Сериал «Пингвин»: лицо со шрамом покоряет экраны

4991
5 минут на чтение
После смерти Кармайна Фальконе средний мафиози Освальд Кобб, также известный как Пингвин, использует образовавшийся в криминальном мире Готэма хаос, чтобы прибрать город к рукам. Но внезапно вышедшая из психлечебницы «Аркхэм» дочь Кармайна — София Фальконе — сильно осложняет дело.
В далёком уже 2014 году на экраны вышел дерзкий сериал «Готэм» о молодости героев и злодеев вселенной DC. Поначалу его достоинством был реалистичный подход. Многие знакомые персонажи, в том числе Пингвин, из гротескных комиксных образов превратились в обычных людей, что сразу же добавило им психологичности и привлекательности. К сожалению, заданный стиль не продержался даже до конца первого сезона.
Восемь лет спустя Мэтт Ривз снова приземлил Бэтмена в современный быт. Получилось стильно, необычно и свежо. Особенно поражал образ Пингвина, которого сыграл Колин Фаррелл. Узнать актёра можно было только из титров: трёхчасовое преображение от гуру пластического грима Майка Марино делало из Фаррелла другого человека. Но оставалось ощущение, что такого яркого персонажа в фильме преступно мало. Что ж — он получил собственный сериал, который продолжил изначальную идею «Готэма»: DC без какой-либо комиксовости.
Для всех, кто хотел рассмотреть Пингвина поближе, этот сентябрь стал праздником. А рассматривать есть что. Да, мы снова про грим, но он и правда так хорош, что заслуживает отдельного обсуждения. И дело не только в неузнаваемости Колина Фаррелла. Художники постарались, чтобы их работа говорила о персонаже не меньше самого актёра. Шрам на пол-лица свидетельствует о непростом прошлом Оза — нам не расскажут, откуда он, но сразу возникает ассоциация с героем Аль Пачино из «Лица со шрамом». Губа приподнята, чтобы то и дело обнажать несколько золотых зубов и хищный оскал. Сдвинутые брови придают герою задумчиво-сердитый вид. Ну и, ясное дело, клювовидный нос — Пингвин, как-никак. 
В итоге это, по идее, отталкивающее и неприятное лицо можно заворожённо рассматривать часами. Величайшее достижение пластических гримёров «Пингвина» в том, что их работа не только выдерживает суперкрупные портреты, но и никак не стесняет мимику актёра, позволяя ему играть мельчайшими лицевыми мышцами. С этим сложный грим обычно не справляется. И тут уже в игру вступает талант Фаррелла: горящие глаза, нюансная игра, хриплый голос с ярким итальянским акцентом. Одна вступительная сцена, где Пингвин рассказывает про своего кумира детства, чего стоит.
Под пристальное изучение попадает не только внешность героя, но и его характер, его история. Здесь сценаристы попали в классическую ловушку рассказа об отрицательном персонаже. Все знают, что Пингвин — злодей. Значит, надо наделить его достаточным количеством харизмы, противоречий и бэкграунда, чтобы вызвать некую долю симпатии и заставить зрителя смотреть сериал. Но перебарщивать с этим тоже нельзя: важно не забывать, что перед нами убийца, монстр. Что бы с ним ни произошло в персональном сериале, в следующем фильме Бэтмен начистит Озу столь кропотливо созданную физиономию, и зритель должен быть этому рад.
Подобный путь тернист и часто приводит к зрительскому разочарованию. Не обошлось без этого и в «Пингвине». Логичность и необходимость некоторых сценарных решений (особенно в финале) никак не умаляют расстройства от самого факта их наличия. Не удались и некоторые второстепенные герои, которых явно создали для одной-двух ярких функциональных сцен, забыв нормально прописать весь остальной багаж. Таким оказался герой хорошего актёра Тео Росси (перебежчик из Marvel — Шейдз из «Люка Кейджа»), совершенно пустая роль психиатра Джулиана Раша.
Иногда кажется, что авторов больше интересовали образы героев, чем то, что с ними происходит. От этого сериал превращается в битву актёрских талантов и спорных сюжетных решений. Вся история «Пингвина» строится на противопоставлении и взаимодействии персонажей с похожими основами. Освальд намертво привязан к собственной матери, он буквально одержим идеей добиться успеха и финансового благополучия ради неё. Уличный воришка Виктор Агилар (в исполнении буквального Беглеца из Marvel Рензи Фелиза) крайне уважал своего отца и после его гибели ищет ему замену. София Фальконе (та самая «мама» Кристин Милиоти), наоборот, убегает от отцовского предательства. Да-да, во всём виноваты родители. 
Путь Пингвина к власти тоже усеян чередой странных случайностей, нелогичных поступков и совпадений. На чём строится власть Софии, почему за ней следуют люди? Как можно было не почувствовать запах бензина? Почему весь план мести построен на психоаналитике? Если смотреть на широкие мазки и сосредотачиваться только на сюжете, сериал окажется слабой пародией на «Клан Сопрано» в стильных, но не очень разнообразных декорациях. Претендентом на лучший сериал 2024 года «Пингвина» делает одно.
Актёры! Любая неточность и нелогичность перекрывается первоклассной игрой абсолютно всех исполнителей. А главное, взаимодействием героев между собой. История с матерью Кобба могла бы быть невероятно банальной и отталкивающей, если бы не потрясающая химия между матерью и сыном, превращающая каждый их диалог в мини-шедевр. Да и вообще между ними не всё так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Характер Освальда рядом с мамой и без неё отличается разительно. Отдельного восхищения достоин юный актёр Райдер Аллен, сыгравший маленького Освальда во флешбэках. Очень точная передача образа во всех нюансах, никаких сомнений в том, что он и герой Фаррелла — один и тот же человек. 
Пара Оз — Виктор тоже на высоте. Авторы решили построить интересную параллель, подарив Пингвину своего Робина. По комиксам Джейсон Тодд попался Бэтмену, когда пытался снять колёса с «Бэтмобиля». Вик пришёл в жизнь Оза аналогичным образом. В пару к хромоте Пингвина Виктору было придумано заикание. При помощи него актёр очень чётко показывает свой уровень стресса и уверенности в себе, а в финальной сцене оно вообще играет очень важную символическую роль, к сожалению, понятную только при просмотре в оригинале. Милиоти прекрасно изобразила человека, разрушенного изнутри под влиянием психиатрической лечебницы. От Софии не знаешь чего ожидать в следующую секунду: чтобы выжить, она привыкла подмечать каждую мелочь, её отношения с окружением — натянутая струна. А с Пингвином у неё выстраивается эмоциональная арка всех оттенков дружбы и ненависти.
Сценаристам удалось рассказать историю Пингвина так, чтобы зритель полюбил его в начале и возненавидел в конце. Так уж нужно было идти именно этим путём? Хочется ответить, что нет, но и варианта, как было бы лучше, — тоже нет. Так или иначе, невероятного удовольствия от просмотра восьми серий приключений нелепого, но жуткого короля Готэма это не отменяет.
Гангстерский сериал, в котором важнее выстрелов, хитрых планов и неожиданных поворотов становятся модуляции голоса, ухмылки, шёпот, акцент и взгляды. Где то, что именно происходит, становится не так важно, чем то, как оно происходит. Где проникновенный диалог куда мощнее хорошо поставленной драки. И самые страшные ужасы спрятаны в головах героев, а не на экране.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Чужой: Земля»: первые впечатления. Ксеноморф на свободном выгуле

