«Призраки поместья Блай»: печально-уютное продолжение «Дома на холме»

33671
5 минут на чтение
Молодая американка Дэни Клейтон уезжает в Англию, чтобы забыть о личной драме. Она становится гувернанткой в поместье лорда Генри Уингрейва, где живут его племянники-сироты Флора и Майлз. Первое время жизнь в особняке кажется идиллией: дети умны и послушны, слуги относятся к Дэни хорошо. Но постепенно зловещие тайны поместья Блай начинают проявляться одна за другой… а с ними и тайны всех его обитателей.

The Haunting of Bly Manor

Жанр: готические ужасы, психологическая драма

Шоураннер: Майк Флэнаган

В ролях: Виктория Педретти, Оливер Джексон-Коэн, Амелия Ив, Амели Беа Смит, Бенджамин Эван Эйнсворт и др.

Премьерный показ: 9 октября 2020, Netflix

Продолжительность: 9 серий по 45–66 мин.

Похоже на: «Няня» / The Turning (2020), «Невинные» / The Innocents (1961) и другие экранизации «Поворота винта»

Новый психологический хоррор от Майка Флэнагана, на этот раз с оттенком викторианской готики, представляет собой вольную экранизацию повести Генри Джеймса «Поворот винта». Она была впервые опубликована в 1898 году и с той поры получала все новые кинематографические и телевизионные воплощения, временами близкие к тексту, временами — очень далёкие от него.

«Призраки поместья Блай» опираются на первоисточник в значительной степени, хотя многое в них изменено и дополнено. Действие перенесли в наше время (точнее, в 1987 и 2007 годы). В сюжете появились новые герои, а старым дописали внушительную предысторию, наделили их мотивацией и новыми функциями. При этом основа осталась почти прежней (есть нюанс, но о нем позже). В сериале, как и в повести, нам рассказывают о загадочных событиях в мрачном старом особняке. Ключевую роль в них сыграют призрачные сущности, гувернантка и двое маленьких сирот, с которыми всё куда сложнее, чем кажется поначалу. Все это хорошо знакомые любителям ужасов и готики элементы, из них можно сложить как увлекательную историю, так и очередное повторение пройденного. Сами по себе они мало кого способны заинтересовать.

Чем же, в таком случае, так привлекательна повесть Генри Джеймса, почему ее экранизируют вновь и вновь? «Поворот винта» не безупречен: его можно покритиковать, к примеру, за довольно плоских персонажей, за отсутствие завершения, которое обрамляло бы воспоминания главной героини, придавая сюжету симметричность, да и особых стилистических красот в этом тексте не найти. Зато в нем есть саспенс — ощущение постепенного погружения в опасность, чья природа не ясна ни героине, ни читателю; приближение к той незримой границе, за которой спасение уже невозможно. Причудливая, зловещая загадочность, которой Генри Джеймс добился с помощью очень скупого арсенала художественных средств, стала одной из причин, обеспечивших «Повороту винта» долгую жизнь в литературе, кино и на ТВ.
В этом сериал следует первоисточнику. Гипнотическая атмосфера, опирающаяся на музыку, операторскую работу и сценарные загадки, и настрой на нечто трагическое, заданный Рассказчицей в первой серии, создают тот самый саспенс. Особенно на него работают отдельные изящные находки вроде сцен, где маленькая Флора смотрит не на гувернантку, а в камеру — то есть на кого-то невидимого за спиной у Дэни. Есть и призраки, появляющиеся как ночью, так и днём: в тёмных углах, в зеркалах, в мутном стекле. Есть жутковатые открытия (особенно для тех, кто не читал повесть Генри Джеймса и не видел ни одну из ее экранизаций), а также тайны, с которыми кому-то рано или поздно придется столкнуться лицом к лицу.

Развитие сюжета сперва кажется более прямолинейным, чем в «Призраках дома на холме» с их прыжками из одной временной линии в другую и переключением между героями. Здесь главная героиня всего одна, хотя и другим персонажам уделяется немало экранного времени. Но не спешите с выводами — вторая половина сезона в этом смысле отличается от первой.

