Начинается новый сезон «Игры престолов» — и в нём наверняка умрёт немало персонажей (чем Мартин не шутит, может, даже все!). Сериал славится тем, что не щадит никого, даже главных героев. Смерть в «Игре престолов» — важная часть истории каждого персонажа... а порой даже лучшая. У каждого есть своя любимая смерть: неожиданная, долгожданная, шокировавшая, драматичная или красивая. Вспомним те, что запомнились лично нам.

Маргери Тиррелл

Екатерина Пташкина
Концовка шестого сезона — один из мощнейших эпизодов всего сериала. Под звуки композиции Light of the Seven, каждый такт которой будто отмеряет тяжёлую поступь рока, перед нами вершится этот самый рок — жуткий и неотвратимый.

И все же из сотен людей, погребённых под стенами Великой септы Бейлора, больше всего мне жаль Маргери, золотую розу, которой не дали расцвести в полную силу. Умную, лукавую, изворотливую — и при этом не лишённую доброты и сострадания. Мягкую внешне, но стальную внутри. В гибели Маргери больше всего печалит то, что мы так и не узнали, в чём состоял её план, не увидели, как она выпутается из расставленных силков, — хотя у неё было на это больше шансов, чем у многих. И то, что за секунду до гибели она увидела, как сгорают в зелёном пламени её враги, служит слабым утешением.

Еще один важный, пусть и неочевидный момент, — обстоятельства её смерти. Сейчас у каждого из нас не так уж много шансов погибнуть от яда, клинка или стрелы. Умереть же под завалами — несравнимо больше. И тем больнее наблюдать за последними мгновениями жизни Маргери Тирелл.

Жойен Рид

Евгения Сафонова
Мой список запомнившихся смертей специфичен. Самые «эффектные» расправы сериала — вроде Эддарда Старка, Красной свадьбы, Джоффри или Оберина Мартелла — не впечатлили меня так, как в книге, потому что я уже о них знала. Больше всего в экранизации меня тронули смерти, до которых в оригинале пока не дошло.

Жойен и Мира, дети Хоуленда Рида, сопровождали Брана Старка в его долгом путешествии за Стену. И если в книге их миссия — доставить Брана к Трёхглазому Ворону — увенчалась успехом, то в сериале Жойен чуть-чуть не дожил до этого счастливого момента. Младший Рид был убит живым мертвецом буквально на пороге пещеры, где Ворон укрылся от мира в компании Детей Леса.

Жойен стал одним из первых персонажей, умерших в экранизации, но пока не убитых в оригинале. Конечно, у фанатов книг зреют подозрения, что Жойена (а то и обоих Ридов) принесли в жертву, чтобы пробудить в Бране дар древовидца, но официальных подтверждений этому в первоисточнике пока нет.

Тем больнее было наблюдать смерть младшего Рида на экране. К тому же очень уж привлекательным вышел персонаж. У Томаса Броди-Сэнгстера получилось создать образ отрешённого, но харизматичного юноши-пророка. Когда Мира, плача, дарует брату милосердную смерть и перерезает ему горло, трудно остаться равнодушной.

Рамси Болтон

Евгения Сафонова
После смерти Джоффри бастард Русе Болтона завоевал лавры самого ненавистного и кровожадного персонажа сериала. В отличие от книжного героя, который вышел поистине отвратительным, сериальный Рамси обладал своеобразным обаянием. Но никакое обаяние не заставило бы зрителей забыть издевательства над Теоном Грейджоем и Сансой, которую неосмотрительно отдали Рамси в жёны; убийство юного Рикона, родного отца, мачехи и маленького сводного брата; охоту на людей, которых загоняли кровожадные голодные псы… Список можно продолжать долго.

Злодею такого масштаба желаешь достойной и ироничной смерти. Рамси досталась именно такая: под наблюдением Сансы им с аппетитом поужинали его же псы. Эта сцена красива и важна в первую очередь тем, как проявляет себя старшая дочь Старков. Сперва Санса бесстрастно смотрит, как Рамси превращается в собачий корм, а следом неторопливо отходит от места расправы, чтобы в свете факелов мы увидели её довольную улыбку.

Невольно задумываешься, так ли неправ был Рамси, когда утверждал, что часть его никогда не умрёт: она останется жить в его жене. Едва убежав от издевательств Джоффри, Санса попала в руки садиста куда более изощрённого. И именно это помогло девушке, в которой всё ещё жила маленькая запуганная жертва, закалиться настолько, чтобы после обыграть и без колебаний казнить даже такого игрока, как Мизинец.

Мирцелла Баратеон

Евгения Сафонова
После гибели Оберина Мартелла в поединке с Горой его любовница, Эллария Сэнд, жаждала мести. Подходящую цель долго искать не пришлось: ещё во втором сезоне Тирион отправил принцессу Мирцеллу в Дорн, чтобы выдать за Тристана Мартелла. Узнав об угрозе, Джейме Ланнистер лично вызвался вернуть дочь домой, в безопасные стены Королевской Гавани. Увы, коварство «песчаных змеек» не знало предела — на прощание Эллария подарила Мирцелле поцелуй, предварительно смазав губы смертельным ядом. Принцесса погибла вскоре после того, как её корабль отплыл из Дорна.

Глядя на то, как Мирцелла умирает на руках у Джейме, сложно не расчувствоваться. Жаль милую добрую девочку, которая знала о слишком тесных отношениях матери с дядей, но поняла и не осудила их. Жаль Джейме, которому пришлось бессильно наблюдать, как задыхается его дитя. А ведь прямо перед гибелью Мирцелла призналась, что знает правду и рада такому отцу! Наконец-то у Джейме появился шанс быть принятым своим ребёнком, любимым им, в полной мере почувствовать себя родителем… Но для мира «Игры престолов» это было слишком трогательно и мило, чтобы не обернуться очередной трагедией.

Жаль и Серсею. К «Красной королеве» можно относиться по-разному, но ни одной матери не пожелаешь увидеть мёртвой единственную дочь. Впрочем, в седьмом сезоне Серсея ответила любезностью на любезность: стараниями королевы уже Элларии пришлось наблюдать, как её ребёнок мучительно умирает от того же яда, которым отравили Мирцеллу. И после убийства невинной девочки, не имевшей никакого отношения ни к смерти Оберина, ни к грехам своих родителей, матери «песчаных змеек» почему-то не слишком сочувствуешь.

Оберин Мартелл

Владислав Чирин
Первые четыре сезона были громкими и эпатажными. Именно они сформировали репутацию «Игры престолов» как шоу, где кто угодно может погибнуть самым неожиданным способом. Гибель Оберина от рук Горы — почти кульминация этого подхода. Для многих это самое яркое воспоминание от всего сериала.

Оберин был представлен в четвёртом сезоне и очаровывал свободным от предрассудков нравом. Педро Паскаль отлично передал южную страсть Дорна, так и оставшись единственной интересной частью этого региона Семи Королевств во всем шоу. Он должен был победить Гору, чтобы отомстить за изнасилованную и убитую сестру. Он проткнул поверженного Гору копьём — ну что уже может пойти не так? Сцена, где Красный Змей ходит вокруг, кажется, умирающего Горы, длится не больше минуты, но по ощущениям тянется вечность. Пересмотрите её — даже когда знаешь, что произойдет, сердечко колотится от нарастающей тревоги.

А потом Гора валит Оберина на землю и хватает за шею. От удара в челюсть у Оберина вылетает сразу несколько зубов — уже в этот момент понимаешь неизбежность трагедии. Гора мучает и тебя, и Оберина, выдавливая ему глаза. Он уничтожает его морально, признаваясь в убийстве и изнасиловании Элии Мартелл, и эффектно «взрывает» голову Оберина. Это одновременно опустошение и восторг, смотреть на раздавленную голову Оберина страшно, но оторваться невозможно.

Оленна Тирелл

Владислав Чирин
Смерти Оберина и Оленны — противоположности, чётко иллюстрирующие две фазы «Игры престолов». В трех последних сезонах таких эффектных смертей, как в начале, стало меньше, но у сценаристов получилось впечатлить и без раздавленных голов. Лучший пример — тихая смерть Оленны Тирелл.

В седьмом сезоне Ланнистеры захватывают Хайгарден. Руководящий штурмом Джейме приходит к последней из рода Тиреллов и из благородства наливает ей в вино яд — Серсея предлагала куда более кровавые расправы. Оленна использует милосердие врага, чтобы совершить один из самых красивых уходов за весь сериал. Она до дна выпивает бокал и со свойственным ей хладнокровием признается в убийстве Джоффри. Ей больше незачем жить и играть, но перед смертью она в последний раз глубоко ранит своих врагов.

В первых сезонах чаще всех умирали те, кто не умел играть в престолы или пренебрегал правилами игры. Оберина, например, подвели излишняя эмоциональность и попытки найти справедливость там, где её быть не может. Оленна же была прекрасным игроком, хоть и не слишком амбициозным. Она понимала, что её партия подходит к концу, и завершила её, не потеряв лица, — одна из немногих, кому это удалось.

Шлюха Рос

Александра Давыдова
Рос, шлюха из Винтерфелла, которая по ходу действия переехала в Королевскую Гавань, — первая из героинь сериала, которая была создана исключительно для него и не появляется в книге (правда, во втором и третьем сезоне она участвовала в сценах, где в романе действовали другие проститутки). Актриса Эсме Бьянко так здорово сыграла в первом эпизоде, что создатели сериала сделали её сквозным персонажем.

Смерть у неё тоже получилась весьма убедительной и запоминающейся. В финале третьего сезона, когда Петир Бейлиш произносит монолог, что хаос — это лестница к славе, зритель видит, к чему эта лестница привела отдельных персонажей. Одна из самых впечатляющих картин — Рос, утыканная арбалетными стрелами. Когда Мизинец узнал, что работающая у него шлюха тайно шпионит для Вариса, он отдал её принцу Джоффри, который хотел попробовать «что-нибудь новенькое». И, как мы видим, попробовал успешно. Правда, Рос этого не пережила.

Первое убийство Арьи: мальчик из конюшен

Рита Каруба
После пленения Эддарда Старка его дочерям предстояло остаться при дворе заложницами. Сансу по приказу королевы Серсеи схватил Пёс, но посланный за Арьей сир Меррин Трант потерпел неудачу: благодаря отваге Сирио Фореля, с деревянным мечом в руках преградившего дорогу гвардейцам, Арья сбежала у них из-под носа.

Стараясь держаться подальше от звуков битвы, Арья добралась до конюшен, где среди мёртвых тел, под ворохом вещей, ждал её меч — Игла. Но воссоединению помешал некстати появившийся конюшонок. Мальчик выглядел старше Арьи, был крупнее, выше ростом и намеревался отвести её к королеве силой. Арья пыталась его переубедить, обещая награду от лорда-отца. Но мальчик предпочёл награду от Серсеи и схватил Арью за руку, не зная, что беглянка уже отыскала Иглу. Арья ударила конюшонка острым концом.

Это убийство, лишённое сомнений и рефлексии, в состоянии аффекта, без лишних раздумий, стало переломным моментом, обозначившим её дальнейшую судьбу. Точка невозврата пройдена, становление характера завершилось, а убийство превратилось в универсальный способ решения проблем. Мир разделился на «плохих» и «хороших», и ради спасения своих стало допустимым убивать остальных. Несколько сезонов спустя, пройдя обучение в Храме Многоликого бога, Арья вернётся на Север с окончательно устоявшимися принципами и продолжит без колебаний отнимать чужие жизни, с оружием в руках защищая свой дом.

Ширен Баратеон

Рита Каруба
В пятом сезоне сериал начал опережать книги, выходя за рамки известного читателям сюжета и преподнося сюрпризы даже хорошо знакомым с каноном зрителям. Несмотря на многочисленные намёки (увлечение Мелисандры королевской кровью, история Джендри, одержимость Станниса Железным троном), судьба Ширен до конца оставалась загадкой. В то, что Станнис обречёт на мучительную смерть свою единственную наследницу, попросту не хотелось верить. Послушная долгу, Ширен делила с родителями тяготы воинской жизни, никому не желала зла, как равная общалась с Джилли, любила отца и помогала совладать с грамотой Давосу Сиворту.

Отдав её Красному богу, Станнис совершил предательство: Ширен, Давоса, остатков собственной чести. Когда отчаянная попытка отбить Винтерфелл у Болтонов приводит к сокрушительному поражению последнего из Баратеонов, удерживать Бриенну от справедливого возмездия не остаётся ни желания, ни сил, ни смысла: глаза у короля стали мёртвыми ещё в момент сожжения Ширен.

Кхал Дрого

Рита Каруба
Тихая смерть, сокровенная, разделённая на двоих и, может, оттого — одна из самых драматичных. Заключительные эпизоды первого сезона режиссировал Алан Тейлор, чей особый дар — показывать трагедию смерти глазами выживших. Доподлинно неизвестно, помогло ли это ему стать режиссёром «Тора 2», но магия сработала и там: в целом, фильм вышел спорным, но сцена прощания с Фриггой запоминалась и трогала душу.

Фокусируя внимание на обречённых пережить потерю, режиссёр даёт зрителям возможность глубже прочувствовать случившееся, эмоционально откликнуться, переосмыслить свои впечатления и, возможно, напоследок открыть героя с новой для себя стороны. Для всего мира кхал Дрого — великий воин, никогда не знавший поражений, ни разу не стригший косы, но в прощании с ним центральной фигурой оказывается не он, а Дейенерис, теряющая последнего близкого человека, оглушённая скоротечностью едва наметившегося счастья. Там, в богатом шатре, среди просторов дотракийского моря, умирает не только кхал, но и девочка-кхалиси, луна его жизни, до последнего верившая, что Дрого приведёт её домой.

История, начавшаяся с брака по расчёту, закончилась искренней привязанностью и принятием: все мечты и планы на будущее Дени делила с супругом; все надежды возложила на него. Дрого изменил её жизнь, лишив привычного мира и окружения, отнял у Дени брата. Но её цель стала и его целью, они были едины в стремлении вернуть Таргариенов на Железный трон. Теперь, оберегаемая от чуждых глаз занавесями опустевшего вмиг шатра, Дени прощается с любимым человеком, с верным союзником, с собственным будущим, с счастьем, что никогда уже не случится.

Дрого был её солнцем-и-звёздами. Они были сильны вместе. Теперь ей предстояло справляться в одиночку.

Эддард Старк

[su_author name="Елена Кушнир" desc="Сезон 1, эпизод 9

" pic="https://www.mirf.ru/wp-content/uploads/2018/11/EPB28KJToRY-e1555397132568.jpg"]

Оригинальной не буду: самые поразившие меня смерти — казнь Эддарда Старка и резня на Красной свадьбе, сногсшибательный эффект от которой авторы усилили тишиной на титрах, дав зрителям возможность прочувствовать случившееся.

Но при всём богатстве выбора — а уж с выбором смертей персонажей в «Игре престолов» всё хорошо! — казнь Эддарда так и осталась для меня самым потрясающим событием в сериале. И не только для меня. Я читала, что когда сезоны уже перевалили за середину, то ли Бениофф, то ли Вайс, то ли они вместе сказали: «Что бы мы ни делали дальше, эффект от казни Неда не переплюнуть». Думаю, они правы: это был драматический пик сериала, поворотный момент, раз и навсегда определивший его стиль, условия и правила игры в описанном мире.

Тогда зрители поняли, что быть хорошим в «Игре престолов» необязательно означает быть живым, что здесь царят несправедливость, жестокость и местами совсем уж беспредел. Любая другая смерть, какой бы драматичной или эффектной она ни была, с этого момента перестала быть чем-то из ряда вон выходящим, а со временем вообще превратилась в чистый аттракцион, как, например, гибель Оберина Мартелла.

Или вот смерть Джоффри, которой все ждали, как Нового года. А когда дождались, быстро о ней пожалели: ни один другой злодей не был так ярок и не вызывал такую сладкую ненависть у зрителя, как он. Смерть Жойена для меня, оказалась неприятным сюрпризом и стала последним гвоздем в гроб упрощения интереснейшей книжной линии Брана. Рамси предсказуемо пошел на корм собственным псам. В последних сезонах сериал и вовсе забит «красными рубашками» — безымянными статистами, которых вводят на пять минут, только чтобы укокошить, ограждая от гибели ключевых персонажей. Смерть в «Игре престолов» лишилась эмоциональной нагрузки, стала выборочной, продуманной и оттого — нереалистичной и сказочной. Пропали элементы героизма и хаоса, осталась канва, расшитая белыми нитками рукой сценариста.

Прошло столько лет, а смерть Неда остается самой реалистичной в сериале. Поэтому он до сих пор в некотором смысле живее всех живых. За него по-настоящему переживали, о нём всегда помнят, это не была игра и развлечение «кого эффектнее накажут» или «у кого круче выпадут кишки». Это была настоящая правда жизни в фэнтезийном сериале: за одну секунду, бессмысленно и беспощадно, по капризу вышестоящего идиота лишился жизни хороший человек, попавший в шестерёнки системы и равнодушные жернова судьбы, которые всех перемелют — и вышестоящих тоже, рано или поздно. О таком не забудешь.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Звёздный крейсер «Галактика». 20 лет поисков Тринадцатой колонии

Сериалы

За что любят и ненавидят «Хвост Феи»

Сериалы

Какие сериалы смотреть в октябре 2024? Призраки против пришельцев!
Аниме о призраках и пришельцах, Сатана против рокеров, возвращение Лары Крофт, Гандама и сериала по СТС из 2000-х

Сериалы

«Мне хотелось сделать так, чтобы сказка была и в нашем мире». Интервью с Антоном Масловым, режиссёром сериала «Последний богатырь. Наследие»
Разговор о том, как сделать современную сказку и где найти настоящую богатыршу

Сериалы

«Сумерки богов»: секс, ложь и видение Зака Снайдера
Скандинавская брутальность, какой в массовом кино не увидишь.

Сериалы

Сериал «Пингвин»: первые впечатления от первого эпизода
Ты просишь посмотреть сериал о мафии в Готэме, но ты просишь без уважения

Сериалы

«Академия Амбрелла», 4 сезон: как испортить апокалипсис
Сериал закончился — и, увы, самым неудачным сезоном.

Сериалы

«Семейка Аддамс»: 60 лет сериалу про самых милых готов и фриков
Ядовитые растения, лев и живая рука в викторианском особняке

Сериалы

Какие сериалы смотреть в сентябре 2024? Каждому по сольнику!
А ещё — брутальный нордический эпос от Зака Снайдера.

Сериалы

«Кольца власти», 2 сезон: впечатления от первых серий
Работа над ошибками — или огрызок первого сезона?
Показать ещё