Сериалы

«Песочный человек», 2-й сезон: книга хуже?!
Хроника кризиса среднего возраста

Сериалы

«Очи Ваканды»: Очи чёрные, очи жгучие
Как минимум это красиво, как максимум — увлекательно.

Сериалы

«Уэнсдей», 2-й сезон: первые впечатления. Мрачно, стильно, интересно!
Тим Бёртон в отличной форме.

Сериалы

Лучшие сериалы 2025 года: первое полугодие. Фантастика, фэнтези и не только
Это ещё не итоги — но кое-что уже можно советовать.

Сериалы

Что там у «Рика и Морти» в 8-м сезоне? Риковое поле экспериментов
Семья Санчесов подвинула Рика, а сам он как будто прошёл психотерапию.

Сериалы

«Уэнсдей» vs «Леденящие душу приключения Сабрины»: какой сериал лучше?
Эпическая битва мистических девушек

Сериалы

Какие сериалы смотреть в августе 2025? Американская готика, шотландские попаданцы, русские чудеса
А также Чужие против андроидов и корейские ангелы в полосочку.

Сериалы

«Левиафан»: неправильное аниме по самому анимешному стимпанку
Почему самая точная экранизация книги про летающих китов вряд ли станет хитом.

Сериалы

Как «Лазарь» Синъитиро Ватанабэ отражает эмоциональную боль нашей эпохи
Аниме меняется вместе с миром, и «Лазарь» — яркий тому пример.
Показать ещё