The OA: философская притча о жизни и смерти

10 января 2017
Александр Стрепетилов
10.01.2017
1536
4 минуты на чтение
The OA: философская притча о жизни и смерти

Семь лет назад в городке Крествуд без вести пропала слепая девушка Прейри Джонсон. Неожиданно она вновь объявляется в городе, но теперь уже зрячая. Прейри никому не рассказывает о своём чудесном выздоровлении, пока не знакомится с группой людей, готовых поверить в её историю.

The OA

Жанр: мистическая драма
Продюсер: Зал Батманглидж, Брит Марлинг
В ролях: Брит Марлинг, Патрик Гибсон, Джейсон Айзекс
Премьерный показ: 16 декабря 2016, Netflix
Продолжительность: 8 серий по 60 минут
Похоже на:
«Восьмое чувство»
«Звук моего голоса»

За сериалом стоит актриса и продюсер Брит Марлинг, работавшая до этого в независимом кино. В своих фильмах «Другая земля» и «Звук моего голоса» она затрагивает сложные и неоднозначные вопросы. Марлинг изучает темы веры и познания, смысла жизни и понимания смерти. В новом сериале The OA от Netflix она продолжает их развивать.

Действие на протяжении всех восьми серий разворачивается в двух временных линиях. В настоящем вернувшаяся Прейри пытается адаптироваться к обыденной жизни. Разговоры с родителями и полицейскими ей не помогают, поскольку те наверняка не поверят Прейри. Поэтому девушка ищет тех, кто готов её выслушать, — и находит пятерых жителей Крествуда: нескольких школьников, местного хулигана и учительницу. Каждую ночь Прейри встречается с ними, чтобы поведать свою историю, и ее воспоминания — это вторая временная линия.

The OA: философская притча о жизни и смерти 1

Ночные встречи с Прейри напоминают некое таинство

Линия прошлого отвечает за мистическую составляющую. В ней Прейри втягивают в опасный эксперимент по изучению опыта клинической смерти. В The OA человек, вернувшийся с того света, обладает сакральным знанием, которое может даровать ему необычайные способности. В линии настоящего поднимаются темы социальной адаптации и психологической поддержки. Мы видим, насколько важно разделять с пострадавшими их внутреннюю боль.

Создателей The OA стоит похвалить не только за выбор сложных тем, но и за аккуратный подход к ним. Сериал не даёт однозначных ответов на заданные вопросы, но призывает задуматься о духовном развитии и отношении к людям. Это развитие хорошо показано на примере хулигана Стива. После ночных бесед он действительно начинает по-другому воспринимать мир, и это помогает ему в трудный момент.

The OA: философская притча о жизни и смерти 2

Стив — местный школьный хулиган. Но он привязывается к Прейри и растёт над собой

Образы героев — вторая сильная сторона The OA. Доктор Хап в исполнении Джейсона Айзекса получился сложным и противоречивым героем. С одной стороны, он держит своих пленников в клетке и кормит собачьей едой, а с другой — испытывает к ним отеческую жалость и старается о них заботиться. В отдельных сценах к Хапу испытываешь куда больше сочувствия, чем к его пленникам. А вот психолог из ФБР Элайас Рахим (Риз Ахмед) вызывает доверие с первых же секунд. Пусть и не сразу, но ему удаётся расположить к себе Прейри. Рахим с пониманием выслушивает её истории о видениях, кажущиеся небылицами, и быстро находит с ней общий язык. Он помогает Прейри помириться с родителями и адаптироваться к обществу. Через Элайаса создатели сериала показывают, как важно доверять людям, пережившим травму. А неожиданная финальная сцена с участием Рахима породила массу теорий на reddit.

The OA: философская притча о жизни и смерти 3

В истории доктора Хапа авторы сериала задаются моральной стороной научного прогресса

Как ни странно, персонажи The OA — это в то же время один из главных недостатков сериала. Весь сезон авторы задавали зрителям важные вопросы о жизни и вере, но, кажется, забыли задать их самим персонажам. После ночных встреч с Прейри хоть как-то изменились только хулиган Стив и учительница миссис Бродерик-Аллен — а ведь это лишь два слушателя из пяти! Доходит до того, что про некоторых персонажей вообще забывают, когда они выполнят свою сюжетную функцию, — как про пленников из линии прошлого. А многие герои весь сезон просто маячат на заднем плане.

