Что там у «Рика и Морти» в 8-м сезоне? Риковое поле экспериментов

4255
4 минуты на чтение
В конце июля завершился восьмой сезон мультсериала «Рик и Морти». Это уже второй сезон, в котором Джастин Ройланд не участвует в озвучивании после увольнения в январе 2023 года. И хотя он сам и его компания Justin Roiland's Solo Vanity Card Productions! по-прежнему указаны в титрах, «Рик и Морти» всё дальше отходит от изначальной концепции. 
То, что было заявлено как фишка сериала — постоянные эксперименты, — увело эту франшизу далеко от корней. Сегодня это больше «Приключения семейки Санчес в бесконечной мультивселенной», чем сумасшедшие и травмирующие похождения внука-младшеклассника и его жестокого неэмпатичного деда. «Мы поняли, что хотим уделить внимание всей семье», — объясняет один из продюсеров и сценаристов шоу Скотт Мардер в интервью IndieWire. — «Наши любимые сюжеты, конечно, связаны с Риком и Морти, но остальные персонажи настолько яркие, что идеи серий о Джерри, Саммер или Бет появляются совершенно естественно. Мы собираемся в сценарной комнате, и побеждает самая захватывающая идея дня».
Одним это изменение пришлось по вкусу — стало меньше оскорбительных шуток, построенных на страданиях Морти и унижений его отца Джерри. Другие же увидели сдавшихся под давлением корпорации создателей, которые положили изначальную идею на алтарь в угоду мейнстриму. Даже основных персонажей уже второй сезон озвучивают совершенно другие люди, список сценаристов полностью изменился. А общественная мораль прошла с 2014 года такой длинный путь, что реальность прошлого десятилетия воспринимается едва ли не как параллельная вселенная. 
При этом создатели «Рик и Морти» продолжают говорить, что остаются верны изначальной задумке. «В этот раз сезон возвращается к истокам с безумными эпизодами и интеллектуальными сюжетами. Но есть и лёгкая сюжетная арка, где Рик пытается разобраться в отношениях с семьёй», — говорит Мардер. Это в основном выражается тем, что каждому члену семьи в сезоне уделяют отдельное внимание. 
Например, первый эпизод «Саммер всех страхов» концентрируется на Морти и его старшей сестре, оказавшихся внезапно взрослыми — и явно в параллельной вселенной. Мардер рассказал, что на авторов сильно повлиял сериал «Наследники» — именно он вдохновил их написать «реалистичный» эпизод со взрослыми версиями Саммер и Морти. Сценаристка эпизода Джесс Лочер («Озорные анимашки» (2020–2023) взяла сюжет о возвращении в школу или колледж со знаниями взрослого человека и перевернула его с ног на голову. Получился один из сильнейших эпизодов сезона.
Четвёртый эпизод «Последнее искушение Джерри», напротив, стал одним из самых низкооценённых в истории сериала (пятое место с конца с рейтингом 6.3 на IMDB). В серии, где Джерри превращается в огромного пасхального кролика в стиле хоррора «Муха», собраны сразу все проблемы типичного плохого эпизода «Рика и Морти» — бессмысленные отсылки, натужные шутки, боди-хоррор только ради дополнительной жести (в последние годы сериалу всё труднее её чем-то оправдывать) и пошлость в титанических размерах. Такие серии словно говорят нам, что создатели не определились, на какую аудиторию работают: на гиков-фанатов научной-фантастики или на любителей анимации 18+. Восемьдесят эпизодов прошло — пора бы и решить!
Глобальный лор сериала, кажется, вообще не сдвинулся с места после убийства Рика Прайма в прошлом сезоне. Скотт Мардер не слукавил, когда говорил, что механика написания сериала сегодня — найти интересную концепцию и выдумать вокруг неё эпизод. Вот только магистральная сюжетная линия в таком случае уходит на третий план.
Сложно сказать, что сыграло с авторами злую шутку: то, что канал ещё в 2020-м заранее заказал 70 эпизодов вперёд, или взросление аудитории, которая 11 лет назад в основном состояла из подростков и молодых взрослых. Сериал должен на чём-то закончиться, но непонятно, в какой точке придётся остановить историю. И насколько могут вырасти персонажи? Старые болевые точки все уже сто раз пережаты, и унижать Джерри, показывать Бет алкоголичкой, а Морти слабохарактерным нытиком уже нет смысла.
Поэтому создатели выбрали путь изменений: они пытаются разобраться в чувствах Бет к самой себе, делают Саммер злой, а Рик постепенно превратился из антигероя, который портит всё, едва появляясь в кадре, в спасителя. В новом сезоне все только и ждут, когда Рик построит какой-нибудь гениальный девайс и исправит положение. Знаете эту фишку из американских ситкомов, когда спустя несколько сезонов при появлении любимого персонажа в кадре аудитория на площадке восторженно улюлюкает и аплодирует? Вот Рик достиг примерно такого же уровня величия. Как только он достает из-под плаща очередной deus ex «решатель проблем», ты сам в голове прокручиваешь: «Да, детка, классический Рик вернулся!».
Проблема в том, что восьмому сезону сложно найти новый импульс для развития Рика. Создаётся впечатление, что рост его как персонажа застопорился. В пятом эпизоде прошлого сезона оказалось, что Рик Прайм стёр жену Рика из всех параллельных измерений — он больше никогда не сможет найти новую Дайен. Теперь сценаристам осталось искать новые эмоциональные крючки для Рика Санчеса. Финал восьмого сезона «Горячий Рик» возвращает нас к горю учёного по погибшей жене и делает это вполне удачно с точки зрения научно-фантастической концепции. Однако и в эпизоде, и во всём сезоне Рик выглядит так, словно за полтора года, что мы ждали новые серии, он прошёл курс психотерапии и смирился с тем, что его жизнь никогда не будет идеальной, сколько вселенных ни обойди. 
Рановато, не считаете? Смотреть на приключения чокнутой семейки, конечно, весело, но «Рик и Морти» всегда жил за счёт надрыва, невысказанных проблем, подавления боли и ярости. И в таком контексте шоу уже давно оторвалось от своих корней.
Восьмой сезон сериала неоднороден по качеству. Есть великолепные эпизоды, например «Саммер всех страхов» или «Горячий Рик», и серые, слабо написанные, как «Риканутее, чем вымысел» или «Валкирик». 
А впрочем, разве в прошлом было иначе? Начиная с четвёртого сезона, когда у сериала практически полностью сменилась команда основных сценаристов, «Рик и Морти» превратился в поле для экспериментов. Уход Джастина Ройланда только подстегнул изменения — и вряд ли сейчас хоть кто-то может с уверенностью сказать, чем является «Рик и Морти». Но за этот безумный микс мы его и любим. Другого такого мультсериала нет во всей мультивселенной.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Чужой: Земля»: первые впечатления. Ксеноморф на свободном выгуле

Сериалы

«Песочный человек», 2-й сезон: книга хуже?!
Хроника кризиса среднего возраста

Сериалы

«Очи Ваканды»: Очи чёрные, очи жгучие
Как минимум это красиво, как максимум — увлекательно.

Сериалы

«Уэнсдей», 2-й сезон: первые впечатления. Мрачно, стильно, интересно!
Тим Бёртон в отличной форме.

Сериалы

Лучшие сериалы 2025 года: первое полугодие. Фантастика, фэнтези и не только
Это ещё не итоги — но кое-что уже можно советовать.

Сериалы

«Уэнсдей» vs «Леденящие душу приключения Сабрины»: какой сериал лучше?
Эпическая битва мистических девушек

Сериалы

Какие сериалы смотреть в августе 2025? Американская готика, шотландские попаданцы, русские чудеса
А также Чужие против андроидов и корейские ангелы в полосочку.

Сериалы

«Левиафан»: неправильное аниме по самому анимешному стимпанку
Почему самая точная экранизация книги про летающих китов вряд ли станет хитом.

Сериалы

Как «Лазарь» Синъитиро Ватанабэ отражает эмоциональную боль нашей эпохи
Аниме меняется вместе с миром, и «Лазарь» — яркий тому пример.

Сериалы

Обзор сериала «Киллербот». Терминатор-гик — такой же, как мы
«Какой-то там сериал? А вы попробуйте снять 2987 эпизодов первоклассного контента!» (с) Киллербот
Показать ещё