Аниме «Гачиакута» — самый злобный сёнэн! Впечатления по первым сериям

16579
5 минут на чтение
Поклонники аниме и манги знают, что такое сёнэн: это истории для юношей. Сёнэн обычно рассказывает о становлении героя, который преодолевает любые невзгоды, и о дружбе, способной объединить самых разношёрстных товарищей. Крепость этой дружбы проверяют враги, обладающие магией или суперсилами, и какой-нибудь турнир, потому что куда же без него?
На фоне долгоиграющих сёнэнов вроде One Piece, «Моей геройской академии» и прочих «Магических битв» новому творению в этом жанре выделиться непросто — но у манги «Гачиакута» Кэй Ураны это получилось. И, кажется, у аниме-адаптации, которая начала выходить 6 июля, есть неплохой шанс развить и закрепить этот успех.
Когда заходит речь про «Гачиакуту», на ум в первую очередь приходит слово «мусор». Вы не подумайте — аниме отнюдь не плохое, просто его действие разворачивается на огромной планете-свалке, а герои ходят в тряпье (пусть и стильном) и находят новое применение вещам, ставших ненужными предыдущим хозяевам. Но с первых же кадров аниме задаёт ещё один ключевой мотив этой истории: злоба.
Рудо — очень злобный протагонист. Не «злой», что сделало бы его скорее антигероем, а именно «злобный». Пятнадцатилетний парнишка ещё до завязки прошёл через многое, и прошлое наложило отпечаток на его характер. Сын казнённого серийного убийцы, обречённый на жизнь в трущобах и скрывающий под неказистыми перчатками до черноты обожжённые руки, — неудивительно, что каждую эмоцию, каждое слово и каждый поступок Рудо выдавливает через недобрый оскал. А исключение он делает разве что для самых близких людей: приёмного отца Регто и подруги Чивы.
Под стать герою и окружающий его мир. Вселенная «Гачиакуты» под лоснящейся чистотой верхнего мира, которая показана в начале, оказывается грязной и жестокой, возмутительно несправедливой и потому — по-своему реалистичной. Основное место действия — город, известный среди местных как «Рай», он разделён на «чистый» и «грязный» районы. В первом благороднейшие из людей живут подчёркнуто роскошной жизнью, ни в чём не нуждаются, а ярче их самодовольных улыбок сияет лишь их белоснежная одежда. Во второй же отправляется всё то, что «благородные» сочли ненужным: когда-то в эти трущобы ссылали преступников, а спустя много поколений их потомки вынуждены жить в грязи и бедности, отдуваясь за грехи отцов.
Но под городом простирается ещё более мрачное место — загадочная Бездна, про истинную суть которой «верхние» жители давно позабыли. Сюда выбрасывают всё, чему даже в трущобах не нашлось применения: объедки, сломанные механизмы и преступников. Из-за ложного обвинения в убийстве в Бездну попадает Рудо — и оказывается среди буквально мусорных гор, меж которых бродят гигантские мусорные монстры.
Тут стоит подробнее остановиться на том, как в «Гачиакуте» устроена система сверхспособностей, помогающих герою побеждать врагов. Ещё в детстве приёмный отец рассказал Рудо, что у каждого предмета, которым дорожит человек, в конце концов появляется душа, — и паренёк усвоил эту мысль даже слишком хорошо. Спустя годы он взялся вытаскивать с помоек верхнего города выброшенные вещи, чтобы починить их либо в подарок, либо на продажу. Но увещевания опекуна обернулись правдой: в этом мире предметы, о которых хозяин по-настоящему заботится, могут превратиться в мощные магические орудия.
Кэй Урана, кажется, даже не пыталась скрывать, что под такой мрачно-фэнтезийной обёрткой прячется простая и, в общем-то, важная идея осознанного потребления. То, что для одного будет ненужным хламом, другой превратит в источник силы. Это интересная мысль, которая отлично сочетается и с фоновой сюжетной темой (вещи можно перерабатывать и использовать заново), и с сеттингом (в мусорном мире выброшенных вещей хватает с лихвой). Если же вам эта тема претит, не волнуйтесь — без ярого морализаторства автор манги смогла обойтись, и аниме пока движется в том же направлении.
Адаптация вообще пока что кажется образцовой. Студия Bones, создавшая «Мою геройскую академию», «Моб Психо 100», «Стального алхимика» (обе версии) и другие отличные аниме, вновь не подвела. Разве что по части анимации решила пойти проторённой дорожкой. Например, мусорные монстры в адаптации — предсказуемо компьютерные, хоть и качественные. Того, кого коробит от любых трёхмерных моделей в аниме, эти твари вряд ли впечатлят. Но нельзя не заметить, сколько труда аниматоры потратили на то, чтобы тела чудовищ буквально перетекали из одной груды мусора в другую. Боевые эпизоды тоже, кажется, удались — правда, по паре сражений в первых двух сериях сполна оценить рисованный экшен сложно. 
Единственное, что заметно пострадало в адаптации, — характерная рисовка. Стиль Ураны на страницах манги регулярно и с безумным гоготом скатывался в нарочито небрежные, злые, перенасыщенные динамикой наброски. В аниме этих моментов пока что меньше, да и выполнены они попроще. А граффити от уличного художника Хидэёси Андо в адаптации пока вообще не засветились — хотя позже окажутся важны для стиля и сеттинга «Гачиакуты» (недаром имя граффитиста неизменно красуется на обложке манги).
Вместе со студией Bones над адаптацией «Гачиакуты» работал сценарист Хироси Сэко, который уже переносил на экраны «Дандадан», «Сагу о Винланде» и «Человека-бензопилу». Если судить по первым сериям, в сюжет первоисточника он, за исключением пары сцен, особо не вмешивается — и, возможно, зря. 
Дело в том, что история в первых томах «Гачиакуты» держит очень странный темп. Локации регулярно сменяются, появляются новые герои и злодеи, но автор не торопится вести Рудо с приятелями к развязке. С одной стороны, такой темп не даёт заскучать и избавляет от нарочито филлерных моментов. С другой стороны, не успеваешь толком погрузиться в этот сеттинг — который, несмотря на очевидные параллели с «Алитой» (мусорный мир снизу, утопия богачей сверху), получился интересным, его хочется изучать… Но сценарий просто не даёт такой возможности и гонит, гонит героев к следующим событиям. Сможет ли аниме добавить приключениям контекста — наверняка узнаем ближе к концу сезона.
«Гачиакута» вряд ли станет «Новым Главным Сёнэном», когда та же «Геройская академия» подойдёт к концу. Слишком уж она, простите, панковская — пусть местами и скатывается то в подростковый нигилизм, то в приевшиеся истории о классовом неравенстве. Даже сама мотивация героя, который не ищет дружбы или семьи, а просто хочет мести, окрашивает историю в мрачные тона. Светлые и добрые моменты тут тоже встречаются и неплохо дополняют повествование, но и близко не делают его оптимистичным.
Впрочем, всё то же можно сказать и про оригинальную мангу — создатели аниме просто ответственно адаптировали её настроение и темы. А заодно оживили статичные панели, роскошно анимировали боевые сцены и снабдили всё это задорным саундтреком, в котором в равных пропорциях смешиваются хип-хоп, металл и индастриал, создавая идеально грязное, бунтарское звучание.
Знаете… наверное, и не нужно «Гачиакуте» возглавлять новую волну сёнэна. Пусть лучше остаётся такой же, как Рудо: независимой, дерзкой и зачастую очень злобной. Такой истории это даже идёт.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Аниме

