Человек в высоком замке (1 сезон): Америка в руках нацистов

23506
5 минут на чтение
Фрэнк работает на заводе, где выпускают копии старинных револьверов для туристов из Японской империи. В свободное время он рисует в манере, которая не может получить одобрения властей, но об этом никто не знает. Джулия, подруга Фрэнка, живёт в Сан-Франциско, который, как и все Тихоокеанские Штаты, уже двадцать лет принадлежит Японии. Она не чувствует к оккупантам вражды, пока сотрудники японских спецслужб не убивают её сестру Труди.

Джо поступает на работу в нью-йоркскую компанию, под прикрытием которой работает антинацистское подполье, и его отправляют с заданием в Нейтральную Зону. Ячейка Сопротивления тут же попадает под удар SS. Это не совпадение: Джо — нацистский агент под прикрытием. Его задание связано с таинственной копией фильма, которому и подпольщики, и нацисты придают огромное значение. Копию нужно доставить в Кэнон-Сити. Ещё одну копию Труди перед смертью просит Джулию отвезти туда же.

The Man in the High Castle

Жанр: альтернативная история

Продюсеры: Фрэнк Спотниц, Ридли Скотт

В ролях: Алекса Давалос, Руперт Эванс, Руфус Сьюэлл, Кэри-Хироюки Тагава

Первоисточник: одноимённый роман Филипа Дика

Премьерный показ: январь-ноябрь 2015, Amazon

Продолжительность: 10 эпизодов по 60 минут

Так начинается телесериал по мотивам знаменитого романа Филипа Дика «Человек в высоком замке». Пилотный эпизод, выложенный в сеть «для тестирования зрительской реакции» в начале 2015 года, был без малого прекрасен. Альтернативный мир, в котором Германия и Япония победили во Второй мировой войне, рисовался в нём хоть несколько плакатно, но вполне наглядно и достоверно.

И американский Восток, превращённый в протекторат Рейха
, и Тихоокеанские штаты, аннексированные Японией, за полтора десятилетия после окончания войны почти полностью потеряли волю и привычку к свободе. Ни постоянный государственный террор, ни жесточайшие ограничения прежде сверхценных для США гражданских свобод больше не выглядят здесь чем-то привнесённым извне. Всё это давно стало привычным и обыденным. Да и местная власть на Востоке уже вполне «своя», плоть от американской плоти, вплоть до обергруппенфюрера SS Джона Смита.

На западе не так — уроженцы Японии здесь «туземцев» к власти не подпускают, у них в этом смысле свои традиции. Для зрителя воплощением этой власти становится министр торговли Тихоокеанских штатов Нобусуке Тагоми, ищущий умиротворения в поисках гармонии и медитациях.

Карта в заставке объясняет текущее положение дел в Америке

Именно министр Тагоми в исполнении Кэри-Хироюки Тагавы и обергруппенфюрер Смит в исполнении Руфуса Сьюэлла оказались истинными центральными персонажами первого сезона. Они не просто идейные и этические антиподы и не просто противники в политической игре, которая ведётся и ими, и над их головами. Они сюжетные центры, в которые стягиваются все нити событий.

Хотя формально «главными героями» остаются Фрэнк, Джулия и Джо, их переживания и происходящие с ними события оказываются в итоге слишком локальными по сравнению с тем глобальным значением, который в сериале получают Тагоми и Смит. Именно они становятся главными моторами сюжета — в том числе пересекающихся частных историй трёх «главных» персонажей.

Смотрите также

Возможно, такая ситуация связана с трагической неравновесностью актёрских работ. Руфус Сьюэлл выступил в своей роли настолько блестяще, что никакие премии «Эмми» не будут для него достаточным признанием. Сценарий дал ему лишь несколько возможностей взглянуть в бездну своего персонажа, все остальные возможности он решительно взял сам. Наблюдать за тем, как актёр вытаскивает поразительный человеческий характер из чисто плакатного (поначалу) злодея, — главное наслаждение, которое нашлось для меня в сериале. Никакие сценарные глупости (которых хватало) и вылезшая ближе к финалу попсовая нарочитость не помешали Сьюэллу создать настоящий шедевр.

Кэри-Хироюки Тагава получил роль попроще — он очень органичен и открыт, но с учётом его безграничного опыта это трудно считать большим достижением. Но и по сравнению с ним все три «молодых дарования», получивших главные места в титрах, большую часть времени выглядят на экране почти статистами. Видно, что сценаристы ближе к середине сезона их просто предали, пустили по течению сюжета, сделали зависимыми от «главных игроков», почти во всём предсказуемыми и потому малоинтересными. Ещё хуже то, что они, по ощущению, и не пытались из этой сценарной ловушки вырваться — как это сделал тот же Сьюэлл.

Истинные американцы, характер нордический.

Зрители, читавшие роман-первоисточник, могут не слишком напрягать память — им это не сильно поможет. Сериал уходит от первоисточника достаточно далеко, и, весьма вероятно, уйдёт от него совсем во втором сезоне (который нам практически гарантирован). Между книгой и экранизацией настолько же значительная разница, как между боевыми искусствами, которые в книге и сериале практикует Джулия (в романе это не айкидо, а дзюдо). Как между книгой «Когда насытится кузнечик», написанной в романе Хоторном Абендсеном, и таинственными фильмами, вокруг которых крутятся события сериала.

Введение в сюжет именно фильмов вместо книги — одно из самых спорных сценарных решений. Нетрудно понять, чем оно вызвано, но при этом оно с неизбежностью породило тяжёлые сюжетные вопросы, на которые не дало ответов. В романе Дика книга Абендсена действует именно как книга — её читают, она активно полемизирует с известной персонажам реальностью. В сериале таинственные фильмы «Когда насытится кузнечик» смотрят лишь единицы. Даже члены сопротивления не считают нужным их не то что копировать и распространять, но и смотреть. Похоже, им достаточно знать, что эти фильмы существуют, а чем они так важны — это как бы не их дело.

Нью-Йорк времён нацистской оккупации: пропаганда, так похожая на рекламные баннеры

При этом в сериале фильмы влияют на ситуацию с какой-то демонстративной иррациональностью. Это постоянный сюжетный «бог из машины». Они не столько показывают персонажам возможность альтернативы, сколько сдвигают сюжет в нужном для сценаристов направлении. В этом смысле они заменяют и постоянно задействованную у Дика «Книгу перемен», роль которой в сериале ограничена общением с нею министра Тагоми.

Все это создаёт липкую смесь достоинств и недостатков, которая чем дальше, тем больше раздражает. Выделить из этой смеси достоинства можно, но отдельно от недостатков их всё равно нет. Но и говорить, что сериал плох, тоже нельзя, — достоинства-то налицо. Главной проблемой создателей «Человека в высоком замке» стала неспособность привести эту смесь хотя бы к относительной однородности, сделать так, чтобы чисто масскультные сюжетные решения не убивали восприятие от действительно сильных драматических эпизодов, а периодическое низвержение зрителя в психологию зла тут же не ставилось под вопрос подчёркнуто мелодраматическими ходами.

Итог: Несмотря на отдельные недостатки, я с чистым сердцем рекомендую посмотреть сериал. Едва ли ему грозит слава «культового», но в целом хорошая репутация у зрителя ему гарантирована. А претензии критиков пускай останутся уделом самих критиков.

Оценка

7

оценка

УДАЧНО

  • несколько отличных актёрских работ
  • впечатляющий альтернативный мир

НЕУДАЧНО

  • спорные отступления от оригинала
  • главные герои кажутся второстепенными

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Чужой: Земля»: первые впечатления. Ксеноморф на свободном выгуле

Сериалы

«Песочный человек», 2-й сезон: книга хуже?!
Хроника кризиса среднего возраста

Сериалы

«Очи Ваканды»: Очи чёрные, очи жгучие
Как минимум это красиво, как максимум — увлекательно.

Сериалы

«Уэнсдей», 2-й сезон: первые впечатления. Мрачно, стильно, интересно!
Тим Бёртон в отличной форме.

Сериалы

Лучшие сериалы 2025 года: первое полугодие. Фантастика, фэнтези и не только
Это ещё не итоги — но кое-что уже можно советовать.

Сериалы

Что там у «Рика и Морти» в 8-м сезоне? Риковое поле экспериментов
Семья Санчесов подвинула Рика, а сам он как будто прошёл психотерапию.

Сериалы

«Уэнсдей» vs «Леденящие душу приключения Сабрины»: какой сериал лучше?
Эпическая битва мистических девушек

Сериалы

Какие сериалы смотреть в августе 2025? Американская готика, шотландские попаданцы, русские чудеса
А также Чужие против андроидов и корейские ангелы в полосочку.

Сериалы

«Левиафан»: неправильное аниме по самому анимешному стимпанку
Почему самая точная экранизация книги про летающих китов вряд ли станет хитом.

Сериалы

Как «Лазарь» Синъитиро Ватанабэ отражает эмоциональную боль нашей эпохи
Аниме меняется вместе с миром, и «Лазарь» — яркий тому пример.
Показать ещё