Сериал «Дом Совы»: «Гравити Фолз» в атмосфере Босха

42795
5 минут на чтение
Луз Носеда — самоуверенная фриковатая девочка, чья непосредственность постоянно вызывает проблемы. Однажды в детском лагере она последовала за милой совушкой и попала в волшебный мир, населенный странными существами. Там девочка встретила Иду — могущественную ведьму, объявленную в розыск. У Луз появилась великолепная возможность стать настоящей ученицей волшебницы! Правда, неприятностей у ведьм намного больше, чем у обычных девочек в летнем лагере…

У «Дома Совы» непростая судьба. Запланированная на 2019 год премьера переехала на 2020-й, а теперь, после десятого — далеко не финального — эпизода, сериал ушёл на перерыв. В принципе, для мультсериалов это нормально. Но фанатам диснеевских сериалов 2010-х хорошо знакомы вынужденные паузы в выпуске сериалов, после которых те становились чуть-чуть хуже. А иногда и не чуть-чуть. Да, «Звёздная принцесса и Силы Зла»?

Дана Террас, создательница «Дома Совы», работала раскадровщицей «Гравити Фолз», а после его окончания предложила студии свой проект. Ещё она режиссёр первого сезона новых «Утиных историй», откуда к ней пришла сценаристка Рэйчел Вайн. «Дом Совы» — первый собственный проект Террас… и первая хоррор-комедия от студии Disney.

Студия всё чаще экспериментирует с форматами — до известного предела. Творческой команде каждого шоу даётся некоторая свобода в расширении границ дозволенного. Конечно, сами эти границы во многом искусственны и возведены самой студией. Но тем не менее что «Гравити Фолз», что некоторые эпизоды «Звёздной принцессы» многие воспринимают как рискованные проекты — с обилием мрачных сцен, чёрным юмором и порой даже демонстрацией насилия.

«Дом Совы» заходит ещё дальше, чем предшественники — на территорию Викки и оккультных практик.
Источником вдохновения Террас называет средневековые маргиналии (рисунки в рукописных книгах) и картины Иеронима Босха. Ей хотелось сделать сериал, который бы воспроизводил его сюрреалистические миры и мрачную эстетику северного Возрождения, потому что она «никогда не видела подобных мультфильмов». Последние слова не более чем кокетство, но кое в чём Дана права: для семейных мультсериалов эстетика Босха была закрыта. Можно поспорить, насколько заметны его мотивы в «По ту сторону изгороди», но «Дом Совы» отрывается с ними на полную — кишки и отрубленные головы прилагаются.

Эстетика Босха сполна проявляется в мире сериала. Да, сочетание мрачного фэнтезийного средневековья, причудливых монстров и элементов современности уже знакомо «Диснею». Но Кипящие острова с их фантастическим костяным пейзажем и обилием непривычных пугающих демонов — уникальное место, не похожее на сумасшедшие миры «Звёздной принцессы». По колориту «Дом Совы» ближе к работам Джима Хенсона.

Но что насчёт сюжета?
У «Дома Совы» достаточно самобытности, чтобы отличаться от других диснеевских сериалов, но недостаточно, чтобы его с ними не сравнивали. Хотя сериал и обвиняют во вторичности по отношению к «Гравити Фолз», «Звёздной принцессе» и «Амфибии», эти обвинения не совсем справедливы. Проекты одной студии, выпущенные в одно и то же время и курируемые почти одними и теми же людьми, будут неизбежно похожи (кстати, Алекс Хирш участвовал в создании «Дома Совы» и даже озвучил одного персонажа). Особенно если они принадлежат одному жанру — в данном случае комедийному фэнтези с попаданцами.

Правда, некоторые проблемы с заимствованиями у «Совиного дома» всё-таки есть. Например, действительно ли сериалу нужна игра с шифрами, как в «Гравити Фолз»? Отношения Луз и её наставницы во многом уникальны, но заимствованный из того же «Гравити Фолз» троп «экстравертная юная чудачка и жуликоватый возрастной наставник» слишком бросается в глаза. Ида в прошлом драматично поссорилась с родной сестрой и владеет магазинчиком, где продаются всякие странные ветхие редкости. Знакомо?
Но надо отдать «Дому Совы» должное: несмотря на повтор некоторых приёмов и образов, ему удаётся создать оригинальные ситуации и приятных персонажей. Героини очень радуют, будь то крутая и раскрепощённая Ида, умненькая девочка-гордячка Эмити или холодная, но привязанная к сестре Лилит. Луз — чуть более типичная современная диснеевская героиня, активная жизнерадостная девочка-гик, но безмерно обаятельная и поставленная в совершенно иные условия, чем её предшественницы.

Персонажи-мужчины не то чтобы плохи, но явно находятся на втором плане и не сильно влияют на ход истории — даже Король, который скорее выступает в роли говорящего питомца-спутника. При этом герои сериала очаровательны и забавны — и не только те, что созданы как чисто комедийные персонажи. Вообще «Дом Совы» очень остроумен — сразу видно школу «Гравити Фолз».

А вот что действительно портит впечатление, так это звучащая в финале мораль. Конечно, этим грешат все диснеевские работы, но в «Доме Совы» дидактичность особенно заметна. Персонажи буквально поворачиваются лицом в камеру и в неестественных выражениях рассказывают зрителю, какой урок они вынесли из истории.

Сами же приключения разнообразны и интригующи. Некоторые зрители упрекают «Дом Совы» в обилии филлеров, но это вряд ли проблема. У сериала горизонтально-вертикальная структура, и естественно, что поначалу мы видим отдельные новеллы, не связанные с основным эпическим сюжетом. Именно благодаря им и возникает особенная сказочная атмосфера, которую внешний сюжет, может, и не разрушил бы, но уж точно бы ослабил. Герои живут в своём сумасшедшем босхианском мире, встревают в неприятности, всё глубже и глубже знакомятся с сеттингом и лором, и это здорово. Так погружение в невероятную жизнь Кипящих островов становится намного мягче и увлекательней.
«Дом Совы» — сериал не без недостатков, но подкупающий своим обаянием. В чём-то он повторяет предшественников, а в чём-то проявляет самобытность и индивидуальность. Он прекрасно осознаёт своё культурное наследие, не делает вид, что до него не было «Гарри Поттера» и миллиарда других подростковых историй о юных ведьмах и волшебниках, — и при этом обогащает жанр. Хотелось бы, чтобы после перерыва все несомненные достоинства сериала не оказались выброшенными в угоду… чему-нибудь.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Чужой: Земля»: первые впечатления. Ксеноморф на свободном выгуле

Сериалы

«Песочный человек», 2-й сезон: книга хуже?!
Хроника кризиса среднего возраста

Сериалы

«Очи Ваканды»: Очи чёрные, очи жгучие
Как минимум это красиво, как максимум — увлекательно.

Сериалы

«Уэнсдей», 2-й сезон: первые впечатления. Мрачно, стильно, интересно!
Тим Бёртон в отличной форме.

Сериалы

Лучшие сериалы 2025 года: первое полугодие. Фантастика, фэнтези и не только
Это ещё не итоги — но кое-что уже можно советовать.

Сериалы

Что там у «Рика и Морти» в 8-м сезоне? Риковое поле экспериментов
Семья Санчесов подвинула Рика, а сам он как будто прошёл психотерапию.

Сериалы

«Уэнсдей» vs «Леденящие душу приключения Сабрины»: какой сериал лучше?
Эпическая битва мистических девушек

Сериалы

Какие сериалы смотреть в августе 2025? Американская готика, шотландские попаданцы, русские чудеса
А также Чужие против андроидов и корейские ангелы в полосочку.

Сериалы

«Левиафан»: неправильное аниме по самому анимешному стимпанку
Почему самая точная экранизация книги про летающих китов вряд ли станет хитом.

Сериалы

Как «Лазарь» Синъитиро Ватанабэ отражает эмоциональную боль нашей эпохи
Аниме меняется вместе с миром, и «Лазарь» — яркий тому пример.
Показать ещё