Да, нельзя не признать, что «Призраки поместья Блай» все-таки устроены заметно проще, чем «Призраки дома на холме», и они гораздо менее пугающие. Возможно, с новым сезоном играет злую шутку само то, что он второй: зритель, успевший познакомиться с семейством Крейн, настраивается на что-нибудь этакое и, не получая его, испытывает разочарование. Хотя в обоих сюжетах есть сверхъестественный элемент, опирающийся на тайны прошлого и вызванные ими травмы, это всё-таки очень разные истории. Поместье Блай — куда более камерная и театральная сцена, чем Хилл-хаус и мир за его пределами. Кстати, мир во втором сезоне временами — особенно ближе к финалу — кажется нереальным, кукольным. Может, неспроста? Не зря же куклы появляются на экране чуть ли не чаще призраков…
Критики уже отметили, что секреты в «Призраках поместья Блай» важнее, чем ужасы. Можно добавить, что призраки больше относятся к тайнам, чем к ужасам. Главный ключ к основной загадке тоже предоставит призрак, но стоит заметить, что откроет этот ключ не все замки, а потому история не утратит свой зловещий ореол. И, как заведено, кому-то придется заплатить за чужое спокойствие — временем, счастьем, жизнью.

Но не рассудком. В этом сериал отличается от повести Генри Джеймса. Ранее упомянутый нюанс в том, что природа зла в «Повороте винта» так и остается неопределённой, что придает сюжету двусмысленность. Что лежит в центре истории, мистические силы или безумие главной героини? Классик не дал ответа на этот вопрос, потому повесть изучают, перерабатывают, экранизируют вновь и вновь, пытаясь найти его самостоятельно. «Призраки поместья Блай» куда более однозначны, отдавая предпочтение мистике, и это парадоксальным образом делает историю менее страшной, хотя и не менее печальной.

«Печаль» — ключевое слово для второго сезона. Печаль, вынуждающая запираться в большом, но всё-таки имеющем пределы особняке, где время то и дело замирает или поворачивается вспять, возвращая славные моменты прошлого и тех, кто ушёл навсегда. Печаль, страшась которой, многие предпочитают блуждать по коридорам воспоминаний, не высовываясь в реальный мир. Печаль, которую познаёт всякий человек, когда перестаёт быть ребенком.
«Призраки поместья Блай» — печальная, но странно уютная история. Не ждите от неё жестоких прозрений и сложной сюжетной канвы «Призраков дома на холме». Это совсем другая готическая сказка, и, чтобы её прочувствовать, надо настроиться на волну октябрьской меланхолии.

Читайте также

«Призраки дома на холме»: умная история о привидениях

Наталия Осояну

31.10.2018

66815

Рассказываем, за что так превозносят новую мистическую драму от Netflix — и почему она этого заслуживает.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Чужой: Земля»: первые впечатления. Ксеноморф на свободном выгуле

Сериалы

«Песочный человек», 2-й сезон: книга хуже?!
Хроника кризиса среднего возраста

Сериалы

«Очи Ваканды»: Очи чёрные, очи жгучие
Как минимум это красиво, как максимум — увлекательно.

Сериалы

«Уэнсдей», 2-й сезон: первые впечатления. Мрачно, стильно, интересно!
Тим Бёртон в отличной форме.

Сериалы

Лучшие сериалы 2025 года: первое полугодие. Фантастика, фэнтези и не только
Это ещё не итоги — но кое-что уже можно советовать.

Сериалы

Что там у «Рика и Морти» в 8-м сезоне? Риковое поле экспериментов
Семья Санчесов подвинула Рика, а сам он как будто прошёл психотерапию.

Сериалы

«Уэнсдей» vs «Леденящие душу приключения Сабрины»: какой сериал лучше?
Эпическая битва мистических девушек

Сериалы

Какие сериалы смотреть в августе 2025? Американская готика, шотландские попаданцы, русские чудеса
А также Чужие против андроидов и корейские ангелы в полосочку.

Сериалы

«Левиафан»: неправильное аниме по самому анимешному стимпанку
Почему самая точная экранизация книги про летающих китов вряд ли станет хитом.

Сериалы

Как «Лазарь» Синъитиро Ватанабэ отражает эмоциональную боль нашей эпохи
Аниме меняется вместе с миром, и «Лазарь» — яркий тому пример.
Показать ещё