Чего мы хотим от сериала по «Властелину колец»

26101
6 минут на чтение
Недавно стало известно, что студия Warner Bros. продала права на телеадаптацию «Властелина колец» интернет-каналу Amazon — причём новый сериал будет не пересказом уже известных нам событий, а приквелом.

Казалось бы, книга Толкина — тот случай, когда существующая экранизация уже считается классикой. Питер Джексон одним из первых рискнул вывести зрелищное фэнтези на большой экран, совершил прорыв в визуальных эффектах, и его трилогия получила рекордное количество «Оскаров». Что же должны придумать новые режиссёры, чтобы повторить такой успех, — и что может пойти не так?

Всё с нуля!

Когда за приквел или спин-офф берётся не та компания, которая снимала исходную экранизацию, чаще всего речь идёт не о продолжении, а о перезапуске, новой экранизации. Например, так поступили создатели сериала «Готэм». Здесь же в сделке участвовала компания наследников Толкина, Tolkien Estate, а сын писателя Кристофер Толкин отзывался о фильме Джексона очень неблагосклонно: «Они выхолостили книгу, превратив её в боевик для молодёжи». К тому же, трилогия снималась около 15 лет назад: некоторых актёров нет в живых, а другие постарели. Поэтому худшее, что может сделать Amazon, – это пытаться сыграть на поле Джексона: получится максимум бледная копия оригинала. Раз уж сюжет новый – пусть и сериал смотрится по-новому!

Мы пока не знаем, как сюжет будет связан с событиями «Властелина колец». Но вряд ли авторы удержатся от соблазна показать знакомых героев хотя бы в камео. Это отличный повод вспомнить, что в оригинале многие образы выглядели иначе. Например, книжный Фродо — самый старший из хоббитов в Братстве, а Арагорн — бывалый партизан, который не сомневается в своём предназначении, а с ранних лет мечтает стать королём Гондора.

Излишний буквализм тоже вреден. Как любят шутить толкинисты, в романе нет ни слова о том, носил ли Арагорн штаны. В экранизации Бакши он их и не носит!

Долой реализм!

Соблазн снять реалистичную драму — главная опасность, которая подстерегает будущих авторов сериала. Понятно, что «Властелина колец» экранизируют в надежде занять нишу, которая освободится после окончания «Игры престолов». А этот сериал приучил зрителей к тому, что хорошее кино — это мрачная драма с насилием, сексом и неоднозначной этикой. Если хоть в одном будущем интервью промелькнёт слово «реализм» — жди беды. Оставим такой подход «Ведьмаку»!

Профессор был неправ! У Саурона своя правда!

Чтобы снять по-настоящему хорошую экранизацию Толкина, надо решиться на очень непопулярный шаг: вернуться к наивности. «Властелин колец» писался как эпос или миф, поэтому в нём должны быть и благородные герои, и закоренелые злодеи, и пафосные речи о судьбах мира.

Это вовсе не значит, что палитра у такого фэнтези беднее: здесь можно порассуждать и о морали, и о цене подвига, и о принятии своего предназначения... В любом случае эпос должен оставаться эпосом — а споры о налоговой политике Арагорна лучше оставить Джорджу Мартину.

Небанальный сеттинг

Масштабности толкиновскому миру не занимать — хватило бы бюджета

Экранизация Джексона покорила зрителей великолепными новозеландскими пейзажами и на целое десятилетие задала моду для других фильмов. Но «Игра престолов» стёрла для кинематографистов все границы: мы с удивлением узнали, что, оказывается, одно и то же произведение можно снимать сразу во всех уголках Земли, а красивая природа есть не только в Новой Зеландии. При таком подходе Средиземье сразу заиграет новыми красками. Скажем, Шир можно снимать в Британии или Ирландии — ведь уютный хоббитский быт Толкин писал с натуры. На роль Мордора сразу просится популярная нынче Исландия, а роханские степи можно найти на юге Европы или даже в России.

Специалистам по реквизиту и декорациям тоже предстоит немало интересной работы. Толкин создавал свой мир по мотивам ранних европейских мифов наподобие «Беовульфа», поэтому не обязательно показывать на экране очередное высокое Средневековье. Конечно, мы привыкли к определённому облику фэнтези, но это заслуга уже не самого Толкина, а его последователей. Например, многие герои «Властелина колец» носят кольчуги — а полноценный рыцарский доспех не упоминается ни разу. Выходит, новым режиссёрам скорее впору вдохновляться «Викингами»!

Как ни странно, такие костюмы подошли бы сериалу больше

А совсем здорово было бы вспомнить, что «Хоббитом» в своё время интересовался Гильермо Дель Торо, — и привлечь его, например, к дизайну назгулов. В книге это бестелесные духи — представляете, как жутко они могут выглядеть при современном уровне компьютерной графики?

Простор для сюжета

Гном Балин мог бы стать одним из главных персонажей сериала. Как раз в указанный период он завоёвывал Морию

В самом «Властелине колец» и в многочисленных набросках Толкина подробно описана вся история Средиземья, поэтому и про время перед самой Войной за Кольцо мы кое-что знаем. Вскоре после событий «Хоббита» Саурон начал собирать армию и захватывать земли по соседству с Мордором. В Средиземье возник местный аналог Альянса Повстанцев: эльфийские владыки с помощью колец охраняли Ривенделл и Лориэн, а Белый Совет магов искал способы справиться с новой угрозой. Арагорн к тому моменту уже был знаком с Гэндальфом и под именем «Торонгиль» сражался против приспешников Саурона, защищая Гондор и Рохан. Уже этих намёток хватило бы, чтобы снять захватывающую историю.

Однако мир Средиземья не сводится к центральному конфликту с Сауроном — он гораздо богаче. Даже в самом «Властелине колец» показано, что во время Войны за Кольцо многие сказочные существа живут собственной жизнью. Например, как раз в описанное время Балин с отрядом гномов организовал поход в Морию, где пытался основать новое королевство и случайно пробудил Балрога. А многие уголки Средиземья из экранизации и вовсе пропали. Сериал – это отличный повод восстановить справедливость. Может быть, мы наконец-то увидим лесного весельчака Тома Бомбадила, Ган-Бури-Гана или духов кургана?

Тома Бомбадила обошли вниманием все экранизации. Самое время отдать ему должное!

Кроме того, не стоит забывать и о флэшбэках. Конечно, полноценной экранизации «Сильмариллиона» мы вряд ли когда-нибудь дождёмся. Но мало у какого романа найдётся целых двенадцать томов с историей и легендами мира — грех не использовать такую возможность, чтобы показать хотя бы историю Кольца или козни Саурона во время Второй Эпохи.

Благие намерения и здравый смысл

Политкорректность в современном кино — тема неоднозначная, но обойти её вниманием никак не получится. Мир Толкина по нынешним временам слишком консервативен, поэтому авторы просто вынуждены будут задуматься о diversity. Хочется пожелать, чтобы при этом авторы всё-таки руководствовались здравым смыслом. У новых персонажей может быть любая сексуальная ориентация, а вот, например, о предпочтениях Гэндальфа нам лучше ничего не знать: он всё-таки полубог, а не простой смертный.

Цвет кожи героев — ещё более спорный вопрос. С одной стороны, по задумке Толкина Средиземье — это древняя мифическая Европа, а значит, и живут в ней европеоиды (если, конечно, речь не о временах мезолита). С другой — эльфы, гномы, хоббиты и другие не дожившие до наших времён расы могли выглядеть как угодно. Главное – придерживаться внутренней логики: уж если менять внешность, то целым регионам.

Есть и совсем безболезненный для первоисточника выход: если главный герой будет родом из южного народа харадрим, это не только осовременит историю, но и позволит с другой стороны взглянуть на культуру Средиземья.

Темнокожие в мире Толкина есть. А вот персонажам, образы которых уже сложились, цвет кожи лучше не менять

Песни

Наконец, в книгах есть небольшая, но очень атмосферная деталь: в сюжете то и дело встречаются песни. Всего их в романе около двадцати: поют и Фродо, и Арагорн, и встреченные по пути эльфы... Часть из этих песен написана на английском, а часть на синдарине и квэнья. Как филолог, придумывать свой мир Толкин начал с языков — и, конечно же, не удержался от соблазна создать парочку примеров эльфийской поэзии.

В экранизации Джексона прекрасный саундтрек, да и песен тоже хватает: чего стоит хотя бы баллада Пиппина в «Возвращении короля». Но взять побольше фольклора из первоисточника — это ещё один прекрасный способ оживить мир сериала и насытить его мифологией.
Кликни,
чтобы посмотреть видео
you-video
Почему-то с IP адресов других стран ничего не тормозит
Сделка с Warner Bros. состоялась буквально на днях — мы не знаем ни имён будущих актёров, ни шоураннеров. Как бы то ни было, у новых создателей «Властелина колец» есть уникальная возможность: предложить собственную, самобытную трактовку одного из самых значимых произведений в современной массовой культуре. Как знать, может быть, Amazon сумеет не только потягаться с Джексоном, но и в кои-то веки создать такую экранизацию, которая понравится даже наследникам Толкина.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Чужой: Земля»: первые впечатления. Ксеноморф на свободном выгуле

Сериалы

«Песочный человек», 2-й сезон: книга хуже?!
Хроника кризиса среднего возраста

Сериалы

«Очи Ваканды»: Очи чёрные, очи жгучие
Как минимум это красиво, как максимум — увлекательно.

Сериалы

«Уэнсдей», 2-й сезон: первые впечатления. Мрачно, стильно, интересно!
Тим Бёртон в отличной форме.

Сериалы

Лучшие сериалы 2025 года: первое полугодие. Фантастика, фэнтези и не только
Это ещё не итоги — но кое-что уже можно советовать.

Сериалы

Что там у «Рика и Морти» в 8-м сезоне? Риковое поле экспериментов
Семья Санчесов подвинула Рика, а сам он как будто прошёл психотерапию.

Сериалы

«Уэнсдей» vs «Леденящие душу приключения Сабрины»: какой сериал лучше?
Эпическая битва мистических девушек

Сериалы

Какие сериалы смотреть в августе 2025? Американская готика, шотландские попаданцы, русские чудеса
А также Чужие против андроидов и корейские ангелы в полосочку.

Сериалы

«Левиафан»: неправильное аниме по самому анимешному стимпанку
Почему самая точная экранизация книги про летающих китов вряд ли станет хитом.

Сериалы

Как «Лазарь» Синъитиро Ватанабэ отражает эмоциональную боль нашей эпохи
Аниме меняется вместе с миром, и «Лазарь» — яркий тому пример.
Показать ещё