9

Режиссёр «Диггеров» Тихон Корнев: «Российский хоррор? Challenge accepted!»

12 августа 2016
Avatar photo
12.08.2016
5456
7 минут на чтение
Режиссёр «Диггеров» Тихон Корнев: «Российский хоррор? Challenge accepted!» 6
Отечественное кино не балует нас качественным хоррором. Из громких новинок вспоминаются разве что «Пиковая дама» Святослава Подгаевского и «Три» Павла Хвалеева. Сценарист и режиссёр Тихон Корнев бросил вызов русскому хоррору — остросюжетные «Диггеры» выходят на экраны 11 августа. Тихон рассказал нам об особенностях съёмок в подземке, дал пару мудрых советов начинающим режиссёрам и признался в своих самых глубинных страхах.

Как вы открыли для себя мир кино? Почему решили писать сценарии?

Своей любовью к кинематографу я обязан линчевскому сериалу «Твин Пикс». После школы я твёрдо решил связать свою жизнь с кино и поступил во ВГИК на сценарный факультет. По окончании университета начал работать по специальности, но, как и в 17 лет, моей настоящей страстью оставалась режиссура. Спустя почти 10 лет Георгий Малков доверил мне как режиссёру новеллу по моему же сценарию в альманахе «Мамы» (2012). Позже при поддержке продюсерского центра «Горад» получилось снять собственный полный метр.

Поговорим о «Диггерах». Почему вы решили взяться за хоррор, не слишком востребованный в России жанр?

Я бы с вами поспорил. Интерес к хоррору в России был всегда, пусть и потенциальная аудитория не такая гигантская, как у комедии. Но хоррор пользуется спросом в мире. Если сравнивать комедию и хоррор, то последний снимать всё-таки интереснее – характеры и мотивы персонажей отчетливее раскрываются именно в стрессовых ситуациях. Это интереснее для режиссёра и актёров.

NX5A5947

«Характеры и мотивы персонажей отчетливее раскрываются в стрессовых ситуациях»

Съемки проходили не только в павильонах, но и в питерском метро. В чем особенности работы в ограниченном пространстве? Какая сцена далась сложнее всего?

С технической точки зрения метро — очень сложный объект. Нам приходилось проводить съёмки ночью, во время профилактических работ. Качественные съёмки – дело обстоятельное, а тут предстояло работать максимально быстро и оперативно. Само метро – локация небезопасная, контактный рельс находится под очень высоким напряжением и может буквально зажарить человека.

В одной из сцен актёры должны были спрыгнуть на рельсы с останавливающегося поезда, что оказалось невозможно технически. Метрополитен поставил категорическое условие: либо снимать движущийся поезд, с которого нельзя сойти, либо бегущих по тоннелю людей — тогда, разумеется, ни о каком поезде не может идти речи. Пришлось дробить съёмки на два дня и монтировать каждое движение из двух смен.

Коллегам-сценаристам скажу: если есть возможность без ущерба для сюжета не снимать в метро, лучше переносить съёмки в любой другой транспорт – автобус, самолёт, пароход или электричку. Но метро — это, конечно, потрясающая фактура. Трудно представить, какое ещё место на планете Земля может дать больше впечатлений, чем ночная подземка. Это для меня стало одним из самых экзотических опытов в жизни.

Интересно, что в метро постоянно стоит непрекращающийся низкий гул, который сам по себе довольно гнетущий. Мы сразу приспособили эту находку как дополнительный звуковой эффект, чтобы нагнетать больше жути в особо напряжённых моментах.

NX5A6122

«Метро — это потрясающая фактура»

Приятно видеть среди актёров много непримелькавшихся лиц: персонажи смотрятся более естественно. Как проходили кастинги?

Несмотря на образцовую и очень профессиональную игру, известные актёры прекращают быть персонажами, превращаясь в медийных персон. Зрители перестают отождествлять их образы с собой вне зависимости от роли. Кроме того, медийных актёров нужно выращивать, иначе получается некая усечённая колода, постоянно тасуемая режиссёрами. А ведь российская актёрская среда богата на таланты.

У меня остались очень теплые воспоминания о кастингах: я сценарист, сижу дома и пишу сценарии, а тут я вылез из берлоги и был «вынужден» общаться с огромным количеством одарённых людей. Временами было жаль, что на роль можно взять только одного актёра.

На момент публикации интервью фильм уже выйдет в прокат. Так что позволю себе небольшие спойлеры: как создавался костюм главного злодея? Что вдохновило на создание его образа?

В Питере есть замечательный художник пластического грима Денис Райков, он вызвался сделать костюм монстра в стиле Гильермо Дель Торо. Прообразом стали необычные животные и глубоководные полупрозрачные рыбы.

По окончании работ с костюмом нужно было найти подходящего актёра, атлетически сложенного двухметрового худющего человека. И тут я увидел на кастинге гениального актёра Семёна Шигина. В Голливуде есть актёры, специализирующиеся на работе в пластическом гриме, они представляют, что это, готовятся и тренируются специально для этого. Но ни мы, ни Сеня не вполне осознавали, что ему на самом деле предстоит. Это был сущий ад: грим накладывают на актера четыре часа, всё это время тело лишено возможности дышать, повышается температура, в маске почти ничего не видно и не слышно, все чувства притуплены. Почти полная сенсорная депривация, жара, пот. Больше нескольких часов в таком состоянии находиться просто невозможно.

Сеня признался, что испытал неповторимый эзотерический опыт: чтобы пережить это состояние, он медитировал, уходя куда-то внутрь себя. В особо тяжёлые смены на площадке дежурил врач на случай, если ему станет плохо. Сеня – абсолютный герой! А создатель монстра, Денис Райков, сдружился с Сеней и гордился и им, и монстром как своим детищем.

0020

«Российская актёрская среда богата на таланты»

После просмотра фильма остались открытые вопросы и место для гипотез. Планируете ли вы приквел или сиквел?

Мысли по продолжению, конечно, есть. По секрету: вы, например, не знаете, что было в чемоданчике у китайца, а вполне возможно, что в сиквеле вы получите ответы. Идея приквела тоже очень заманчива: снять Сеню не в образе монстра было бы прекрасно. В любом случае, это покажет прокатная судьба фильма.

Как вы относитесь к идее снимать серии фильмов — как, например, «Кошмар на улице вязов» или «Пила»?

В случае абсолютно нового проекта приходится вырабатывать лояльность аудитории с нуля. Это сложнее, чем снимать продолжение заезженного сюжета, что объясняет столь большое число сиквелов. Обычно интереснее пойти тернистым путем и взяться за что-то новое и уникальное. Но для молодого режиссёра, снимающего «Пилу 88», такой фильм может быть шансом поделиться своим видением поднадоевшей темы.

Я, например, люблю 1-ю, 2-ю и 5-ю части «Восставшего из ада». Казалось бы, как в список попала 5-я часть? Оказывается, это режиссерский дебют Скотта Дерриксона, который сумел вдохнуть душу в умирающую франшизу. Поэтому снять что-то замыленное – это творческий вызов, который всегда конструктивен.

Московская подземка славится мистическими историями. Запомнилась ли вам какая-нибудь особенно сильно?

При подготовке к съёмкам мы прошерстили почти все легенды: подземные города, поезда-призраки, истории о чёрном машинисте… Последнее отчасти оказалось правдой: на Серпуховско-Тимирязевской линии действительно работает темнокожий машинист! (Смеется.) Мне наиболее интересна легенда о старожилах-альбиносах, поселившихся в тоннелях метрополитена после падения СССР. Возможно, и сейчас они бродят где-то под землей, взирая на проезжающие поезда глазами, затянутыми белёсой пеленой.

NX5A5894

«На Серпуховско-Тимирязевской линии действительно работает чёрный машинист!»

Как вы относитесь к мистике и всему потустороннему?

В некотором смысле наш мир очень простой, предсказуемый и скучный. А когда люди начинают разукрашивать реальность легендами, несуществующими животными, духами, это вызывает теплоту и искреннее уважение.

Раз мы беседуем об ужасах, есть ли у вас сокровенные страхи?

В детстве меня пугали пятна на ковре рядом с моей кроватью. Однажды в голове возник образ черепа со светящимися, как фары, глазами. Какое-то время он мне казался вполне реальным. Сейчас фобии сменились банальными страхами за близких. Бывает, проявляются ранее неизвестные страхи, и, если это случается, я отношусь к этому с энтузиазмом: ух ты, у меня, оказывается, есть некий иррациональный страх, все-таки я не такой скучный, как кажусь сам себе.

А чем можно напугать отечественного зрителя?

В хоррорах хорошо видно культуру и менталитет народа. Ну вот американские и японские ужастики. Японцы живут в клаустрофобичных квартирах-пеналах, в перенаселенных городах и очень закрыты, что сильно чувствуется в «Звонке» и других азиатских хоррорах. У американцев с их большими порциями, широкими дорогами и приветливым населением маньяки совсем другие – этакие разухабистые дядьки с бензопилами и широкой американской душой. Хорроры — отражение национальной души страны. Поймать русский менталитет и воплотить его в хорроре – это сверхзадача, которая стоит перед моими коллегами.

0054

«Хорроры — отражение национальной души страны»

В каких жанрах вы бы ещё хотели поработать?

И как сценаристу, и как режиссёру мне интересны все жанры, в том числе фантастика и мистический хоррор. Иногда идеи, приходящие со стороны, кажутся дурацкими, невнятными, но вместо того, чтобы отказываться от них, я ставлю себе challenge. Смогу ли я справиться хорошо? Окей, challenge accepted, попробую это сделать. Постепенно к идее прикипаешь, и в самом деле получается нечто стоящее.

Ещё одно тайное желание – я очень хочу делать компьютерные игры. Это потрясающе – создавать огромный мир, предусматривать асимметричные исходы поступков героев. Так что, если это интервью читают геймдизайнеры и девелоперы, прошу, возьмите меня в свою команду, я с готовностью отдам на это несколько лет жизни!

Напоследок: что бы вы порекомендовали молодым режиссёрам, которые хотят снимать кино, но не знают, с чего начать?

Нужно посмотреть минимум тысячу фильмов. Этого в принципе достаточно. Лучше две или три. И ещё пересмотреть несколько фильмов несколько десятков раз. В эпоху видеокассет, когда я поступал во ВГИК, моя видеоколлекция была ограничена, и я пересматривал фильмы снова и снова.

Нужно разбирать фильм как конструктор – каждый раз обнаруживаются новые детали, незаметные при первом просмотре. А ещё сначала стоит попробовать поснимать короткометражки, чтобы почувствовать, сколько планов нужно для каждой сцены.

Кроме того, не рекомендую приглашать в фильм родственников и друзей, которые часто не воспринимают тебя серьёзно, из-за чего работать становится сложнее. Когда я только начинал свой путь, то стал снимать полный метр, хотя и состоящий из 12 короткометражек, с кучей близких людей, что аукнулось мне излишними трудностями.

Последний совет – пересмотрите любимые фильмы с выключенным звуком. Это позволяет увидеть картинку в чистом виде и не отвлекаться на диалоги.

 

Досье

Тихон КорневТихон Корнев родился в 1981 году в России. Окончив сценарный факультет ВГИКа, он написал с десяток сценариев к отечественным фильмам, среди которых — «Я буду рядом», взявший гран-при Кинотавра, и «Экипаж» (2016). В альманахе «Мамы» (2012) Тихон также выступил в роли режиссера. «Диггеры» (2016) стали его первой полнометражкой. При этом он продолжает работать сценаристом — в этом году на экраны выйдут мистический триллер «Вурдалаки» и многосерийный фильм «Гоголь», основанные на его сценариях.

Читайте также

Статьи

Сериал «The Last of Us»: драма, а не парк аттракционов 5
0
74120
Обсуждаем сериал «Последние из нас» в 73-м выпуске Фантастического подкаста

Обсуждаем The Last of Us, её культурное наследие, и до самой грибницы разбираем первый сезон сериала.

«Тень и кость», 2-й сезон: шесть книг свалили в кучу 4
0
41672
«Тень и кость», 2-й сезон: шесть книг свалили в кучу

Можете представить, какая получилась каша из десятка с лишним сюжетных линий.

Ричард Суон рассказывает о своем детективном фэнтези «Правосудие королей» 3
0
102711
Ричард Суон рассказывает о своем детективном фэнтези «Правосудие королей»

Детектив, политика и мрачные приключения с социальными и религиозными линиями.

Джон Уик как фэнтези-вселенная 8
0
143846
Джон Уик как фэнтези-вселенная

Как мир серии уходил всё дальше от реализма и почему так круче. И что там в четвёртом фильме?

Крис Хэдфилд — путь из астронавта в писатели 3
0
206260
Крис Хэдфилд — путь из астронавта в писатели

История редкого фантаста, который пишет на основе собственного опыта.

Дерек Кюнскен «Квантовый сад». Искупление галактического плута
0
261931
Дерек Кюнскен «Квантовый сад». Искупление галактического плута

Хронопарадокс в антураже космической оперы.

«Шазам! Ярость богов»: почему фильм не получился? 2
0
263146
«Шазам! Ярость богов»: почему фильм не получился?

Всё такое же глуповатое семейное кино, которое, из-за перегруженных сюжетных линий быстро разваливается.

Безумные идеи для фильмов по «Властелину колец». Молодость Арагорна, трагедия Балина, Том Бомбадил 1
0
324228
Невероятные идеи для фильмов по «Властелину колец». Молодость Арагорна, трагедия Балина, Том Бомбадил

Warner Bros. анонсировала новые фильмы по Средиземью. Какие? Давайте пофантазируем!

Спецпроекты

Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: