Элизиум: Рай не на Земле 1
К 2154 году богатейшие люди улетели с перенаселённой и загрязнённой Земли на орбитальную станцию «Элизиум». Здесь чистый воздух, нет голода и болезней, услужливые дроиды подают напитки. А на Земле с трудом выживают бесправные неграждане, мечтающие скопить на билет в рай. Жители «Элизиума» скрывают от бедняков новейшие достижения медицины и беспощадно отстреливают нелегальных иммигрантов. Рабочему Максу да Коста, умирающему от болезни, не могут помочь земные врачи, а значит, ему нужно любой ценой попасть на «Элизиум».

Жанр: научно-фантастический боевик
Режиссер: Нил Бломкамп
В ролях: Мэтт Деймон, Джоди Фостер, Шарлто Копли
Похоже на:
«Джонни Мнемоник» (1995)
«Вспомнить всё» (обе версии)

Нищета против роскоши, грязь против стерильной чистоты, нормальные человеческие отношения против официоза и интриг — как и предыдущая работа режиссёра Нила Бломкампа, «Район №9», этот фильм построен на контрастах. Футуристической станции «Элизиум», напоминающей по антуражу Цитадель из Mass Effect, противопоставлены трущобы, такие же, как в современных Сан-Пауло или Мумбаи. Только грязный испаноязычный город, где начинается действие, — это Лос-Анджелес будущего, что лишний раз напоминает: от катастроф не застрахован и нынешний «золотой миллиард».

«Элизиум» швыряет в лицо западному обывателю картину того, как живут обитатели «третьего мира» и эмигранты оттуда. Эксплуатация бесправных неграждан, жестокость полиции, безработица, презрение изнеженных «элоев» к грязным «морлокам» и отчаянные попытки бегства с умирающей Земли показаны так ярко и выпукло, что отдельные сцены можно принять за пропаганду, снятую по заказу какой-то социалистической партии. От Бломкампа после «Района №9» ждали остросоциальной фантастики, и он не подвёл.

tumblr_muql6rblQa1s8ln08o1_1280[1]

Лос-Анджелес будущего похож на нынешние «мегаполисы трущоб».

Но, помимо основной морали, две работы одного режиссёра имеют не так уж много общего. Истинные соседи «Элизиума» по жанру — классические НФ-боевики с чертами антиутопии, киберпанка и постапокалипсиса. Фильм сродни и обеим версиям «Вспомнить всё», и недавнему «Обливиону», а сравнение с «Джонни Мнемоником» напрашивается так явно, что впору назвать «Элизиум» очень вольной и более удачной экранизацией Гибсона.

Многим из собратьев-предшественников фильм проигрывает в зрелищности — компьютерной графики здесь по меркам жанра не так уж много, декорациями служат трущобы и руины, и глаз отдыхает лишь на видах космической станции. Да и использование ручной камеры в некоторых сценах явно было лишним. Но фильм компенсирует эти недостатки благодаря динамичному экшену, отличной актёрской игре и внятному сценарию.

История о беглеце, ставшем мишенью для властей и последней надеждой для повстанцев, не оригинальна, но на удивление логична, а мотивация персонажей идеально продумана. «Элизиум» — редкий в последние годы пример блокбастера, где нет ни одной сцены, вызывающей желание воскликнуть: «Персонажи, зачем вы делаете эту глупость?» Каждая сторона действует разумно и отстаивает свои интересы. Даже положительные герои поначалу думают не о великой миссии и спасении человечества, а о том, как выжить и добыть денег.

Время Иисуса! Ах, чёрт, не тот фильм.

Время Иисуса! Ах, чёрт, не тот фильм.

Игроки в этом многостороннем конфликте выглядят реальными и живыми ещё и благодаря актёрам. И циничная бюрократка Делакур, намеренная свергнуть слишком «мягкое» правительство, и контрабандист Паук, волей случая превратившийся в вождя революции, сыграны как убедительные личности. Но всех затмевает смачный злодей Крюгер в исполнении Шарлто Копли — циничный остряк, садист, безумец и патологический предатель. Его фразы («Я против того, чтобы показывать насилие детям… так что закрой свои чёртовы глаза!») наверняка станут крылатыми.

В окружении этих ярких образов персонаж Мэтта Деймона бледнеет. Он кажется обычным крутым парнем из боевика, которому даже лучевая болезнь не мешает расшвыривать врагов пачками (Бломкамп умело выкрутился, надев на Макса боевой экзоскелет, который позволяет объяснить богатырскую силу инвалида). Но красивым поступком в финале и Макс зарабатывает наше уважение. Такие герои и такие истории нужны хорошей фантастике.

Умный и остросюжетный боевик с социальным подтекстом, которому не хватает лишь оригинальности и визуальной красоты.
elysium[1]
Стоит ли читать?
УДАЧНО
продуманный сюжет
социальный подтекст
актёрская игра
НЕУДАЧНО
операторская работа
всё это уже где-то было
8
ХОРОШО

Читайте также

Статьи

«Дюна» после Герберта. Книжные приквелы, компьютерные игры и немного настолок 11
0
10053
«Дюна» после Герберта. Книжные приквелы, компьютерные игры и немного настолок

Арракис жил, жив и будет жить

«Сын за сына»: первые впечатления от старта второго сезона «Дома дракона» 4
0
47974
«Сын за сына»: первые впечатления от старта второго сезона «Дома дракона»

Дарконы вышли, но чуть-чуть.

Элизабет Мун «Население: Одна». Старикам тут место
0
67479
Элизабет Мун «Население: Одна». Старикам тут место

Классическая история Контакта с нетипичной героиней

Что известно об Exodus — будущей научно-фантастической игре от ветеранов Bioware 8
0
114047
Что известно об Exodus — будущей научно-фантастической игре от ветеранов Bioware

Игра, в которой могут пройти тысячелетия.

Художник Эльдар Закиров:
0
210186
Художник Эльдар Закиров: палеонтология, научная фантастика и книжные иллюстрации

Беседа с художником о научной иллюстрации, быстром искусстве и осознанных сновидениях

«Майор Гром: Игра»: фильм против комикса
0
161885
«Майор Гром: Игра»: фильм против комикса

В чём экранный майор превзошёл оригинал — а где оказался лишь его бледным подобием

Говорим о творчестве Йена Макдональда в 130 выпуске «Фантастического подкаста»
0
329870
Говорим о творчестве Йена Макдональда в 130 выпуске «Фантастического подкаста»

Все книги и рассказы ирландского фантаста — в одном выпуске

Читаем книгу: Мер Лафферти — Станция «Вечность» 1
0
175108
Читаем книгу: Мер Лафферти — Станция «Вечность»

Отрывок, в котором сбежавшая от землян одиночка узнает, что земляне нагнали её даже в космосе.

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: