Поклонники Айзека Азимова наверняка знают, что первые повести из цикла «
Основание» он написал в 1942 году под впечатлением от многотомного труда Эдварда Гиббона «История упадка и разрушения Римской империи». Азимов стремился показать, что если бы учёные в Риме разбирались в социологии и психологии масс, империя могла бы избежать развала и погружения в хаос. Как и марксисты, Азимов верил в могущество гуманитарных наук, способных, по его мнению, выявить и использовать объективные законы эволюции человеческого общества, чтобы построить более совершенный мир.
Цикл «Основание» разросся в полноценную сагу, которая охватывает пятьсот лет Галактической Империи с начала её падения до торжества Плана Селдона. Поэтому от
его экранизации ожидали масштабного зрелища, как минимум не уступающего «Игре престолов», только в космических декорациях.
Продюсер-сценарист Дэвид Гойер мог пойти по простому пути, переведя тексты Азимова на киноязык, — они вполне подходили для этого. Однако он выбрал иной путь, кардинально изменил биографии (а кое-где пол и расу) персонажей, добавил сюжетные линии и технологии, которых в текстах вовсе не было.
Это вызвало разочарование поклонников, которые не понимали: зачем отказываться от идей Азимова? По сути от них осталось только одно фантастическое допущение — возможность математически предсказать и изменить будущее. Конечно, зрители оценили высокое качество спецэффектов и оригинальную историю трёхликого императора Клеона, но достаточно ли этого, чтобы говорить об успехе?