5 причин поверить в игры с кубиками
16881
9 минут на чтение
В советских журналах для детей иногда печатали простые настольные игры. Фишки двигались по извилистой тропинке в джунглях, среди горных вершин или в пустыне между барханов — лишь бы на кубике выпадало значение побольше. Механика «кинь-двинь» устарела полвека назад, но для людей несведущих именно она (вместе с шахматами и нардами) ассоциируется с настольными играми.

Кубик стал символом нашего хобби, он красуется на каждом втором логотипе сайта, ярмарки и конвента, хоть как-то связанного с настолками. Греметь костями доводится не в каждой игре, но там, где кубики есть, всегда найдётся место бурным эмоциям. Поэтому некоторые их сильно не любят. Один удачный бросок может спутать все планы и вырвать победу из рук лидера.

Итальянская игра IL GIUOCO DEL GIRO D'ITALIA. Вышла в далёком 1930 году.

Игры, основным компонентом которых служат кубики, многие не воспринимают всерьёз. По глубине и разнообразию они обычно проигрывают даже более компактным карточным альтернативам. Про игры-спутники, выпущенные вдогонку к популярному бренду, и вовсе говорить нечего. Marvel Dice Masters хорошо продаётся за счёт популярных комиксов, но недалеко ушла от хаотичного кубометания Quarriors. Но забраковать сразу все игры на кубиках будет несправедливо. Есть множество способов использовать кубики. Alien Frontiers использует механику выставления рабочих, Dungeon Fighter испытывает ловкость игроков, а Biblios определяет с помощью кубиков стоимость карт к концу игры.

Среди многочисленных игр-продолжений, где все компоненты заменены кубиками, попадаются шедевры. Roll for the Galaxy, сбор денег на локализацию которой сейчас завершается на «Бумстартере», тому пример: это стильная, разнообразная и требовательная игра, не уступающая своей карточной предшественнице. «Кубарем по галактике» — во главе нашего списка, первая, но не единственная. Давайте вспомним «кубические» версии популярных настолок, которые оказались достойны оригиналов, и лишь затем разберём удачные решения этой космической настолки.

Читайте также

Начался сбор средств на издание настольной игры «Кубарем по галактике»

Кот-император

10.02.2017

3029

Не успел проект стартовать, как уже собрал в пять раз больше назначенной суммы.

Discoveries: The Journals of Lewis & Clark

Речные просторы Северной Америки становились фоном для настольных игр и раньше (например, в детской Niagara), но в «Клуб 100» мирового рейтинга пробилась именно эта настолка про экспедицию начала XIX века. Игра 2013 года выгодно сочетала механику выставления рабочих и колодостроение с оригинальным перемещением вдоль реки. Игрок передвигал фишку-лагерь и разведчика, нанимал помощников-индейцев и делал записи в дневник. Действия складывались в длинные цепочки, достойные «Доминиона». «Кубическая» версия этой настолки такой глубины не достигла, но сохранила основные достоинства оригинала и добавила азарта. Счёт идёт на очки, которые выдаются за преодоление карт маршрутов.
Вместо общего поля с деревней индейцев у игроков появились личные планшеты и возможность докупать карты с новыми действиями. Чтобы пересекать горы и реки, покупать новые карты или менять выпавшие значения, нужно расставлять имеющиеся кубики на доступные поля. Правила позволяют за один раз выставить любое количество, лишь бы на них были одинаковые символы. Но для большинства эффектов требуются наборы из разных значений, и выставить их за один ход не получится.

Часть кубиков после действия теряется и уходит на одно из общих полей. Вместо хода любой игрок может забрать одну из горстей себе и бросить заново — даже если это кубики соперника! Правда, осторожность не помешает: противник вместо хода может забрать все кубики своего цвета и разрушить собираемые комбинации. Так и проходит партия: сбор ресурсов — рывок, вернул кубики (отменив противнику почти готовый маршрут) — ещё один рывок.

Вердикт: отличный филлер, расширяющий представление о «своих» и «чужих» игровых компонентах.

Pandemic: The Cure

Сейчас, когда «Пандемия. Наследие» бьёт все рекорды продаж, об остальной линейке вспоминают не так часто. И совершенно зря: дизайнеру Мэтту Ликоку удались все игры про врачей. Pandemic: The Cure — самая простая из них, но выиграть всё ещё нелегко. Сюжет, как и раньше, посвящён попыткам врачей без границ одолеть четыре страшные болезни, прежде чем очередная эпидемия уничтожит человечество.
Вместо карты — шесть локаций, похожих на чашки Петри; теперь каждая новая вспышка появляется не в конкретном городе, нарисованном на карточке, а на всём континенте. Нужно вытащить кубик болезни — достаём из мешка и бросаем. Двойка? Значит, в Европу. Шестёрка? В Южную Америку.

Способности героев тоже определяются кубиками, причём у разных ролей встречаются уникальные символы на гранях. Передвигаться по миру можно самолётом (в любую точку) или кораблём (в одну из двух соседних локаций), вылеченные кубики болезни отправляются на планшет карантина. Оттуда их можно брать на анализ, надеясь получить вакцину, или убирать обратно в мешок.

Pandemic: The Cure не так требовательна к игрокам, как прочие «Пандемии», лучше подходит для игры с детьми и прощает некоторые ошибки. Но стоит зазеваться — и мало не покажется. На кубиках действий есть символы биологического заражения, которые приближают эпидемии и могут вернуть на стол все вылеченные болезни из карантина.

Вердикт:

самая дружелюбная «Пандемия». Кубики не ограничивают действия персонажей (их всегда можно перебросить, пусть и не без риска). Перед нами всё та же кризисная игра, только чуть более зависимая от случая.

Roll Through the Ages

Мэтт Ликок успел поработать и над облегчённой версией самой титулованной настольной «Цивилизации», Through the Ages. Задача перед ним стояла сложная: партия в «Сквозь века» длится несколько часов, за которые игроки успевают повидать все эпохи от античности до современности. Строить шахты, театры и чудеса света, двигать науку, воевать друг с другом и привлекать в державу великих людей — в игре не было поля, но большое количество карточек открывало множество путей развития.
Минусы у игры тоже были: длина партии и устойчивые комбинации, которые игроки повторяли из партии в партию. Филлер по мотивам Through the Ages значительно сократил время игры и сохранил её кризисность. Временные рамки пришлось немного сузить — Roll Through the Ages охватывает только бронзовый век (и железный — в версии 2014 года).

Деревянные планшеты выглядят очень стильно и напоминают древние игры — калах и манкалу. За 10 ходов игроки должны набрать максимум очков за науку и строительство чудес. Набор построек общий, но тот, кто первым закончит каждую из пирамид, получит больше очков. Ресурсы для развития — пища, товары, люди — приносят броски кубиков. На одной грани каждого есть символ катастрофы — она отнимает очки (кубики можно перебрасывать, но негатив от катастроф складывается). В поздних раундах с этой напастью можно и нужно бороться. Работники и города требуют много пищи, но позволяют строить большие чудеса и приносят новые кубики, цепочка «товар-деньги-товар» прирастает новыми звеньями. Место на складе не бесконечное, чтобы излишки не сгорали, их тут же приходится пускать в производство. Взаимодействие игроков добавляется в дополнении — в базовой версии войны нет.

Вердикт: уже не «Цивилизация», а скорее настольный «Цезарь» или «Фараон». Сильная (для такой компактной игры) экономическая составляющая. Хороший вариант для тех, у кого нет времени на полную версию Through the Ages.

Space Cadets: Dice Duel

Практически неизвестный у нас патигейм про космос. Оригинальная игра была полностью кооперативной и чем-то напоминала Space Alert. Игроки управляли маленьким корабликом, прыгали из сектора в сектор, уклонялись от астероидов и выполняли задания. Несмотря на удачное оформление, от критиков игре досталось: до Space Cadets авторы игры работали над варгеймами, и это чувствуется. Только подумайте: в команде было целых девять ролей (включая акустика, инженера по щитам и оператора захвата), и, если игроков было меньше, их приходится совмещать. Слишком много нюансов для компанейской забавы.
Space Cadets: Dice Duel удалось невероятное. Игра с кубиками по мотивам более внушительной настолки обогнала предшественницу по популярности. Дизайнеры поработали над ошибками и круто изменили жанр: дуэль двух кораблей вместо приключения. Отказались от сложных правил в пользу наглядности и переместили все действия на кубики. Теперь капитан каждого корабля владеет горстью белых шестигранников и запускает каждым из пяти значений отдельную систему. Выпала единица — наводчик побежал запускать торпеду, выпала пятёрка — корабль готовится прыгнуть в чёрную дыру. Все действия в реальном времени!

Скорость работы систем зависит лишь от расторопности капитана и его подчинённых. Офицерам постоянно приходится быть начеку. Передвигаться корабль может только рывками, собирая из трёх выпавших кубиков петлю или зигзаг. Щиты могут прикрывать корабль с одной из четырёх сторон, и торпеда может залететь с неприкрытого бока. Луч захвата позволяет не только собирать усиливающие кристаллы, но и сталкивать противников с астероидами.

Вердикт: игра для вечеринок, которая подходит для гиков больше, чем сами вечеринки. После выхода похожего на неё Captain Sonar ей уделяют меньше внимания, чем она заслуживает.

Кубарем по галактике

Чтобы познать всю прелесть Roll for the Galaxy, нужно увидеть слабые места её предшественницы. Race for the Galaxy работала как часы: универсальная валюта — карты — управляла всеми процессами. Поиск, торговля товарами, выставление планет и улучшений… Игра ставила перед жёстким выбором: беречь до поздней стадии дорогие карты или ставить за их счёт что-то попроще. Тем и цепляла.

Не спешите ругать новинку за отход от канона. В Roll for the Galaxy ресурсы разделились, но выбор не стал менее кризисным. Тайлы построек сдвоенные, выбирай: улучшение или мир. Совмещение этих двух опций — баланс, которого в оригинале не было. Когда захватчику-милитаристу раз за разом шли в руку сплошные улучшения, Контактёры и Шахтёрские лиги, очень хотелось ввести похожий хоумрул. Выбор фаз, перекочевавший с карт на кубики, стал разнообразнее (при том что торговлю убрали, а производство и потребление склеили вместе). В оригинале партии быстро сводились к шаблонам: можно было жать на одну кнопку и получать результат. Это здорово, если ты победитель, но когда сосед в очередной раз получает 10 очков за ход, потому ему повезло с «синими» мирами, опускаются руки.