1444
Какими могли быть «Хранители» Пола Гринграсса 10

В 2018 году я написал статью, рассказывающую о том, как во второй половине 1980-х – начале 1990-х Голливуд попробовал экранизировать «Хранителей» и об участии в этом деле знаменитого Терри Гиллиама. В итоге из начинания не вышло ничего хорошего.  Устав от бесконечных задержек и переносов, Гиллиам  покинул проект, напоследок заявив, что «Хранители» невозможно поставить в виде полнометражного фильма, а продюсеры переругались между собой.

Но на этом история не закончилась. В самом начале 2000-х, когда режиссёр рекламных роликов Зак Снайдер ещё только-только подумывал о том, чтобы попробовать свои силы в кинематографе, Голливуд предпринял вторую серьёзную попытку экранизировать графический роман Алана Мура. В этом материале я вкратце расскажу, какими могли быть «Хранители» той эпохи и почему они тоже так и остались на бумаге.

Для лучшего понимания контекста и того, в каком направлении двигалась экранизация, советую вначале прочитать оригинальную статью.

Почитайте, это потрясающая история

1

Какими могли быть «Хранители» от Терри Гиллиама

Сценарии неснятого фильма, который одни называют утраченным шедевром, а другие (особенно Зак Снайдер!) — издевательством над книгой.

Воскрешение проекта

Какими могли быть «Хранители» Пола Гринграсса 2

Датированный 2004 годом концепт доктора Манхэттена

Итак, осенью 2001 года уже хорошо знакомый нам продюсер Лоуренс Гордон решил, что пора воскресить экранизацию «Хранителей». В этот раз он заключил соглашение со студией Universal. В качестве сценариста был нанят Дэвид Хейтер. На тот момент его самой известной работой был скрипт «Людей Икс» — фильма, который как сейчас принято считать, возродил жанр кинокомиксов. Продюсеры оптимистично надеялись начать съёмки «Хранителей» уже в первой половине 2002 года. Но Хейтер не выдержал установленных сроков и завершил первый черновик лишь к лету того года.

Подобно своим предшественникам, чтобы уложиться в стандартный двухчасовой хронометраж, Хейтер сконцентрировался на ключевой сюжетной линии графического романа Мура с расследованием Роршахом смерти Комедианта и избавился от его многочисленных подсюжетов и побочных линий, вроде комикса «Легенды чёрной шхуны» и истории первой команды Ополченцев. Впрочем, в отличие от предыдущих сценариев, в его работе, по крайней мере, содержались упоминания о ней (в виде фотографий и нескольких реплик). Также присутствовал Холлис Мейсон и ключевые флэшбеки, связанные с жизнью Комедианта и историей его отношений с Салли Юспешик (в этой версии её почему-то переименовали в Далию).

В целом работа Хейтера основывалась на оригинале Мура и не сильно от него отличалась. Конечно, имелись определённые расхождения, вроде зачем-то добавленного эпизода, где Роршах допрашивал расследовавшего дело Комедианта детектива, потерял контроль надо собой и отрезал ему палец. Но по сравнению со взрывающимися Статуями Свободы и товарищами Справедливостями у Терри Гиллиама это уже выглядело сущей мелочью.

Два ключевых отличия версии Хейтера от оригинала заключались в следующем.

1) Время действия перенесли в современность (т.е. в 2004 год). В тексте не упоминались ни Холодная война, ни СССР, ни Никсон. Исчезновение доктора Манхэттена приводило к тому, что нации, которые боялись начинать войны из-за возможного вмешательства синего гиганта, переходили в режим планетарной королевской битвы.

Эта идея, на мой взгляд, получилась откровенно неубедительной. Несмотря на некоторые альтернативные технологии, мир «Хранителей» в версии Хейтера на удивление слабо отличался от нашего в геополитическом плане. А на настоящей Земле, как известно, нет сдерживающего политиков и военных синего сверхчеловека. И при этом, хоть страны и конфликтуют между собой, крупные игроки делают это опосредованно и не демонстрируют склонности к коллективному суициду. Например, Индия и Пакистан, хоть и обладают ядерным оружием, но воздерживаются от его применения при конфликтах.

 

2) В финале Эдриан Вейд (Озимандия) телепортировал огромную линзу к Солнцу и фокусировал его луч на Нью-Йорке, испепеляя все население мегаполиса. После этого он отправлял лидерам всех крупных держав сообщение (от лица доктора Манхэттена), в котором обещал уничтожить все остальные крупные города, если воюющие нации не разоружатся. В дальнейшем Вейд планировал стать своеобразным кукловодом для всей планеты, рассылая из своей антарктической резиденции приказы мировым правительствам.

