«Истребитель демонов: Бесконечный замок»: как получилось самое кассовое аниме

838
7 минут на чтение
В сентябре в мировой прокат вышло полнометражное аниме «Истребитель демонов: Бесконечный замок» — первая часть запланированной трилогии. Менее чем за две недели оно не только стало самым кассовым в истории мультфильмом из Японии (обогнав своего предшественника по той же серии, «Поезд Бесконечный»), но и покорило Америку, собрав более 600 миллионов долларов — новый рекорд для иностранного фильма. Более того, это аниме уже обогнало по сборам последнего «Супермена». 
Давайте вспомним, что там с «Истребителем» происходит и почему эта история продолжает покорять новые вершины.

Кто ты, «Истребитель демонов»? 

Жил-был добрый паренёк Тандзиро Камадо. Помогал родителям по дому и ухаживал за оравой младших братьев и сестёр. Однажды парень вернулся домой и обнаружил, что вся семья жестоко убита, а старшая из сестёр Нэдзуко превращена в демона. В отчаянной попытке спасти сестру от злой участи Тандзиро обучается владению мечом и вступает в отряд истребителей демонов, надеясь уничтожить их прародителя Мудзана и вернуть Нэдзуко человеческий облик. В этом деле он находит двух друзей — нервозного трусишку Дзэницу и безбашенного дикаря Иноске, а также знакомится со Столпами — лучшими охотниками, отточившими до предела свои стили фехтования.
Подробнее о сериале и манге мы писали в предыдущей статье по «Истребителю демонов» от Дмитрия Шепелёва. Здесь же мы кратко повторим основные моменты.
Так исторически сложилось, что жанр боевых сёнэнов (он же неккецу) — самый популярный в аниме. Многие даже в принципе считают, что аниме — это сплошь пафосные разборки воинов, орущих про дружбу и выясняющих отношения кулаками. В этом плане «Истребитель демонов» — эталонный боевой сёнэн. Эталонный до такой степени, что стерильный. Вот организация хороших ребят (Истребители и Столпы), а вот сборище выстроенных по рангу силы плохишей (Старшие и Молодые луны). Вся сюжетная структура заключается в серии противостояний плохих и хороших при участии главных героев. Добавим комедии для разгрузки, яркой персональной драмы и обязательный эмоциональный накал в кульминации сражения — вот и весь рецепт.

Столпы истребителей

Никакого сложного устройства мира, мудрёных систем силы и вороха персонажей, отвлекающих от сюжета. В общем, ничего из того, чем стараются выделяться сёнэны и отчего у них разбухает хронометраж до сотен, а то и тысяч эпизодов. Даже сеттинг и главные герои максимально просты.
Как ни странно, это сработало. Не сразу — манга Коёхару Готогэ хоть и попала в сборник Weekly Shonen Jump, но особо там не сияла. А вот когда за экранизацию в 2019-м взялась студия Ufotable, «Истребитель» заткнул за пояс даже «Ван-Пис». Студия вложила всю душу в экранизацию — и зрители по всему миру не могли этого не заметить. От постановки сцен до потрясающей анимации каждого боя, от красочной визуализации приёмов до феноменальной работы с 3D-окружением — манга ожила в наилучшем виде. 
Простота первоисточника помогала не отвлекаться на посторонние детали и полностью погрузиться в драйв. И если искушённые зрители ещё могли недовольно хмыкать, что сериалу не хватает новизны и оригинальности, то для молодого поколения, для которого «Истребитель» стал одним из первых увиденных сёнэнов, это был абсолютный эталон. База, так сказать.

Близкий японцам сеттинг начала XX века, где старый и любимый фольклор столкнулся со стремительной европеизацией, стал подспорьем успеха «Истребителя» на родине

Вышедший годом позже полнометражный мультфильм «Поезд Бесконечный» закрепил успех. Он показал, что фанаты крутого аниме готовы идти в кинотеатры ради шикарной картинки, даже когда фильм не самостоятельный. И даже когда в мире бушует пандемия.
Последний немаловажный фактор популярности «Истребителя» — его постоянное присутствие в инфополе. Ufotable, в отличие от большинства других студий аниме, фокусируется на одной франшизе за раз. Так что «Истребитель» стабильно выходит на экраны почти каждый год, и внимание к нему не успевает остыть. А поскольку по меркам сёнэнов первоисточник невелик, сериал не успевает наскучить зрителю. Всего шесть лет прошло с первого сезона, а уже кульминация начинается! Многие аниме позавидовали бы такому темпу.

Путь к крепости

Второй сезон, «Квартал красных фонарей» (2022), можно назвать пиком истории. Полностью посвящённый одной сюжетной арке, он успел раскрыть и главную четвёрку (включая Нэдзуко, которая до того обычно висела грузом на спине Тандзиро), и прочих героев (среди которых — харизматичный Столп звука Удзуй Тэнгэн с тремя жёнами). Сериал нашёл верный баланс, не затягивая пролог, но и не полагаясь на одно лишь основное действие. Пара ярких злодеев — демонические брат и сестра — стала удачным отражением семейства Камадо. Размах и напряжение финальной битвы позволили повторить феномен первого сезона, снова вызвав обсуждения и восторги по всему миру.
За каждым пиком идёт спад — и «Истребитель демонов», увы, исключением не стал. На арке манги «Деревня кузнецов» (2023) Готогэ начала поспешно раскрывать оставшихся Столпов и Лун, из-за чего толком не получались ни те, ни другие. Да, каждому Столпу вручили свой флешбэк и раскрыли мотивацию, но размывание внимания на две истории запутывало, а флешбэки будто растягивали сюжет, постоянно прерывая его. Луны уже не отражали внутренние конфликты героев и просто служили мальчиками для битья, ужасно плоскими в сравнении с братом и сестрой из «Квартала красных фонарей». Отсутствие Иноске и Дзэницу усугубило впечатление. Только эмоциональный поворот в самом конце смог хоть как-то вернуть гаснущий интерес.
Сценаристы Ufotable эту арку как могли причесали, но и они не всесильны. Техники боя Муитиро и Мицури плохо подходят для блокбастерной анимации, а способности Хантенгу и Гёкко кроме как через повальное 3D не реализуешь. В итоге — это всё ещё крутое аниме, лучше многих, музыка в сезоне восхитительная, но вряд кто-то будет со временем вспоминать именно «Деревню кузнецов». 
В 2024 вышел укороченный сезон «Истребителя» на ТВ — «Арка тренировки столпов», и это уже чистейшая «затычка» между сериалом и фильмами. Весь сезон — исключительно тренировка героев перед финальным столкновением с главным демоном Мудзаном. Впрочем, будь арка частью большого сезона, никто бы и слова не сказал. В аниме расширили повествование, добавили новых сцен, раскрывающих героев, и превратили классический монтаж тренировок в нарезку достойного экшена. А последние два эпизода (ради которых, видимо, и затевался сезон) стали настоящей усладой для глаз с великолепной кульминационной сценой, зажигающей искру для финала — во всех смыслах.

Финал: начало

Первая часть «Бесконечной крепости» — без преувеличения величайшее творение Ufotable во всей франшизе «Истребителя», да и не только в ней. Японцы не прогадали, когда рискнули растянуть трилогию аж до 2029 года и отправить в кинотеатры всю финальную арку (а она так-то большая — треть всей манги). Здесь нам показали технологически совершенную картинку и умопомрачительную анимацию с выдающимся окружением, которым авторы не устают хвастаться на протяжении всего фильма. И правильно делают — Сама бесконечная крепость выглядит потрясающе! 
Вместе с кинотеатральным звуком это именно тот опыт, который хочешь получить с большого экрана. С телевизионными бюджетами так развернуться авторы не смогли бы. Но за такое удовольствие приходится платить долгим ожиданием новых частей, а также не самым комфортным для полнометражных фильмов форматом истории. Об этом чуть позже.
Сюжет фильма делится на три крупные части — три битвы, происходящие в разных частях крепости, с небольшими перерывами, показывающими общее положение дел в войне истребителей против демонов. Любимица фанатов Синобу наконец-то встретилась с демоном, убившим её старшую сестру. А Дзэницу, перейдя в режим серьёзного молчуна, настиг того противника, ради победы над которым и терпел работу охотником. 
Здесь «Истребитель» в угоду растущему темпу и необходимости заканчивать историю начинает пренебрегать построением конфликтов. В сюжете Синобу это ещё простительно — всё-таки личность демона-убийцы и его история зрителя не так волнует, как история мести Столпа насекомых. Хотя и обидно, что этот конфликт в итоге сейчас завершается лишь наполовину. А вот арка Дзэницу выглядит совсем поспешной. Столкновение двух учеников одной школы до этого освещалось чуть больше, чем никак, и поэтому его развязка ощущается недожатой.
В центре же внимания — битва Тандзиро и Томиоки против Акадзы, третьей высшей луны. Тут всё прекрасно: возвращение грозного противника, почти сломившего главного героя в «Поезде», превращается в захватывающее зрелище, достойное кульминации большого фильма. Но без ложки дёгтя не обошлось — и тут как раз против авторов играет формат повествования. 
Ты наслаждаешься кульминацией с безумным накалом страстей, с высочайшими ставками и уже ожидаешь небольшого эпилога перед титрами. А оказывается, фильм будет идти ещё полчаса, и тебе начинают показывать трагическую предысторию злодея. К ней вопросов нет — классическая для «Истребителя» драма тут работает хорошо и умело разводит на эмоции. Будь это отдельный эпизод в сезоне сериала — никаких претензий. Но в нашу эпоху даже голливудские блокбастеры редко тянутся дольше двух часов, чтобы не вымотать зрителя. А «Бесконечная крепость» заставляет разгорячённую голову зрителя охлаждаться флешбэком, который из-за этого кажется невыносимо долгим.
«Истребитель демонов» прошёл стремительный путь от средненькой манги до главного анимационного хита, привлекающего больше внимания, чем кинокомиксы. А «Бесконечная крепость» стала сияющей звездой, в которой сложилось всё лучшее из серии — и сюжет, и рисунок. 
Да, это не самостоятельный фильм, на него не получится сходить без «домашнего задания». Но разве нас это пугает после киновселенной Marvel? Тут-то для ознакомления требуется всего парочка сезонов, наполненных анимацией редчайшего качества, с простым, но работающим сюжетом, позволяющим испытать множество эмоций и получить чистое удовольствие.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Аниме

«Первородный грех Такопи»: аниме, после которого хочется <Роскомнадзор>

Аниме

«Летние войны»: аниме о семье, которая сильнее ИИ
За что в своё время полюбили этот добрый домашний киберпанк.

Аниме

Аниме, в которых военная техника — часть истории
Топ-3 аниме для погружения в моделизм

Аниме

«Левиафан»: неправильное аниме по самому анимешному стимпанку
Почему самая точная экранизация книги про летающих китов вряд ли станет хитом.

Аниме

Как «Лазарь» Синъитиро Ватанабэ отражает эмоциональную боль нашей эпохи
Аниме меняется вместе с миром, и «Лазарь» — яркий тому пример.

Аниме

Какие аниме-сериалы смотреть в летнем сезоне 2025? Ангелы-извращенки, киллер в отставке и кайдзю
А еще — «Дандадан», ночные прогулки и мрачнуха

Аниме

Аниме «Гачиакута» — самый злобный сёнэн! Впечатления по первым сериям
Панковская история про мир мусора и осознанного потребления.

Аниме

Аригато, мангака: как манга и аниме повлияли на японский язык
Мина сама конитива!

Аниме

«Дандадан: Злой глаз»: ничего себе поездочка! Впечатления от продолжения
Фильм из первых трёх серий нового сезона.

Аниме

Необычные аниме по мотивам европейской классики
Шекспир, превратившийся в технофэнтези, и космоопера по мотивам Дюма.
Показать ещё