии «Следующего поколения». Персонаж исчезает под грудой навалившихся на него врагов и явно не может спастись, но в следующей серии он уже спасся — и мы не узнаём, каким образом. Другой персонаж совершает убийство, которое ему прощают, хотя для этого нет оснований. Третий персонаж страдает от неназванной смертельной болезни, и её симптомы начнут проявляться, конечно, в самый ответственный момент...

К сожалению, без серьёзных спойлеров этот список продолжить нельзя. Но можно упомянуть о других проблемах несколько иного толка. Сценаристы «Пикара» не обошлись без избитых и пошлых сюжетных ходов (зачем добавлять к линии брата и сестры, которые и без того выглядят карикатурными злодеями, намёк на инцест?); роялей в кустах — нужные люди и вещи появляются именно там, где они требуются, без наличия на то подлинных оснований; технологий, до такой степени неотличимых от магии, что стоит отбросить притворство и назвать их определённо магическими. Да, «Звёздный путь» не всегда придерживался рамок строгой научной фантастики, но вырастающая из пустоты башня и прибор размером с кастет, благодаря которому можно отремонтировать корабль силой воображения, выходят далеко за их пределы.
Хотя нельзя не признать, что космические цветы — это красиво. Ряд зрелищных сцен, на которые не пожалели бюджета, — чуть ли не единственное, за что «Пикара» можно безоговорочно похвалить.

А ещё сериалу не хватает сильных персонажей. Раффи, бывшая помощница Пикара, с которой ему приходится заново налаживать отношения, — типовая бой-баба с трудной судьбой. Кристобаль Риос — сломленный человек, не способный полноценно жить без «отцовской фигуры». Соджи и Агнес Джурати вызывают неприязнь, но по сюжету должны быть положительными героинями, и на протяжении всего сериала их положительность просто вдалбливают зрителю в голову. Особенно жаль Семь-из-Девяти, которой пришлось собственноручно добить близкого человека, жестоко замученного сценаристкой Кирстен Бейер, — а потом сценарист Майкл Шейбон не дал этой героине раскрыться по-настоящему в потенциально великолепном эпизоде, связанном с кубом цивилизации Борг. Зато в финале ей, похоже, нашли пару по остаточному принципу, заодно записав себе в актив отработку темы однополой любви. Да, «Звёздный путь» никогда не чурался актуальных социальных тем, но он мастерски вплетал их в повествование, а не вставлял для галочки.

Ещё обидно, что сценаристы толком не использовали собственную забавную находку: на «Сирене», корабле Риоса, действуют пять служебных голограмм разной специализации — все имеют его облик, но разный и говорят с разными акцентами (за что актёр Сантьяго Кабрера, конечно, получает заслуженные аплодисменты). Но, не считая пары комичных ситуаций, на сюжет эти голограммы практически не влияют — и загадочным образом исчезают именно тогда, когда могли бы повлиять.
Таким образом, если вы фанат «Звёздного пути» в целом и «Следующего поколения» в частности, но по какой-то причине ещё не посмотрели «Пикара», я рекомендую этого и не делать. Обычные зрители, не фанаты, могут рискнуть — в худшем случае обойдётся печалью и ностальгией, которая лечится пересмотром избранных эпизодов. А что касается неофитов — что ж, если вам совершенно нечем заняться, то...

...впрочем, нет. Включите лучше «Следующее поколение», не страшась простеньких спецэффектов, — и сами поймёте, что это была совсем другая история: о людях, которые не боялись идти навстречу неизведанному.

Боюсь, таких теперь не делают.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Чужой: Земля»: первые впечатления. Ксеноморф на свободном выгуле

Сериалы

«Песочный человек», 2-й сезон: книга хуже?!
Хроника кризиса среднего возраста

Сериалы

«Очи Ваканды»: Очи чёрные, очи жгучие
Как минимум это красиво, как максимум — увлекательно.

Сериалы

«Уэнсдей», 2-й сезон: первые впечатления. Мрачно, стильно, интересно!
Тим Бёртон в отличной форме.

Сериалы

Лучшие сериалы 2025 года: первое полугодие. Фантастика, фэнтези и не только
Это ещё не итоги — но кое-что уже можно советовать.

Сериалы

Что там у «Рика и Морти» в 8-м сезоне? Риковое поле экспериментов
Семья Санчесов подвинула Рика, а сам он как будто прошёл психотерапию.

Сериалы

«Уэнсдей» vs «Леденящие душу приключения Сабрины»: какой сериал лучше?
Эпическая битва мистических девушек

Сериалы

Какие сериалы смотреть в августе 2025? Американская готика, шотландские попаданцы, русские чудеса
А также Чужие против андроидов и корейские ангелы в полосочку.

Сериалы

«Левиафан»: неправильное аниме по самому анимешному стимпанку
Почему самая точная экранизация книги про летающих китов вряд ли станет хитом.

Сериалы

Как «Лазарь» Синъитиро Ватанабэ отражает эмоциональную боль нашей эпохи
Аниме меняется вместе с миром, и «Лазарь» — яркий тому пример.
Показать ещё