«Летние войны»: аниме о семье, которая сильнее ИИ

Аниме

Аниме, в которых военная техника — часть истории
Топ-3 аниме для погружения в моделизм

Аниме

«Левиафан»: неправильное аниме по самому анимешному стимпанку
Почему самая точная экранизация книги про летающих китов вряд ли станет хитом.

Аниме

Как «Лазарь» Синъитиро Ватанабэ отражает эмоциональную боль нашей эпохи
Аниме меняется вместе с миром, и «Лазарь» — яркий тому пример.

Аниме

Какие аниме-сериалы смотреть в летнем сезоне 2025? Ангелы-извращенки, киллер в отставке и кайдзю
А еще — «Дандадан», ночные прогулки и мрачнуха

Аниме

Аригато, мангака: как манга и аниме повлияли на японский язык
Мина сама конитива!

Аниме

«Дандадан: Злой глаз»: ничего себе поездочка! Впечатления от продолжения
Фильм из первых трёх серий нового сезона.

Аниме

Необычные аниме по мотивам европейской классики
Шекспир, превратившийся в технофэнтези, и космоопера по мотивам Дюма.

Аниме

Аниме по западным франшизам: Бэтмен, киберпанк и Винчестеры
От Marvel и DC до борцов с нечистью.

Аниме

Какое аниме выйдет в 2025 году? Это мы смотрим!
Долгожданные экранизации, тёмные лошадки, ведьминские колпаки, лавкрафтианская жуть, странная романтика и возвращение крутых авторов с новыми проектами.
Показать ещё