Настольная игра «Эпоха облаков»

14233
7 минут на чтение
Большинство настольных экономических стратегий похожи друг на друга. Самые популярные механики изобретены очень давно: размещение рабочих, менеджмент ресурсов, колодостроение, сбор сетов и другие родные для каждого любителя евро возможности. Современные геймдизайнеры в большинстве своём перемешивают эти механики в различных пропорциях и заворачивают в более-менее оригинальный сеттинг. И только некоторые авторы пытаются добавить что-то действительно оригинальное.

Настольная игра «Эпоха облаковТип игры: экономическая стратегия

Автор: Александр Пфистер, Арно Штайнвендер

Художник: Кристиан Опперер

Издатель: Nanox Games

Издатель в России: Hobby World

Количество игроков: 1–4

Возраст игроков: 10+

Время игры: 60–100 минут

Похоже на:

"Великий западный путь", "Серп", «Руины острова Арнак»

Один из создателей «Эпохи облаков», австриец Александр Пфистер, — как раз из таких авторов. Он уже заработал славу геймдизайнера, создающего крепкие и глубокие экономические стратегии с высоким порогом вхождения. В «Момбасе» Пфистер предлагал сыграть в торговцев из Африки, а в «Маракайбо» — из Карибского бассейна. В «Гонконге во тьме» нужно было составить команду спасателей для устранения аварий в мегаполисе, а самая премированная игра Пфистера «Великий западный путь» предлагала посоревноваться в захватывающем процессе перегонки коров. В то же время Пфистер умеет создавать и простые, быстрые, но не менее увлекательные игры, хорошее доказательство тому — его «Остров Скай», «Порт Ройал» и «Королевские товары», партии в которые длятся около получаса. Так что поклонниками этого автора стали игроки с самыми разными вкусами и предпочтениями.

«Эпоха облаков» — игра, которая объединила в себе главные грани таланта Пфистера. Здесь есть неизбитый сеттинг, разнообразие стратегий и действительно оригинальные элементы — и при этом довольно простые правила и партии длиной в час-полтора.

Мы оказываемся в мире, где 15 лет назад случилась экологическая катастрофа. Члены тайного общества «Облако» подожгли леса и нефтяные заводы, из-за чего небо оказалось затянуто бесконечными тучами, а растительность на Земле практически погибла. Города отрезаны друг от друга, и лучшим способом передвижения стали старые добрые дирижабли. Каждый игрок получает личный аэростат и отправляется бороздить отравленные небеса. 

Несмотря на такое мрачное описание, благодаря работе художника мир игры выглядит уютно. Тёплая цветовая гамма, улыбающиеся персонажи на картах и созидательный игровой процесс (помимо прочего, нам предстоит сажать растения и озеленять карту) настраивают вовсе не на упадническое настроение. А если вы пройдёте имеющуюся в игре кампанию из шести сценариев, то ещё ближе познакомитесь с этим миром и своими руками принесёте в него надежду на лучшее будущее.

Но при всех этих благих целях игровой процесс тут соревновательный, вариант кооператива не предусмотрен. Как обычно и бывает в экономических стратегиях, победителя определят победные очки (ПО), которые можно заработать множеством разных способов: сажая растения, улучшая дирижабль, побеждая коварных облачников в городах, строя карты проектов или выполняя задания.

Игроки начинают с небольшой стопкой карт навигации и с дирижаблями, умеющими только недалеко летать и сажать парочку растений. Каждый ход начинается с фазы производства: дирижабль может произвести определённое количество воды, которая в этом засушливом мире стала ценнейшим ресурсом, а вытянутые карты навигации определяют, как далеко полетит дирижабль и сколько произведёт энергии.

Перемещаясь по карте, игроки обязаны закончить движение в городе, где при желании могут сразиться с облачниками за ресурсы. Для победы нужна боевая сила: в начале игры дирижабль ей вообще не обладает, так что придётся за энергию (или драгоценные ПО) тащить карты из колоды навигации, а цифры на картах прибавлять к своей силе. Это рискованное занятие, ведь энергии может и не хватить, а в базовой колоде карт множество единиц и даже коварный ноль. Хотя риск — дело благородное, ведь за проигрыш никакого наказания, кроме напрасной траты ресурсов, не предусмотрено.

Заканчивается раунд фазой действий: каждый игрок что-то делает в городе, в который долетел его аэростат. Можно выбрать строительство: улучшить дирижабль, чтобы он дальше летал, сильнее бил и сажал больше растений, или построить карту проекта. Они бывают очень разными: некоторые тоже улучшают параметры дирижабля, другие приносят ПО, ресурсы или удешевляют дальнейшее строительство. Выбор правильных карт проектов часто оказывается залогом победы. 

Помимо строительства, в фазу действий можно выбрать посадку растений: они принесут вам ресурсы или победные очки, а ещё начнут преображать пустынную карту местности (жетоны растений вытаскивают из чёрного мешочка, и зелёные можно разместить прямо на поле, прикрыв безжизненные пески). И, наконец, третье и самое оригинальное действие в городе — отправка дрона на сбор ресурсов. Только не забывайте — всё небо затянуто непроницаемыми облаками, и что именно скрывается за ними, может стать большим сюрпризом!

Реализовано это так: в начале партии игроки выбирают три полупрозрачных протектора, на большей части каждого из которых изображены облака. В эти три протектора вставляют карты городов. В каждом городе дрон может обнаружить один из четырёх видов ресурсов: воду, металл, энергию или карты проектов, причём ресурсов может быть три, две или одна единица. Всё это отражено на изображении города: если большую часть в нём занимают солнечные батареи, значит, он может принести вам много энергии, а если вы видите шахты и тележки на рельсах — то отправляйте дрон за металлом.

Загвоздка в том, что облака скрывают большую часть картинки. Тщательно изучив видимые части и выбрав задачу для дрона, вы рискуете сильно удивиться, достав карту города из протектора! А некоторые ресурсы ещё и приносят дополнительные бонусы — лишнее действие строительства или возможность выкинуть из колоды слабую карту (злополучный ноль, к примеру). Значок бонуса тоже иногда можно разглядеть сквозь облака — иногда, но не всегда.

Помимо ресурсов, карта города ещё и отправляется в личную колоду игрока, и цифра на ней будет использоваться при определении боевой силы или дальности полёта, когда карта выйдет из колоды после замешивания. Поэтому выбор карты постоянно превращается в интересную задачу со множеством переменных. Правильно ли я разглядел количество ресурсов под облаками? А если правильно, выбрать ли мне карту с большим количеством нужных сейчас ресурсов или лучше взять карту с высокой цифрой, чтобы дальше летать и сильнее бить? 

К этим вопросам добавляется ещё и тот факт, что соперники во время ваших действий не сидят без дела: они тоже выберут какой-то ресурс из вашего города или тоже совершат действие строительства. Благодаря этому в игре практически нет даунтайма. Как получить больше выгоды самому и принести меньше пользы конкурентам? Такие вопросы в «Эпохе облаков» приходится решать буквально в каждом раунде. А раундов совсем немного, так что полтора часа за игрой пролетают незаметно: очень уж они насыщены ситуациями, когда нужно принимать решение.

Поругать игру можно разве что за местами хлипкие, а местами непродуманные компоненты. Например, «облачные» протекторы — в каждый из них по правилам надо запихнуть целых восемь карт! При первой же попытке сделать это один из протекторов у нас лопнул по шву. А ведь этот компонент уникальный, дополнительных купить отдельно не получится! Хорошо, что в коробку их положили с запасом — шесть штук, тогда как для каждой партии нужны только три. Тем не менее после первой же порчи протектора мы решили класть в каждый четыре карты вместо восьми и докладывать в течение партии по мере необходимости. Другие претензии стандартны — тонковатые карты и плохо стыкующиеся друг с другом детали дирижабля, которые нужно переворачивать при улучшении.

Но в процессе игры ничего этого почти не замечаешь. Хотя экономические стратегии часто оказываются «сухими» и слабо связанными с темой, в «Эпохе облаков» очень здорово следить, как яркие дирижабли разлетаются по карте и постепенно обвешиваются всё новыми деталями. Окончательно «сухость» уходит в режиме кампании — сквозной сюжет на шесть сценариев предлагает разные пути к финалу и даже огорошивает неожиданным сюжетным поворотом! В этом режиме Пфистер использует вариант механики наследия, который уже опробовал в «Маракайбо»: никаких наклеек или уничтоженных карт, только жетоны, легко убирающиеся в коробку, так что «Эпоха облаков» не одноразовая игра. 

А можно сыграть и в три отдельных сценария: первый вариант — укороченный, многие возможности в нем урезаны, второй — средний по продолжительности, третий — самый полный и длинный. Именно в третьем можно максимально прощупать все возможности механик: собрать сильную личную колоду, построить движок из карт проектов, разогнать производство ресурсов и огневую мощь. Зато первый и второй прекрасно подойдут для знакомства с правилами.

Пфистер создал ещё одну игру в своём фирменном стиле — соединил проверенные временем механики с оригинальными находками, которые добавили его постапокалиптической стратегии увлекательности.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Игры

Divinity 3, Control: Resonant и Total War по WH40K — что показали на церемонии The Game Awards 2025

Игры

Во что поиграть в декабре 2025-го и январе 2026-го?
Битемап за Росомаху, сбежавший словно из девяностых шутер про Терминатора, сюрреалистический хоррор про бессоницу, рок против фашизма и многое другое.

Игры

Обзор визуальной новеллы «Зайчик»: горько-сладкая хтонь и тоска 1990-х
Рассказываем обо всех пяти эпизодах.

Игры

Игровой топ-10: самые оригинально обоснованные воскрешения
Ты жил, ты умер, ты воскрес.

Игры

Обзор The Outer Worlds 2. Просто космос какая скука
Бездушная капиталистическая сатира на бездушный капитализм.

Игры

Обзор Dispatch. Супергерои не готовы умирать
Теперь ты — супергерой, Робби. Правда, бывший.

Игры

Sublustrum: удивительная русская стимпанк-игра, родившаяся из музыки
Музыкальный альбом, который захотел стать игрой.

Игры

Обзор Rue Valley. Клон Disco Elysium или нечто оригинальное?
Сбежать из долины за 47 минут.

Игры

Обзор ARC Raiders. Экстракшен для всех и каждого
Как игра от Embark Studios стала такой популярной — и почему именно эта игра может сделать extraction-шутеры мейнстримом.

Игры

Топ-10 персонажей игр, с которыми нельзя закрутить роман (а жаль!)
И видит геймер, да персонаж неймёт.
Показать ещё