Сюжет The OA страдает от той же проблемы: авторы забывают о введённых деталях. Первые две серии вернувшаяся Прейри всё время проводит с видеокамерой, записывая свои загадочные обращения. А начиная с третьего эпизода она больше не берёт камеру в руки, и дальше эта деталь никак себя не проявляет. Другой пример: сериал начинается с того, что Прейри прыгает с моста в воду. Зачем? Этого нам так и не расскажут. Многие недосказанности можно списать на приём «ненадёжный рассказчик», ведь линию прошлого мы узнаём из уст Прейри, мало ли чего девушка там додумала. Но таких условностей слишком много, чтобы объяснить их одним приёмом. На детали, которые «не выстреливают», отводится непростительно много экранного времени — лучше бы его потратили на развитие сюжета.

The OA: философская притча о жизни и смерти 4

В истории мальчика-трансгендера Бака были намёки на личный конфликт, но развития он так и не получил

The OA кажется неоправданно затянутым художественным фильмом. И это при том, что львиную долю персонажей попросту не раскрыли. Вспомните «Очень странные дела» — он тоже производит впечатление единого фильма из 8 серий. Но у братьев Дафферов получилось куда более цельное и убедительное произведение.

* * *

The OA больше напоминает затянутую философскую притчу о жизни и смерти, чем привычный нам сериал. Сюда заложены важные идеи, над которыми стоит поразмышлять каждому. Но неровная подача, неубедительные персонажи и сюжетные огрехи мешают The OA стать настоящей классикой.

УДАЧНО
важные идеи и темы
некоторые персонажи
элементы притчи
НЕУДАЧНО
спорный финал
много вопросов без ответов
«забытые» детали сюжета
7
Достойно

Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.

Статьи

Мультсериал «Волшебники: Истории Аркадии». Как Гильермо Дель Торо снял своих «Мстителей: Финал» 1
0
32048
Мультсериал «Волшебники: Истории Аркадии». Как Гильермо Дель Торо снял своих «Мстителей: Финал»

Заключительный мультсериал «Историй Аркадии» получился динамичным и масштабным, но очень сумбурным. Старых героев превратили в функции, а новых толком не раскрыли.

Читаем книгу: Майя Лидия Коссаковская «Сеятель ветра»
0
47978
Читаем книгу: Майя Лидия Коссаковская «Сеятель ветра»

Эпическое сражение сил Света и Тьмы.

Майя Лидия Коссаковская «Сеятель ветра»
0
100848
Майя Лидия Коссаковская «Сеятель ветра»: фэнтези на основе христианской мифологии

Неровное, но интересное героическое фэнтези про Рай и Ад.

Комиксы августа 2020: фэнтези и фантастика 10
0
104799
Комиксы августа 2020: фэнтези и фантастика

Рисованные истории по «Бегущему по лезвию», «Очень странным делам» и «Звёздным войнам», волшебная история про фантастических тварей, будни космического почтальона и немного биографии Думгая.

В Dungeons & Dragons якобы запрещают слово «раса». Что происходит?
0
188366
В Dungeons & Dragons якобы запрещают слово «раса». Что происходит?

Разбираемся, откуда пошли слухи, что на самом деле стоит за изменениями, как обстоят дела в других НРИ и почему этот конфликт важен для русскоязычного комьюнити.

Чарльз Стросс «Каталог катастрофы»: книга про тайную организацию гиков и программистов
0
167312
Чарльз Стросс «Каталог катастрофы»: книга про тайную организацию гиков и программистов

Смесь современной НФ, ужасов Лавкрафта, городского фэнтези и шпионских детективов, приправленная классическим офисным юмором.

Святой Грааль
0
426026
Святой Грааль: что это и где его найти

Кубок, блюдо, котёл, камень или женщина? А может быть, лестница или ключ к Царству Небесному?

Что почитать: «Прачечная» Стросса, славянское фэнтези и «расисткая» книга
0
218124
Читаем книгу: Чарльз Стросс «Каталог катастрофы»: хакеры и магия

Фантастика и о шпионах и хакерах, где городское фэнтези и элементы киберпанка переплетаются с лавкрафтианскими ужасами.

Спецпроекты

Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: