Сериал Halo, второй сезон: идеальная посредственность

47085
8 минут на чтение
Сериал по серии игр Halo долго томился в производственном аду — и неудивительно: всем было очевидно, что экранизировать эту серию шутеров будет непросто. Если дословно повторять историю боевых подвигов суперсолдата Мастера Чифа, то сюжет превратится в череду перестрелок, изредка перемежающихся пафосными репликами. Если придумать новых героев и новые события, то наверняка взбунтуются фанаты первоисточника. Авторы экранизации решили совместить два этих подхода и создали «Серебряную линию»: альтернативную реальность со своей хронологией.
Фанаты игровой франшизы, которые в первую очередь и заинтересовались сериалом, с первых же серий не оценили идею с альтернативной вселенной и ополчились на большинство изменений в каноне. Больше всего критики досталось самому Мастеру Чифу: суперсолдат из проекта «Спартанец» Джон-117 (Пабло Шрайбер), показанный в играх невозмутимым и нервзговорчивым, в сериале много рефлексировал, пытался разобраться в своём прошлом и постоянно норовил выскочить из фирменной брони. Ну а неловкая любовная линия с девушкой-пророчицей Маки (Чарли Мёрфи) вообще выглядела как что-то из совсем другой вселенной.

Со своим внутренним «я» Мастер Чиф в первом сезоне боролся чаще, чем с пришельцами

Помимо расхождений с привычным сюжетом, в первом сезоне хватало и более серьёзных проблем. Компьютерная графика местами смотрелась бедно — если инопланетные пейзажи и футуристичная архитектура получились более-менее достойными, то пришельцы выглядели слишком пластиковыми. А попытки расширить историю с помощью других персонажей породили несколько хаотичное повествование, так как сюжеты редко пересекались друг с другом.

Всё это создавало ощущение незавершённости: на протяжении девяти эпизодов зрителя будто водили по окраине интересной вселенной, но так и не позволяли заглянуть вглубь. Поклонники игр нашли в адаптации слишком мало знакомых элементов, но много спорных нововведений. Любители научной фантастики получили скомканную космооперу, перегруженную сюжетными линиями. Поэтому новость о смене шоураннера во втором сезоне аудитория восприняла скорее позитивно — многие надеялись, что Дэвид Винер сможет распутать хитросплетения истории и приблизить сериал к игровой вселенной.
Распутывать сценаристам и правда пришлось немало, ведь первый сезон отличился лихо закрученной концовкой. Мастер Чиф в решающей битве с пришельцами Ковенанта получал смертельную рану и терял сознание, а контроль над его телом перехватывала искусственный интеллект Кортана (Джен Тейлор, Кристина Беннингтон), вживлённая в мозг героя. Такой клиффхэнгер можно было раскрутить до полноценной сюжетной линии про борьбу человека и машины в одной голове, но создатели второго сезона выбрали иной подход.

В первой же серии авторы фактически избавляются от возможных последствий старой концовки и перематывают время на полгода вперёд. Задумка понятная: сериалу Halo очень не хватало уникальности, и новая команда решила таким способом расчистить для себя сюжетное пространство, чтобы увести историю немного в другом направлении, изменить атмосферу и акценты повествования.

Подмигивания фанатам игровой саги в сериале остались, но получились аккуратнее: например, вот этот Xbox на полке разрушенного магазина выглядит даже мило

Второй сезон с ходу задаёт интересное настроение — не брутальный эпос, как в номерных частях игр, а саспенс с нотками нуара. Залитые неоном улицы, живописные пустоши других планет, долгие кадры — с помощью всего этого сериал неплохо нагнетает на редкость мрачную атмосферу. Даже пришельцы, которые в первом сезоне чаще мелькали небольшими группами где-то на фоне, начинают восприниматься как серьёзная угроза человечеству.

Мрачность атмосферы подчёркивает и сюжет, который теперь сконцентрирован не на возвышенных политических дрязгах, а на более приземлённых интригах. После очередной схватки с Ковенантом Джон-117 начинает подозревать, что пришельцы готовятся к полномасштабному вторжению на человеческую планету Предел. Но солдату никто не верит: ни напарники, ни новое руководство программы «Спартанец». В итоге Мастер Чиф решается на авантюру и начинает самостоятельное расследование без одобрения начальства — а затем и вовсе пускается в бега.

На падение планеты Предел сериал отводит аж целую серию, из-за чего одно из важнейших событий в хронологии Halo кажется слишком скомканным

Параллельно с историей Мастера Чифа сериал продолжает развивать сюжетные линии других персонажей — как новых, так и уже знакомых по первому сезону. Неудавшийся Спартанец Сорен-066 (Боким Вудбайн), который подался в космические пираты, уже в первых сериях лишается привычной власти и почти теряет семью. Новая героиня, капрал Талия Перез (Кристина Родло), страдает синдромом выжившего и демонстрирует более человечную сторону войны с Ковенантом. Даже повстанка Кван Ха (Ерин Ха), которая в первом сезоне местами раздражала своей оторванностью от основного сюжета, получает более осмысленную роль.

Антагонисты тоже не подвели. Одна из главных «злодейских» ролей досталась полковнику Джеймсу Акерсону (Джозеф Морган) — новому персонажу, холодному и расчётливому офицеру, которого назначили управлять проектом «Спартанец». Предыдущая же глава проекта, доктор Кэтрин Холси (Наташа Макэлхоун) почти половину сезона томится в высокотехнологичной тюрьме — но после освобождения опять начинает промывать мозги своим творениям.

Сюжетную линию каждого героя сценаристы постарались закрутить вокруг одной основной темы: например, в истории Сорена такой темой становится семья, а у доктора Холси — расплата за ошибки прошлого. Это интересная идея, но она подчёркивает серьёзную проблему, которая наметилась ещё в первом сезоне: почти ни к кому из персонажей за восемь серий не получается привязаться. Дело не в актёрской игре — она-то как раз у всего каста отличная, а Наташа Макэлхоун вообще крадёт каждую сцену, в которой появляется. Просто за редким исключением персонажам критически не хватает экранного времени, чтобы как следует раскрыться.

Кэтрин Холси в заключении буквально лицом к лицу сталкивается с ошибками прошлого — каждый день ей присылают клона девочки, которую доктор когда-то загубила

Из-за этого многие действия и решения героев кажутся не очень логичными. Тот же полковник Акерсон к последним сериям неожиданно смягчается — и в объяснение такой перемены характера верится с трудом. А конфликт между Сореном и его супругой, завязавшийся из-за пропажи сына, развивается будто рывками: в одной сцене пара действует сообща, а уже в следующей ожесточённо спорит. Даже смерти не вызывают того эмоционального отклика, на который явно рассчитывали создатели, — хотя во втором сезоне герои умирают часто и зрелищно.

Зато слишком много экранного времени занимают темы, которые можно было лишний раз и не акцентировать. Так, на примере Чифа и его отряда сериал с разных сторон исследует дилемму «человек я или оружие ходячее». Она не очень оригинальна, но её всё равно можно было раскрыть интересно, чтобы даже заставить зрителя самостоятельно задуматься о переживаниях суперсолдат. Но вместо этого персонажи проговаривают основные тезисы максимально в лоб — и те тут же перестают работать. Та же беда и сюжетной линией про двух «избранных» — Мастера Чифа и Маки: от того, как часто герои обсуждают свою «благословенность», к концу сезона легко можно устать.

Шутерные сцены в первом сезоне обладали своим шармом, но слишком навязчиво кричали «смотрите, у нас тут экранизация знакомой вам игры!»

А вот что во втором сезоне точно стало лучше — так это экшен. Перестрелки больше не раздражают рваным монтажом, да и неловкие сцены от первого лица с игровым интерфейсом исчезли. Боевую хореографию подтянули — настолько, насколько это возможно, когда один актёр сражается с компьютерной графикой. Последняя, кстати, иногда радует глаз проработкой, но чаще прячется в темноте или пыли: нарисованные инопланетяне упорно отказываются сражаться в хороших условиях видимости. Да, боевых эпизодов всё ещё мало (особенно по меркам экранизации шутера от первого лица), но за ними теперь по-настоящему интересно наблюдать.

Скудное количество боевых сцен наверняка связано с экономией бюджета. Бывшая продюсер сериала Кики Вулфкилл упоминала, что создатели старались по возможности ограничивать траты, и в сериале это заметно. Отряд Спартанцев редко ходит в броне, крупные взрывы остаются где-то за кадром, а красивые пейзажи показаны очень дозированно — при малейшей возможности действие прячется в мрачные и однообразные коридоры. Второй сезон не получается назвать совсем уж некрасивым, но для космооперы в нём слишком мало всего невиданного и, собственно, космического. Только в одной серии создатели позволили себе размахнуться на все деньги — в финальной, о которой трудно говорить без спойлеров.

Интересных инопланетных пейзажей в сериале преступно мало, но, всё-таки появляясь, они неизменно радуют глаз

Восьмой эпизод создаёт стойкое ощущение, что авторы специально не баловали зрителей яркими моментами на протяжении сезона — и всё для того, чтобы сделать финал по-настоящему эпичным, как и подобает Halo. События в последней серии происходят стремительно, причём с самого начала: авторы практически ни минуты не тратят на задумчивые диалоги и мудрёную экспозицию.

Из древнего устройства, которое находит доктор Холси, вырывается Потоп — инопланетный паразит, способный подчинить любой организм, — и сериал ненадолго превращается в зомби-хоррор. Темп и настроение меняются настолько радикально, что даже хочется простить насквозь клишированные моменты в духе «оставьте меня, я заражена». Одновременно с этим Мастер Чиф наконец-то прибывает на титульный Ореол и встречает одного из ключевых персонажей игровой истории — искусственный интеллект 343, Виновную Искру. В сюжете открывается уйма возможностей для дальнейших событий, сценаристы намекают на неожиданные повороты, а зрелищного экшена становится в разы больше. Но решение оставить всю эту красоту на последний эпизод всё равно кажется спорным — многие зрители могут до него и не дотерпеть.
Второй сезон Halo — редкий случай, когда суммарно восемь эпизодов почти не оставляют эмоций: ни однозначно положительных, ни однозначно отрицательных. Создатели будто на весах выравнивали все слабые и сильные стороны. На каждую интересную сюжетную линию приходится слишком буквально обозначенная мысль. На каждую красивую локацию — лабиринт из однообразных коридоров. А на неожиданно хороший финал — несколько откровенно скучных серий в середине сезона.

Не спасает ситуацию и некоторая монотонность: не столько сюжетная, сколько эстетическая — во втором сезоне глазу почти не получается за что-то зацепиться. Картинку передушили цветокоррекцией, поэтому яркие кадры попадаются редко. Костюмы персонажей сделаны нарочито «приземлёнными» — но когда могучий герой щеголяет в толстовке с капюшоном, это выглядит немного абсурдно. Разве что операторская работа иногда радует интересными ракурсами и длинными планами, но и тут хватает скучных «говорящих голов». Даже музыка служит скорее фоновым обрамлением и будто старается не привлекать к себе лишнего внимания.

Первый сезон регулярно баловал зрителей сочными, яркими кадрами — во втором от такого приходится отвыкать

В результате второй сезон всё ещё ощущается «разгонным» — и по-прежнему не очень понятно, кому этот сериал можно рекомендовать. Если первую половину ещё хоть как-то спасает её гнетущая атмосфера, то во второй повествование заметно проседает, а настроение постоянно ломается из-за многочисленных сюжетных линий. Да, финальная серия внушает надежду на интересное развитие событий в следующем сезоне, но вот будет ли этот сезон — уже вопрос: Paramount до сих пор официально не подтвердила производство продолжения. И скажем честно: сомнения продюсеров можно понять. Хотя всё-таки будет жаль, если эта история закончится аккурат на моменте, когда она наконец-то стала соответствовать прославленному названию.

А что там в книгах?

Пусть сериал развивает собственную «Серебряную» временную линию, её всё равно интересно сравнить с той, что представлена в расширенной вселенной Halo — в книгах, комиксах и мини-сериалах. Ведь если игровая франшиза предлагает зрелищную и красивую, но всё-таки боевую фантастику, то другие произведения ушли в направлении полноценной космооперы, которая по проработке едва ли уступает Mass Effect или «Вавилону-5».

Сериал эту вселенную активно использует: именно оттуда создатели стараются вытаскивать многие локации и персонажей. Но при этом они выбирают тех, про кого в книгах рассказано как можно меньше, чтобы у сценаристов оставалось больше пространства для сюжетного манёвра. Так, бывший Спартанец Сорен-066 и полковник Акерсон позаимствованы напрямую из романов — но истории обоих сильно расширили, а характеры изменили.

В то же время сериал упорно игнорирует другие, зачастую самые интересные моменты из расширенной вселенной. Внутреннее устройство и иерархия Ковенанта, древнее человечество и история его деградации до текущего состояния, цивилизация Предтеч с её уникальными технологиями и кастовой системой — каждая из этих тем могла бы отлично дополнить историю Мастера Чифа (что уже не раз доказывали писатели-фантасты, работающие над книгами). Но вместо них экранизация на протяжении уже двух сезонов углубляется в политические дрязги Объединённых наций и хрупкий внутренний мир чересчур серьёзных суперсолдат. Можно ли считать такую смену сюжетных приоритетов удачной — каждый решает сам.

Про Предтеч можно было бы отдельный спин-офф снимать — интересных сюжетов у них хватает

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Чужой: Земля»: первые впечатления. Ксеноморф на свободном выгуле

Сериалы

«Песочный человек», 2-й сезон: книга хуже?!
Хроника кризиса среднего возраста

Сериалы

«Очи Ваканды»: Очи чёрные, очи жгучие
Как минимум это красиво, как максимум — увлекательно.

Сериалы

«Уэнсдей», 2-й сезон: первые впечатления. Мрачно, стильно, интересно!
Тим Бёртон в отличной форме.

Сериалы

Лучшие сериалы 2025 года: первое полугодие. Фантастика, фэнтези и не только
Это ещё не итоги — но кое-что уже можно советовать.

Сериалы

Что там у «Рика и Морти» в 8-м сезоне? Риковое поле экспериментов
Семья Санчесов подвинула Рика, а сам он как будто прошёл психотерапию.

Сериалы

«Уэнсдей» vs «Леденящие душу приключения Сабрины»: какой сериал лучше?
Эпическая битва мистических девушек

Сериалы

Какие сериалы смотреть в августе 2025? Американская готика, шотландские попаданцы, русские чудеса
А также Чужие против андроидов и корейские ангелы в полосочку.

Сериалы

«Левиафан»: неправильное аниме по самому анимешному стимпанку
Почему самая точная экранизация книги про летающих китов вряд ли станет хитом.

Сериалы

Как «Лазарь» Синъитиро Ватанабэ отражает эмоциональную боль нашей эпохи
Аниме меняется вместе с миром, и «Лазарь» — яркий тому пример.
Показать ещё