Манхэттен согласился с логикой Озимандии, испепелил Роршаха и отправился в другую галактику. Дэн Драйберг решил отомстить миллиардеру за все причиненные им смерти. Он украл разработанный Вейдом экзокостюм и вступил с ним в поединок. Несмотря на это технологическое преимущество, Вейд оказался сильнее, он победил Драйберга в схватке и собирался прикончить. Но в «лучших» голливудских традициях буквально за секунду до неминуемой смерти, Дэн кинул бумеранг, который вонзился Озимандии в грудь. После этого Драйберг разослал мировым лидерам строчки из песни Биттлз «And in the end… The love you take Is equal to the love you make» и сообщил умирающему Вейду, что миру придётся как-то выживать без его мудрого руководства. Последняя сцена с дневником Роршаха в редакции New Frontiersman соответствовала графическому роману.

Что ж, повторюсь, версия Хейтера была куда ближе к графическому роману, чем все предшествующие. Тем ироничнее, что её самыми слабыми элементами были те, что отсутствовали в первоисточнике и были добавлены сценаристом: перенос действия в современный мир и убийство Вейда.

В период с 2002 по 2003 год Хейтер написал ещё несколько вариантов сценария. Они не сильно отличались от первой версии. В основном, правки были косметическими — например, Вейд оставил Роршаха и Драйберга замерзать в снегах (героев спасал Манхэттен), и впоследствии Драйберг сразился с ним голыми руками уже без экзоскелета, и все так же убил миллиардера. В одном из интервью Хейтер даже похвалился, что Алан Мур чуть ли не благословил его работу. Оставлю это заявление на его совести.

Однако эта экранизация тоже так и осталась на бумаге. Теперь продюсеры рассорились уже с руководством Universal, и проект снова отправился в свободное плавание. Одно время Лоуренс Гордон собирался ставить фильм с Revolution Studios — но и из этой идеи ничего не вышло.

Затем проект подхватили на Paramount. Первым кандидатом на пост режиссёра стал Майкл Бэй. Остаётся лишь гадать, каким могло выйти в кино в его исполнении, но  Бэй так и не заинтересовался проектом — и это, пожалуй, к лучшему. Затем в Paramount попытались привлечь Даррена Аронофски. Но и тот в конце концов отказался от предложения. Следующим кандидатом стал Пол Гринграсс.

Приход и уход Гринграсса

До тех пор Гринграсс (будущий режиссёр серии про Джейсона Борна) никогда не читал роман Мура. Но, ознакомившись с первоисточником режиссёр всерьёз заинтересовался материалом. Гринграсса привлекла идея снять кино в своём фирменном полудокументальном стиле с многочисленными аллюзиями на темы борьбы с терроризмом и войны в Ираке.

Всем начало казаться, что уж в этот раз «Хранители» точно будут сняты. Гринграсс даже успел начать собирать актёров. Он хотел отдать роль Роршаха Пэдди Консидайну, Лори Юспешик — Хиллари Суонк, Дэна Драйберга — Хоакину Фениксу. Поговаривают, что Том Круз и Джуд Лоу всерьёз хотели сыграть Эдриена Вейда.

Какими могли быть «Хранители» Пола Гринграсса 5

Эволюция каста из разных версий «Хранителей»

Со сменой режиссёра проект получил и нового сценариста, Алекса Тсе. Он внёс ряд изменений в скрипт Хейтера. В основном добавленные элементы были направлены на то, чтобы сделать привязку «Хранителей» к современности более убедительной. Так, в новом скрипте появилась сцена, где Манхэттен сорвал нападение арабских террористов. А ещё в тексте несколько раз упоминалось, что синий гигант спас Всемирный торговый центр. В одном из эпизодов дети на улице даже играли в игру «Манхэттен останавливает угнанные смертниками самолёты». Американский президент стал подозрительно похож на Джорджа Буша-младшего. Также имелось несколько эпизодов в Индии, Пакистане и Израиле, где показали, как местные относятся к доктору Манхэттену и как само его существование влияет на весь мир.

Финал в целом соответствовал версии Хейтера. Вейд уничтожил девять ключевых городов на Земле, после чего пустил в эфир фальшивое сообщение от лица доктора Манхэттена. В нем он потребовал, чтобы все страны немедленно разоружились, и пообещал, что будет следить за исполнением этого условия.

После отбытия синего гиганта Драйберг вступил в схватку с Вейдом, чтобы отомстить. При этом он честно признал, что не рассчитывает на победу. Когда Вейд собирался прикончить Драйберга, тот активировал дистанционное управление своим кораблём и направил его прямо на антарктическую резиденцию самого умного человека на Земле (видно, все же недостаточно умного). В результате удара Вейд погиб, Лори и Драйберг выжили и вернулись домой. Могу лишь предположить, что повторявшееся во всех сценариях Хейтера и Тсе убийство Вейда было вставлено туда по требованию продюсеров, боявшихся, что зрители не оценят концовку, если Озимандия осуществит свой бесчеловечный план и уйдёт безнаказанным.

Работа над этой версией продолжалась около года. Был запущен сайт будущего фильма, художники сделали ряд концепт-артов, призванных продемонстрировать его визуальный стиль. Разглядывая их, понимаешь, что кино  явно выглядело бы не так, как лента Снайдера. Говорят, что Терри Гиллиам прочитал сценарий Тсе и вроде как он ему даже понравился.

Но затем на Paramount начались кадровые перестановки. Они привели к очередной заморозке проекта. В результате продюсеры решили снова сменить студию. В этот раз их выбор пал на Warner Bros. Однако в Paramount не очень обрадовались подобному решению и заявили, что с юридической точки зрения права на «Хранителей» всё ещё принадлежат им. В воздухе запахло судебным разбирательством, но в конце концов студиям удалось полюбовно договориться. Они распределили между собой производственные расходы и рынки проката.

И как мы получили версию Снайдера

К этому моменту Пол Гринграсс уже выпал из проекта, отправившись снимать третьего Борна. После внушительного успеха «300 спартанцев» пост режиссёра был предложен Заку Снайдеру. Каким-то непостижимым образом ему удалось уговорить студию вернуться к изначальному сеттингу с Холодной войной, СССР и Никсоном. В Warner Bros. даже согласились на рейтинг R, хотя предыдущие сценарии были явно написаны с расчётом на PG-13. Сценарий поручили все тому же Алексу Тсе. Он воспользовался некоторыми наработками Хейтера, поэтому в титрах фильма они оба указаны в качестве сценаристов.

«Хранители» Зака Снайдера вышли в прокат в марте 2009 года. Фильм собрал достаточно неплохую кассу в первый уик-энд, и многие аналитики поспешили наречь его финансово успешным и отправить поздравления Снайдера. Но уже на второй неделе «Хранители» резко обвалились в американском прокате. В мире же ленту практически не заметили. В итоге она осилила лишь 185 миллионов долларов при производственном бюджете в 130 миллионов.

Можно долго размышлять, почему «Хранители» Снайдера провалились. Может быть, дело в сочетании большого хронометража и взрослого рейтинга. Может, в затронутых лентой щекотливых темах. Ну а может, продюсеры попросту переоценили популярность романа Мура и его реальную фанбазу.

Какими могли быть «Хранители» Пола Гринграсса 16

Зато «Хранители» стали редким случаем, когда, несмотря на долгие годы пребывания в производственном аду, итоговый фильм оказался максимально приближен к оригиналу. Как правило, в Голливуде все иначе. Если ранние варианты сценария экранизации ещё похожи на первоисточник, финальный продукт зачастую уже не имеет с ним ничего общего, кроме имён.

В случае с «Хранителями» все произошло ровно наоборот. Каждый последующий сценарий постепенно избавлялся от добавленных авторами сторонних сцен и вводил в действие элементы оригинала. Поэтому, если оценивать ленту с точки зрения верности первоисточнику, то, на мой взгляд, Снайдер выжал максимум возможного из формата одного полнометражного фильма. Ну а хорошо у него получилось или плохо, думаю, каждый может решить для себя сам.

Если вам понравилась статья, поддержите автора материально

Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.

Читайте также

Статьи

Что почитать из фантастики? Книжные новинки марта 2021 12
0
8569
Что почитать из фантастики? Книжные новинки марта 2021

Сергей Лукьяненко, Гай Гэвриел Кей, Кристофер Руоккио, Нора Робертс и комикс от Виктории Шваб.

Пётр Бормор «Командная работа»
0
30323
Пётр Бормор «Командная работа»

«Сегодня всё должно быть на уровне. Без скандалов».

Читаем книгу «Кукольная королева» Евгении Сафоновой — тёмную сказку о взрослении и принятии утрат 1
0
48142
Читаем книгу «Кукольная королева» Евгении Сафоновой — тёмную сказку о взрослении и принятии утрат

В отрывке описывается загадочное Зазеркалье, иное измерение, где антагонист встречает старую знакомую и беседует с ней о судьбе главной героини, Тариши Бьорк.

Евгения Сафонова «Кукольная королева»
0
59984
Евгения Сафонова «Кукольная королева»

Тёмная сказка о взрослении и принятии утрат.

Амулет, мир тибетских духов и город ведьм: три фантастических комикса “МИФ” 2
0
61948
Амулет, мир тибетских духов и город ведьм: три фантастических комикса «МИФ»

Читателей ждёт магическое приключение Хранителя амулета, нетривиальная философская притча и сокровище для ценителей детализированных рисунков.

Невероятный полет фантазии. Тим Пауэрс и его книги. 2
0
71882
Невероятный полет фантазии: Тим Пауэрс и его книги

Визитной карточкой книг Пауэрса стали цитаты, аллюзии и отсылки, которыми изобилуют его произведения, давая внимательному читателю шанс заранее начать строить догадки о финале.

Мария Покусаева «Дурная собака»
0
268518
Мария Покусаева «Дурная собака»

Не зря старые предания гласят, что Фенрир предвещает большие перемены.

Во что поиграть в ожидании Diablo: старые «диаблоиды» 11
0
156471
Во что поиграть в ожидании Diablo: новые «диаблоиды»

Копаемся в «Вархаммере», «Майнкрафте», игре от авторов Titan Quest, а также изучаем «тёмную лошадку».

Спецпроекты

Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: