10 отличных исторических сериалов, которые вы не смотрели

49650
16 минут на чтение
Большинство популярных исторических сериалов ближе к фантастике, чем к истории, и не в лучшем смысле. Дело даже не в анахронизмах — их зачастую отметят лишь специалисты, если только это не дирижабль, пролетающий над Парижем XVII века. Персонажи, одетые в камзолы и кринолины, разговаривают и ведут себя как современные нам люди.

Сценаристы даже не пытаются стилизовать их реплики под речь былых времён. В прошлые века насильно и натужно внедряют тенденции нашего времени, и вот уже очередная сильная независимая дама рубит врагов в капусту, вместо того чтобы, например, плести интриги, что ей и следовало бы делать с учётом исторических реалий. Повсюду сверкают ослепительно белые зубы, женщины демонстрируют идеальный макияж, якобы средневековые улицы по чистоте посрамят нынешнюю Швейцарию.

В такой стерильной атмосфере пропадает дух эпохи.

Зачастую откровенно слабые проекты обретают известность благодаря массированной раскрутке, а многие достойные проходят мимо зрителя. О некоторых раритетах можно узнать лишь случайно. Мы предлагаем вам десятку отличных и не слишком известных исторических сериалов, которые оценят и любители хорошей фантастики.

Дальнейшие приключения мушкетёров (1967)

Лейтенант королевских мушкетёров и трое его друзей противостоят кардиналу Мазарини, генералу Кромвелю, а также самому ходу истории и времени, которое разрушительно действует на дружбу, особенно если не видеться по двадцать лет.

— Герой? Разве сейчас остались герои?
О существовании этого сериала в нашей стране не знает почти никто. Его сняли на студии BBC: в 1966 году экранизировали «Трёх мушкетеров», а годом позже — «Двадцать лет спустя», для чего отчасти использовали одноимённую пьесу Дюма, имеющую расхождения с романом. Первые «Мушкетёры» чрезвычайно хороши, но из-за ограниченного хронометража, увы, сюжет несётся вскачь.

Зато 16-серийное продолжение не только подробно рассказало о приключениях постаревших мушкетёров, но и позволило создать более глубокие образы персонажей с новыми интересными штрихами. В Арамисе из сериала уже очень силён задел на его будущее иезуитское интриганство, цинизм и даже жестокость. Кардинал Мазарини, бывший у Дюма карикатурной фигурой, избавился от всех намёков на шутовство и не уступает Ришелье — если не в величии, то в политической беспощадности: он даже насильно склоняет королеву Анну Австрийскую к тайному браку. Сильнее всех изменился д’Артаньян: не такой порывистый и резкий, как в книгах, временами он кажется скорее мыслителем, чем воином, погрустневшим философом, смотрящим на обмелевшее время, в рамках которого ему тесно.

Большое внимание уделено событиям Фронды, этой французской протореволюции. Даже крошечный бюджет не помешал создателям отобразить масштаб народного недовольства. Наконец, становятся ясны исторические причины бегства королевской семьи: это не месть парижанам и не каприз Анны Австрийской — толпа была в такой ярости, что вполне могла убить малолетнего короля и растерзать его семью. Сериал намного жёстче и мрачнее романа, из постановки почти исчез юмор, но это делает её не скучной, а очень достоверной по ощущениям. Это больше не авантюрные приключения, но серьёзное историческое исследование. Сериал — настоящее сокровище английского телевидения, обязательное для просмотра всем любителям книг Дюма.

Я, Клавдий (1976)

Стареющий император Клавдий, пришедший к власти после Калигулы, пишет историю своей жизни и семьи, мысленно возвращаясь к событиям прошлого. Некоторые из них он не застал. Всё начинается с того времени, когда Римом правил великий Август, не имевший собственных сыновей. Он часто менял любимцев и назначал возможных преемников. Наконец его симпатии остановились на юном племяннике Марцелле, очень популярном в народе. Но у Ливии, жены Августа, есть свой сын Тиберий и своё мнение относительно того, кто должен править Римом.

— О, дедушка, открой же глаза! За эти годы все вокруг тебя умирали или исчезали. По-твоему, это была случайность? Мой отец Агриппа, до него — Марцелл, мои братья Гай и Луций, моя мать Юлия, а теперь — я!
В экранизации одноимённого романа Роберта Грейвза действует множество персонажей-родственников, между которыми нужно было показать определённую динамику, но этого не удавалось сделать до тех пор, пока режиссер Герберт Уайз не объяснил актёрам их задачу с предельной ясностью: «Представьте, что вы играете мафиозную семью». Именно так можно охарактеризовать императорский клан, погрязший в заговорах, убийствах и борьбе за власть. Насилие здесь не так натуралистично, как в современных сериалах, но степень жестокости впечатляет даже больше. Змеиное гнездо в императорском дворце беспрестанно шебуршится, правители становятся всё ужаснее, Рим тонет в крови.

В сериале собрано созвездие великолепных актёров. Будущий командор ордена Британской империи и рыцарь Дерек Джекоби блистательно играет Клавдия на протяжении всей жизни персонажа, от подростковых лет до старости. Калигула в исполнении Джона Хёрта, пожалуй, затмевает образ Малькольма Макдауэлла из скандально известного фильма Тинто Брасса. Патрик Стюарт (пока ещё с волосами!) убедителен в роли холодного интригана Сеяна. Исключительное исполнение Шан Филиппс делает её героиню Ливию самой выдающейся телевизионной злодейкой всех времён, без преувеличения: это очень страшная женщина, и в полной мере величие сериала осознаёшь, когда в какой-то момент это чудовище начинает вызывать сочувствие.

Отравления, пытки, безумие, инцест, грызня за власть… При просмотре нельзя не провести параллели с «Игрой престолов». Джордж Мартин и вправду черпал вдохновение в романе Грейвза и рассказывал в интервью, что придумал Станниса Баратеона на основе Тиберия из сериала: суровый вояка, который и власти-то не хочет, но так надо. В Джоффри легко разглядеть Калигулу (в интернете это давно уже сделали). Хромой калека и заика Клавдий, пария в своей семье и дядя Калигулы, стал Тирионом Ланнистером. Клавдий, в силу своего уродства, отдает предпочтение проституткам, а затем его предаёт любимая женщина, как Шая — Тириона.

Интрига Мизинца и Лизы Аррен напоминает заговор Сеяна и его любовницы Ливиллы. Наконец, белокурые родственники, состоящие в преступной интимной связи, — Калигула и его сестра Друзилла, — появились намного раньше, чем Джейме и Серсея. При этом близнецы Ланнистеры — ещё безобидный, вегетарианский, вариант. И даже если Джейме, согласно прогнозам, придушит сестрицу своей золотой рукой, в Древнем Риме и похуже видали.

Приключения Шерлока Холмса (1984–1994)

Шерлок Холмс и его лучший и единственный друг доктор Уотсон расследуют скандал в Богемии с участием роковой женщины, кражу карбункула с участием рождественского гуся, пропажу документов государственной важности и другие таинственные дела.

— Если я прошу отдать должное моему искусству, то лишь потому, что преступление — вещь обыденная, а логика — редкость.
Сериал британской студии Granada Television многие справедливо считают лучшим из всего, что было снято о Шерлоке Холмсе. Атмосфера викторианской Англии ощущается почти физически: старинные дома и особняки, экипажи, интерьеры, костюмы, любая мельчайшая деталь, попадающая в кадр, отличаются исторической точностью. Внешний облик героев в высшей степени соответствует каноническим иллюстрациям Сидни Пэджета, которые сопровождали первые публикации Конана Дойла в Strand Magazine.

Это совсем не тот «Шерлок Холмс», к коему отечественный зритель привык по фильмам Игоря Масленникова. Впервые великий детектив в исполнении Джереми Бретта появляется с той самой ампулой кокаина, к которому он был так привержен в рассказах. Не скрывается ни зависимость Холмса от наркотиков, ни его скверный характер, ни грязь лондонских низов, кишащих бродягами и проститутками. Некоторые эпизоды сняты скорее в жанре готики или магического реализма: Холмс исчезает и появляется, словно по волшебству, а в тяжёлых лондонских туманах неизменно чудится что-то тревожное и зловещее. Меланхоличное настроение нарастает от сезона к сезону, и у этого есть реальное объяснение.

Джереми Бретт страдал от биполярного расстройства. Актёр прибег к лечению, но оно было неправильно подобрано и лишь ухудшило ситуацию, сильно отразившись на его внешности. Даже причёска Холмса однажды пострадала: в нервном припадке Бретт обкорнал себя ножницами. Ближе к финальным эпизодам сериал становится больно смотреть: это не просто Шерлок Холмс, чья история скоро закончится, но настоящий человек, который жил своей ролью и умрёт в ней. Разница между актёром и персонажем стирается, и на свете найдётся немного сериалов или фильмов, где можно наблюдать этот завораживающий и страшный процесс...

Закон Гарроу (2009–2011)

В Англии конца XVIII века судебная система старательно работает на то, чтобы приговорить к смертной казни как можно больше обвиняемых. Законы внимательны к имуществу и безразличны к человеку: нападение с целью причинить увечья считается незначительным преступлением, в то время как за порчу одежды могут казнить. Люди ходят в суд, как на цирковое представление, судья невозмутимо потягивает во время заседания вино, прокурор озабочен тем, чтобы успеть повесить тех двоих до обеда. Посреди этой вакханалии появляется человек простого происхождения — молодой адвокат Уильям Гарроу, который утверждает, что людей нужно защищать от государства. В том числе — рожающих вне брака женщин, гомосексуалов и чернокожих туземцев.

— Кому вы верны: клиенту или гонорару?
— Я верен истине.
Многие кинематографисты и телевизионщики приступают к истории с прозрачным намерением: снять на злобу дня агитационный памфлет, который демонстрирует, как ужасно было «тогда» и какого прогресса в обществе мы достигли «сейчас». Получаются безжизненные зрелища с плоскими персонажами и лозунговой направленностью.

Создатели «Закона Гарроу» показывают, как правильно актуализировать исторические реалии. Их главный герой — реальное лицо, британский барристер Уильям Гарроу (1760–1840), значительно опередивший своё время. Он выступал против рабовладения, жестокого обращения с животными и крайних мер наказания за незначительные преступления. Гарроу первым придумал принцип «считать невиновным, пока вина не будет доказана», лежащий в основе современного уголовного производства.

Наверное, велик был соблазн показать рыцаря на белом коне, из последних сил бьющегося с толпами невежественных и злобных обывателей. Но авторы избегают стереотипов: даже насмешливый обвинитель, постоянный оппонент Гарроу в суде, и консервативный судья оказываются не столь уж ограниченными и способными к постепенной смене мировоззрения людьми. Персонажи не действуют в рамках клише, поэтому благонамеренные истины сериала поданы ненавязчиво. А каждый процесс показан так увлекательно, что ворвись в судебный зал рота дерущихся мушкетёров из фильма-боевика, вам захотелось бы их прогнать, чтоб не мешали слушать выступление адвоката.

Борджиа (2011–2014)

Испанец по происхождению, кардинал Родриго Борджиа давно обосновался в Риме, но своим так и не стал: коллеги-итальянцы из враждующих кланов, готовые в любой миг вцепиться друг другу в глотки, первым делом накинутся на него. Но после смерти папы Иннокентия VIII, когда хрупкий мир в Италии висел на волоске, Борджиа ухитряется пролезть на престол Святого Петра с помощью взяток, интриг, запугиваний и здравой мысли: «Другие будут ещё хуже». Теперь у нового папы Александра VI большие планы: морально обновить церковь, объединить страну и устроить судьбы своих детей, к которым он питает, возможно, слишком сильные чувства.

— Мы — камень Христов, отец королей! Господь говорит нашим голосом!
В отличие от пресного и куда более известного сериала с Джереми Айронсом, здесь, в проекте создателя культовой «Тюрьмы OZ» Тома Фонтана, в главной роли — сама эпоха. Ренессанс, время величайших гениев и кровавых тиранов, чудовищных суеверий и пароксизмов веры, когда после веков средневекового аскетизма с его глазами, возведёнными к небесам, люди обратили взгляд на землю и вспомнили о существовании человека, вернее — изобрели его заново, придумав философию, поэзию, искусство, архитектуру, а вместе с ними и новые способы расчищать вокруг себя политическое пространство.

Нового человека, плоть от плоти Возрождения, в сериале представляет Чезаре Борджиа в пламенном исполнении Марка Райдера: он всегда живёт в пяти минутах от рая, двери в который плотно заперты, но испанский бык Борджиа из чистого упрямства будет ломиться в них напролом, а если не откроют, то выберет дорогу в ад. Россиянка по происхождению Изольда Дихаук сыграла Лукрецию Борджиа: её героиня проходит длинный путь — от беспорочного ангела, с которого пишут Мадонн, до властной женщины, способной взять судьбу в свои руки. Для американца с сицилийским лицом Джона Доумена роль папы Борджиа стала венцом карьеры. Его персонаж переполнен такой витальной мощью, что, когда он говорит о себе «мы», это кажется не только pluralis majestatis: его просто больше, чем один человек!

Оттепель (2013)

В 1961 году, когда в стране немного оттаяло, кинооператор Виктор Хрусталёв живёт насыщенной богемной жизнью. Рестораны, красивые женщины, рок-н-ролл на катушках, разговоры об искусстве и о том, чем приходится заниматься вместо него, услаждая худсоветы... Внезапно погибает знакомый Виктора — талантливый сценарист, чьи работы в советском кино оказались невостребованными. И хотя официальной версией считается самоубийство, Хрусталёвым начинает интересоваться дотошный следователь.

— О чём таком она грустит, что мне, человеку с высшим медицинским образованием, непонятно? И никому не понятно! Поэтому на вашем фильме в зале занято два ряда, а на Федино кино — очередь!
Российский сериальный конвейер работает бесперебойно, темп ему снижать некогда, хорошо снимать — тоже. Но случаются исключения. Двенадцатисерийный проект режиссера Валерия Тодоровского позиционируется как фильм, имея на это все права: это высокий кинематографический уровень, а исполнители заставляют поверить в новую российскую школу актёрского мастерства — случай в сериальном потоке редкий.

Идея «Оттепели» появилась у Тодоровского после знакомства с создателем американского сериала «Безумцы» Мэтью Вайнером, отец которого работал в 1960-х годах в рекламном агентстве. Сын известного режиссёра Петра Тодоровского вырос в кинематографической среде и решил снять картину о буднях советских киношников, показав эпоху оттепели их глазами.

Отголоски войны по-прежнему звучат в лёгких шагах нового времени, когда люди уже читают Евтушенко, рассуждают об итальянском неореализме и просят пошить пиджак, как у Кардена. Здесь нет конфетной яркости «Стиляг», как и нарочитых уродств: это реальная жизнь с девушками в красивых платьях и пустой бутылкой рядом с храпящим на газоне пьяницей. Важнее всего — герои, чьи психологические портреты прорисованы до мелочей, даже в случае с третьестепенными персонажами. И при всём желании подвергнуть сомнению аутентичность — желании, которое всегда появляется у нашего зрителя в разговорах о советском прошлом, — очевидно, что «Оттепель» сняли для души, а не для того, чем приходится заниматься на конвейере вместо искусства.

Пьяная история (2013–?)

Итак, корпус воздушных шаров. Идет гражданская война. Тадеуш Лоу — аэронавт. Он летит на шаре над Нью-Джерси (это такой клёвый город, где то тепло, то жутко холодно, короче, жить невозможно!). Все вроде идёт классно, потом — бац! Подул ветер. И ветер такой, типа: «Я приземлю тебя туда, куда хочу». И несёт его в Южную Каролину, прямо в центр территории Конфедерации. Ну, дальше вы можете себе представить, что было.

А если же не можете, да и в любом другом случае, смотрите «Пьяную историю»: комедийно-образовательный проект, в котором звёзды кино, от Вайноны Райдер до всей команды «Кремниевой долины», изображают смертельно пьяных людей и своими словами, с шутками-прибаутками, щедрым и сочным матом пересказывают исторические события. Имена и даты при этом озвучены исторически достоверно, так что придраться будет не к чему. Разве что к заплетающимся языкам, но на самом деле с ними даже лучше.

Агент (2014–2017)

В 1776 году американские повстанцы объявили войну британской короне. После того как армия Вашингтона оттеснила англичан, их военная база расположилась в Нью-Йорке. Большинство местных жителей со всё возрастающим недовольством поглядывает на красные мундиры британцев, и вот уже фермер Эйбрахам, у которого не заладилось с выращиванием капусты и вообще в семье, готов откликнуться на призыв старого друга, который предлагает ему стать шпионом Вашингтона.

— Вы хоть самому себе доверяете?
— Давно уже нет.
Сериал поставлен по документальной книге Александра Роуза «Шпионы Вашингтона: История о первой американской шпионской организации», но в сухости, которой можно было бы ожидать от экранизации нон-фикшн, его не упрекнёшь. Это одна из самых увлекательных историй на тему «Баба-Яга в тылу врага», какую можно увидеть. Напряжение в некоторых сериях не отпускает ни на минуту, и каждый эпизод заканчивается клиффхэнгером, заставляющим с нетерпением ждать продолжения. Относительно бескровная, по нынешним меркам, война показана жёстко; сцены схваток короткие, но эффектные, со всем эмоциональным воздействием динамичного монтажа и грохота внезапных выстрелов.

Создатели мастерски управляются с многочисленными персонажами, доводя до логического завершения сюжетную линию каждого. Хотя запутаться и спустить на тормозах было бы легче легкого: три англичанина, один из которых неоднозначный (его играет Берн Горман), второй красивый, а третьего ненавидеть будет почти так же приятно, как Рамси Болтона; толпа американцев во главе с импозантным Вашингтоном; главный герой, которого играет один из самых талантливых актёров своего поколения Джейми Белл; чернокожие рабы, две решительные и непохожие женщины, а также харизматичный охотник за головами. Считать устанешь, но в сериале важны и интересны все.

Волчий зал (2015)

Двадцать лет король Генрих VIII состоял в браке с Екатериной Арагонской, но королева так и не родила ему сына. Король без наследника — это гражданская война, и теперь Генрих хочет развестись с Екатериной и жениться на целеустремленной девушке Анне Болейн, запустившей в него острые коготки. Но кардинал Уолси, много лет управлявший делами короля, никак не может добиться от Рима одобрения развода.

Король под давлением Анны избавляется от Уолси, и на сцену выходит помощник кардинала — немногословный юрист Томас Кромвель. Он вовремя разглядит амбиции Анны, устроит все королевские дела и поднимется так высоко, как не мог и мечтать подняться сын кузнеца. А король Генрих запомнит, как это удобно: иметь под рукой человека, который под законным предлогом избавит тебя от кого угодно.

— Я вас возвысила, это моя заслуга. И при первой же возможности вы меня предали.
— Мадам, здесь нет ничего личного.
— Вы думаете, что стали великим человеком, решили, что больше во мне не нуждаетесь. Но вы забыли самое важное, Кромвель. Те, кто был возвышен, могут пасть.
— Я полностью согласен.
Для своих романов «Волчий зал» и его продолжения «Внесите тела», получивших по Букеровской премии каждый, британская писательница Хилари Мэнтел выбрала одного из самых спорных персонажей английской истории: главного идеолога Реформации в Британии Томаса Кромвеля, которого можно назвать палачом короля. Именно он устраивал те многочисленные судебные процессы, после которых в прямом смысле летели головы. Генрих избавлялся от надоевших жен, от разочаровавших его министров, политических оппонентов и в конечном итоге избавился от самого Кромвеля.

Мэнтел показывает становление державного монстра и запущенный его умным советником механизм, который уже невозможно остановить и в жернова которого умный советник попадет сам. Кромвель — бегущий по лезвию, все они по нему бегут: такова участь каждого, кто живет в государстве, в котором всё делается по желанию левой пятки одного человека. Кромвель наблюдает за происходящим с отстранённым интересом энтомолога и оставляет комментарии при себе.

Сериал вообще на три четверти состоит из молчания персонажей — молчания, в котором больше смысла, нежели во всех диалогах из иных фильмов и сериалов, вместе взятых. Съёмки проводились при естественном освещении, в старинных замках и особняках, из которых никогда не выветрятся события, случившиеся сотни лет назад. Здесь не просто силён эффект погружения, создатели добились большего: кажется, что всё происходит здесь и сейчас, у вас за окном. Этот психологический шедевр сложно назвать просто сериалом. В нём мало говорят, много делают... и во всём присутствует безмолвие безличной силы, управляющей судьбами людей. Кажется, это и есть история.

Чума (2018–?)

В XVI веке в охваченную чумой Севилью возвращается бывший солдат Матео, который должен отыскать сына своего погибшего друга. Когда-то Матео бежал из города, спасаясь от инквизиции. Он обладает наблюдательностью хорошего следователя и, чтобы заслужить прощение властей, соглашается расследовать череду зверских убийств, жертвами которых становятся влиятельные горожане.

— Как такой хороший человек может жить без Бога?
Большинство сцен сняты в самой Севилье, лишь слегка тронутой графикой и задекорированной для аутентичности, поэтому зрителя ожидает настоящее путешествие во времена Испанской империи. Но приятным оно не будет. Кишащие крысами трущобы, лохмотья нищих, наваленные горами трупы с раздувшимися чумными бубонами, вскрытие покойников и сожжение еретиков под весёлые выкрики толпы, наслаждающейся чужими страданиями... Все выглядят больными, бледными и грязными. Даже роскошь дворцов, принадлежащих богачам, словно тронута разложением. Один из самых дорогих испанских сериалов — зрелище не для чувствительных натур, и это порадует зрителей, уставших от исторического глянца.

Сериал затрагивает темы, вызывающие в памяти современность: подневольное положение женщин, запрет на однополые отношения, религиозная и национальная нетерпимость. Они аккуратно встроены в канву повествования и не вызывают ощущения размахивания флагами борцов за права — это просто часть истории. Детективная линия отнюдь не легковесная, и все события переплетены с духовным поиском главного героя.

Визуально и по настроению сериал близок к фильму «Капитан Алатристе» с Вигго Мортенсеном, но «Чума» мрачнее, и не только потому, что «чёрная смерть» косит ряды, женщин угнетают, а геев сжигают. Дело скорее в глобальном ощущении уныния, разлитом в серых кадрах. Много говорят о побеге, о том, чтобы уехать туда, где будет хорошо и не будет чумы, но с каждым эпизодом крепнет ощущение, что бежать-то некуда: мало того, что земля круглая, так ещё и скоро откроют, что она вертится...
Выдающихся исторических сериалов намного больше, чем упомянуто в этой статье. И, если хорошенько покопаться в источниках, всегда можно найти классические и даже современные сериалы, которые, как на машине времени, отправят вас на прогулку по векам плаща и шпаги, пера и яда, чумной пандемии и кровавого безумия Древнего Рима. Освежающего путешествия!

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Чужой: Земля»: первые впечатления. Ксеноморф на свободном выгуле

Сериалы

«Песочный человек», 2-й сезон: книга хуже?!
Хроника кризиса среднего возраста

Сериалы

«Очи Ваканды»: Очи чёрные, очи жгучие
Как минимум это красиво, как максимум — увлекательно.

Сериалы

«Уэнсдей», 2-й сезон: первые впечатления. Мрачно, стильно, интересно!
Тим Бёртон в отличной форме.

Сериалы

Лучшие сериалы 2025 года: первое полугодие. Фантастика, фэнтези и не только
Это ещё не итоги — но кое-что уже можно советовать.

Сериалы

Что там у «Рика и Морти» в 8-м сезоне? Риковое поле экспериментов
Семья Санчесов подвинула Рика, а сам он как будто прошёл психотерапию.

Сериалы

«Уэнсдей» vs «Леденящие душу приключения Сабрины»: какой сериал лучше?
Эпическая битва мистических девушек

Сериалы

Какие сериалы смотреть в августе 2025? Американская готика, шотландские попаданцы, русские чудеса
А также Чужие против андроидов и корейские ангелы в полосочку.

Сериалы

«Левиафан»: неправильное аниме по самому анимешному стимпанку
Почему самая точная экранизация книги про летающих китов вряд ли станет хитом.

Сериалы

Как «Лазарь» Синъитиро Ватанабэ отражает эмоциональную боль нашей эпохи
Аниме меняется вместе с миром, и «Лазарь» — яркий тому пример.
Показать ещё