Все игры по «Дюне»: великие и забытые

92199
8 минут на чтение
«Дюна» получила множество адаптаций — и куда популярнее экранизаций и книг-продолжений оказались видеоигры. Популярнее настолько, что игроки до сих пор удивляются, не обнаружив в оригинале ни дома Ордосов, ни сражений тяжёлых танков посреди песчаных барханов.

Многие ещё с детства знакомы с затягивающими 16-битными побоищами и компьютерной «Битвой за Дюну». Но далеко не все знают, что легендарная «Dune 2» – никакая не вторая часть, и что была другая «Дюна», сделанная совершенно другими людьми.

Dune (1992): первая и забытая

Персонажи и визуальные образы игры Dune (1992) взяты из фильма Дэвида Линча

Если стратегия Dune II стала знаменитой (вполне заслуженно), будучи вопиюще неканоничной по отношению к первоисточнику, то Dune 1992 года от студии Cryo такой популярности не заработала. Она представляет собой смесь жанров — квест-адвенчуру со стратегическим элементом. Проекты получились столь разными из-за того, что компания Virgin Interactive заказала игру сразу двум разработчикам.

Игра от Cryo осталась без внимания совершенно зря — геймплей там действительно занятный. В сюжетном плане игра не ушла далеко от книги и в основном следует ей, а вот образы взяты из экранизации Линча — всё-таки визуальную часть он воплотил удачно.

И на Дюне будут цвести яблони! В Dune (1992) можно озеленять пустыни Арракиса

Цели игрока тут незамысловаты: во-первых, spice must flow, иначе Император осерчает, а во-вторых, победить ненавистных Харконненов. В игре три вида населённых пунктов: сиетчи фременов, деревни поселенцев и вражеские крепости. Первые нужно привлекать на свою сторону, со вторыми торговать, а третьи уничтожать. В одних сиетчах добывается спайс, в других — вода, и то и другое одновременно получать невозможно. Помимо спайса, есть вариант выращивать траву и озеленять планету. Фременам это по душе, а вот врагам — наоборот. Ну и разумеется, своих подопечных можно и нужно вооружать, чтобы они давали отпор всем, кто покусится на разумное, доброе и вечное.

Интересно исполнено игровое меню — оно выглядит как зеркало в комнате Пола Атрейдеса, и в отражении видно, как глаза героя под влиянием спайса постепенно меняют цвет.

Ещё одно достоинство игры — прекрасный саундтрек, позже выпущенный альбомом под названием Dune: Spice Opera. Созданные Стефаном Пикю и Филипом Улрихом композиции органично вписываются в диковинный антураж мира.
Кликни,
чтобы посмотреть видео
you-video
Почему-то с IP адресов других стран ничего не тормозит

Dune 2: игра, о которой вы сразу подумали

Cryo успела сдать свою версию раньше, но лавры достались Westwood. Причём первые наработки Westwood не устроили заказчика, и студия начала делать новую игру, вдохновляясь эксклюзивной стратегией для Sega Mega Drive — игрой Herzog Zwei.

В итоге первую игру полностью затмила блистательная Dune II: The Building of a Dynasty, на просторах СНГ более известная как Dune II: Battle for Arrakis. Вторая «Дюна» стала причиной многочасовых посиделок перед монитором (скорее даже телеэкраном: в 1990-х компьютеры были далеко не у всех, а вот Sega — у многих; в крайнем случае приставка нашлась бы у школьного приятеля). Для множества людей именно она открыла жанр стратегических игр. При желании в неё можно прекрасно поиграть и сейчас, благо у неё есть и браузерная версия.

Рецепт успеха оказался прост: никаких философских размышлений и политических интриг. Создай базу, настрой юнитов побольше да потолще и раскатай соперников в блин!

Игровое поле, вызывающее ностальгические воспоминания у всех детей 1990-х

В игре три фракции, каждая со своими особенностями… Спросите, откуда взялась третья? Всё просто — чтобы игрокам жизнь мёдом не казалась, разработчики добавили династию Ордосов; здесь они представляют собой не аристократический род, а хитрых и жадных дельцов с ледяной планеты, соединённых в коллективный разум.

Игрок волен выбрать любую сторону, выстроить базу (сперва закладывая фундамент из плит — иначе здания будут расти повреждёнными) и начать отвоёвывать планету у конкурентов. Местной валютой служит, конечно, спайс, который ещё нужно переработать, а собирают его харвестеры. Каждый из них может проглотить червь, что способно кардинально менять ход игры.

Ментат дома Ордосов (Dune II)

Игра неканонична не только из-за неясно откуда появившихся Ордосов (на самом деле их вычитали в официальной «Энциклопедии Дюны»). В ней ещё и сильно отличаются события. В оригинале не было никаких перестрелок и танковых боёв в пустыне; большинство конфликтов проходили в форме либо дворцовых интриг, либо схваток на мечах. Силовые поля прекрасно держали огнестрел, и после выстрела из бластера получался компактный «ядерный» взрыв, а вот с холодным оружием подобного не происходило. Впрочем, изрядная часть игроков книгу всё равно не читала. Да и кого волнует канон, когда можно до красных глаз и выгорания кинескопа давить солдат противника тяжёлым танком под запилы Фрэнка Клепаки?
Кликни,
чтобы посмотреть видео
you-video
Почему-то с IP адресов других стран ничего не тормозит

Dune 2000: красивый сиквел-ремейк

Продолжение Dune II вышло в 1998 году, но получило гордое название Dune 2000

Вскоре Westwood отличилась ещё раз, на много лет опередив современную моду на ремейки игр. Новая игра — по сюжету продолжение, а по механике фактически копия Dune 2 — получила название Dune 2000. На самом деле игра поступила в продажу в 1998 году, но Dune 1998 не звучит, да и на ожидании миллениума денег можно было подзаработать.

В этой игре присутствовали видеоролики с живыми актёрами, разделение войск по родам (одни эффективны против пехоты, другие — против техники, плюс несколько специальных юнитов) и даже настоящая 3D-графика! Последняя, правда, была доступна только в версии для PlayStation, а на компьютерах пришлось довольствоваться изометрией и спрайтами. Ещё здесь появилась её величество рамочка — в предыдущей версии юниты приходилось отправлять на задания поштучно либо методом колонны, то есть указывая в качестве точки назначения другой юнит и посылая всю цепочку навстречу приключениям.

Если кто-то желает приобщиться к классике сейчас — в игре есть мультиплеер, до сих пор работающий через клиент CnCNet (Classic Command & Conquer).

Emperor: Battle for Dune — последняя из великих

На Emperor: Battle for Dune (2001) завершился золотой век игр по «Дюне»

Последняя игра в рамках вселенной, к которой приложила руку Westwood, — Emperor: Battle for Dune. В ней сюжет крутился вокруг соперничества трёх Домов за власть над Арракисом и источником спайса. После гибели императора Шаддама Космическая гильдия устроила по сути соревнование за власть над планетой под лозунгом «Пусть победит сильнейший».

В этой игре наконец появилась полностью трёхмерная графика, стали заметно различаться юниты и строения разных сторон, добавились новые фракции (например, мастера генной инженерии c Тлейлаксу, использующие ужасных мутантов, и войска Космической гильдии — с обеими игроку ещё предстоит побороться), а также миссии на родной планете каждой фракции. Разработчики ввели деление миссий на атакующие и оборонительные — причём обороняться приходилось всякий раз, когда противник решал отбить ранее захваченную территорию.

Катсцены были сняты с живыми актёрами

Живые видеоролики, фишка Westwood, никуда не делись, как и прекрасная музыка — наоборот, к проекту присоединились ещё два композитора. Фрэнк Клепаки создал саундтрек для Атрейдесов, где преобладали космические и имперские мотивы, Дэвид Аркенстоун — мрачную и тяжёлую тему для подлых Харконненов, а Джаррид Мендельсон использовал для музыки дома Ордосов холодную электронику.
Кликни,
чтобы посмотреть видео
you-video
Почему-то с IP адресов других стран ничего не тормозит
&index=9&ab_channel=Banzay27

Frank Herbert’s Dune, о которой не принято говорить

На этом золотой век игр по «Дюне» закончился. Правда, был ещё один проект, о котором в приличном обществе упоминать не принято.

В недрах всё той же студии Cryo родилось нечто под названием Frank Herbert’s Dune, созданное по одноимённому сериалу от канала SyFy. Оно представляет собой стелс-экшен — кривой, как крис-нож. Пол Атрейдес, сбежав к фременам, только тем и занимается, что уничтожает злодеев ударами в спину в течение пяти коротких миссий, пополняя при этом запас влаги. Унылый геймплей, малая (к счастью) продолжительность, плохая графика… А ведь когда-то студия делала действительно уникальные игры, пример тому — детективный квест, посвящённый работе КГБ.

В игре Frank Herbert’s Dune поразительные песчаные черви, но они не компенсируют негативные впечатления от примитивного сюжета и скучного геймплея

Стоит упомянуть о фанатском творчестве — целых двух играх Dune III. Одну из них (а затем и Dune IV) сделал украинский разработчик-фанат, добавив к Dune II миссий и сюжетных кампаний, другая Dune III была и вовсе пошаговой стратегией.

Также компания Funcom обещала выпустить несколько игр, в том числе мультиплеерный проект, более всего схожий с Conan Exiles. Об остальных неизвестно вообще ничего. Будут ли они удачными — покажет время.

P.S. Идейные наследники «Дюны»

На основе идей из Dune II Westwood Studios построила собственную франшизу с пророком и харвестерами. В Command & Conquer на смену спайсу пришёл живой минерал тиберий, который вытягивал полезные ископаемые из недр, а вместо Шаи-Хулуда тут — мутанты-висцероиды, появляющееся из тел пехотинцев, скончавшегося от отравления тем самым тиберием. Собственно, тиберий стал и поводом для основного конфликта серии, и его топливом, что неудивительно: кроме «Дюны» разработчики вдохновлялись новостями о войне в Персидском Заливе. За контроль над чудо-минералом бьются две организации: братство NOD, возглавляемое харизматичным и неистребимым Кейном, и GDI, прогрессивный альянс демократических держав.

Первая игра серии, вышедшая в 1996 году — Command and Conquer: Tiberian Dawn — быстро затмила вторую «Дюну», и неудивительно: в истории RTS мало было игр, которые бы так мощно продвигали жанр вперёд. Кроме «рамочки» для выделения войск к важным нововведением следует отнести и неограниченность ресурсов: тиберий умеет разрастаться, а новых юнитов можно штамповать, пока вам не наскучит — или пока компьютер не начнёт тормозить. Кроме того, пускай фракций было всего две, различались они действительно сильно: фанатики NOD полагались на скрытность и подлость, а генералы GDI предпочитали пушки побольше да броню потолще.

Харвестер собирает не-спайс

Противостояние NOD и GDI было комически-клюквенным. И Westwood Studios решили довести эту клюквенность до предела: всего через год вышла Command & Conquer: Red Alert, катком сатиры проходящаяся по стереотипам об Evil Russians и красной угрозе. Исходно игру задумывали как приквел, но потом махнули рукой и выделили в отдельную — и чертовски хорошую! — линейку. Если «тибериумная» серия со всем своим милитаристским пафосом скатилась после шедевральной Tiberian Sun во что-то невразумительное, то все три Red Alert и геймплейно, и нарративно чудо как хороши.

Отдельного упоминания заслуживает и третья ветвь — Command & Conquer: Generals, состоящая всего из одной игры и одного дополнения к ней. В каком-то смысле это было возвращение к истокам: разработчики снова экспериментировали с жанром и опять вдохновлялись новостями. Конфликт был хоть и вымышленным, но приближённым к реалиям — в мясорубке глобальной войны схлестнулись Китай, международный терроризм и США (куда уж без них!).
Закат Command & Conquer: закономерен — в 1998 году Electronic Аrts купила Westwood Studios, а в 2003 году окончательно расформировала её. Под крылом гиганта Westwood успела выпустить две свои лучшие RTS (с аддонами к ним) — Red Alert 2 и Tiberium Sun, но после этого Command & Conquer занимались уже внутренние студии EA. После окончания «тибериумной» серии в 2010 году вышла StarCraft II, конкурировать с которой ЕА была очевидно не в состоянии. К серии они потом возвращались, но не так, как бы того хотелось хардкорным игрокам: в 2012 вышла браузерная Tiberium Alliances, а в 2018 — мобильная Rivals. Последняя была весьма недурна, но разозлила поклонников Command & Conquer, которые посчитали Rivals надругательством над трупом серии.

Зато в 2020 появилось ремастер-издание Tiberian Dawn и Red Alert с перезаписанным саундтреком. Да, это не новая часть, но полноценное возвращение классики. Славное наследие Dune II не затерялось в песках времени и не пошло на корм червям.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Игры

Divinity 3, Control: Resonant и Total War по WH40K — что показали на церемонии The Game Awards 2025

Игры

Во что поиграть в декабре 2025-го и январе 2026-го?
Битемап за Росомаху, сбежавший словно из девяностых шутер про Терминатора, сюрреалистический хоррор про бессоницу, рок против фашизма и многое другое.

Игры

Обзор визуальной новеллы «Зайчик»: горько-сладкая хтонь и тоска 1990-х
Рассказываем обо всех пяти эпизодах.

Игры

Игровой топ-10: самые оригинально обоснованные воскрешения
Ты жил, ты умер, ты воскрес.

Игры

Обзор The Outer Worlds 2. Просто космос какая скука
Бездушная капиталистическая сатира на бездушный капитализм.

Игры

Обзор Dispatch. Супергерои не готовы умирать
Теперь ты — супергерой, Робби. Правда, бывший.

Игры

Sublustrum: удивительная русская стимпанк-игра, родившаяся из музыки
Музыкальный альбом, который захотел стать игрой.

Игры

Обзор Rue Valley. Клон Disco Elysium или нечто оригинальное?
Сбежать из долины за 47 минут.

Игры

Обзор ARC Raiders. Экстракшен для всех и каждого
Как игра от Embark Studios стала такой популярной — и почему именно эта игра может сделать extraction-шутеры мейнстримом.

Игры

Топ-10 персонажей игр, с которыми нельзя закрутить роман (а жаль!)
И видит геймер, да персонаж неймёт.
Показать ещё