Обзор Cronos: The New Dawn. Kurwa Space с котиками

4423
6 минут на чтение
Студия Bloober Team за минувшее десятилетие заработала себе репутацию авторов занятных, но не выдающихся ужастиков: свои почитатели находились и у Layers of Fear, и у Observer, и у The Medium, но назвать польских разработчиков блистательными не было ни единого повода. Но затем, в 2024 году, неожиданно для всех, включая самых преданных фанатов студии, поляки выпустили изумительный ремейк культовой Silent Hill 2. Ожидания от их следующей, уже самостоятельной игры, Cronos: The New Dawn, кратно выросли!

Можете оставить их там, где подобрали — научно-фантастический ужастик получился, конечно, интереснее того же заурядного The Medium, но до ремейка Silent Hill 2 ему ох как далеко. И вот почему.
События Cronos: The New Dawn разворачиваются в неизвестном будущем в посёлке Новая Заря, пригороде Кракова. Согласно здешней мифологии, в 1981 году тут случился некий катаклизм, называемый Переломом, который превратил социалистический рай в постапокалиптические руины, где теперь ползает бесформенная биомасса, некогда бывшая счастливыми жителями. Таинственная организация, зовущая себя Объединение, отправляет сюда исследователей — Путников, чтобы они среди аномалий и разломов нашли неких личностей, чья память прольёт свет на произошедший инцидент. Наша героиня, Путник №3576, одетая в типовой закрытый скафандр и сферический шлем, отправляется в долгий путь, пролегающий через прошлое и будущее, жилые кварталы и брутальные заводы, катакомбы и лаборатории, чтобы произвести «экстракцию» великих умов и пролить свет на катастрофу.
Атмосфера ретрофутуристичного социалистического упадка и отстранённая, меланхоличная отрешённость, пожалуй, главное достоинство Cronos: The New Dawn. Безымянная и безэмоциональная протагонистка помогает глубже погрузиться в здешнюю хронику катастрофы без вынесения лишних моральных оценок. Привычные истории про карантин, сопротивление и панику жителей, исследования учёных и наших павших предшественников постепенно выстраиваются в полную картину событий. Основательно набравшись опыта в The Medium и Silent Hill 2, разработчики сделали ещё один шаг вперёд по части создания правдоподобного и детализированного мира, который интересно исследовать и мысленно реконструировать произошедшее. Вот тут военные оцепили заражённый район и устроили бойню, там вспыхнули волнения рабочих, а здесь прошёл наш незадачливый безымянный коллега, оставив нам наставления перед гибелью... В каждой локации из записок, аудиодневников и окружения выстраивается глубокий и увлекательный нарратив. Неожиданно интересно Bloober Team рассказывают увлекательную и рефлексивную для самих себя историю об упадке коллективизма и проблемах изоляции, о противопоставлении общего частному, о контроле и вседозволенности. Увы, разумное размышление о постсоветском наследии Восточной Европы подменяет собой нормальный сюжет — старательно обволакивая игрока таинственностями и недомолвками, к финалу Cronos: The New Dawn делает неловкий рывок в сторону персональной драмы. А потом и вовсе вместо катарсиса или шокирующего озарения даёт бинарный выбор, оба исхода из которого не приносят заметного удовлетворения. Помните The Medium? Здесь ничуть не лучше. Даже в «истинной» концовке, ради которой игру придётся пройти второй раз подряд.

Сюжетные недосказанности и слабый финал отчасти компенсируются механиками survival-horror, которые получились у авторов… компетентными. Но только если вы готовы терпеть полное отсутствие у Cronos: The New Dawn какой-то игровой идентичности, ведь авторы решили ничего не изобретать и просто скопировали решения других игр.

Новое творение Bloober Team — бесстыдное, наглое и очевидно вторичное использование всех известных игр жанра последнего десятилетия. Крошечный инвентарь, заставляющий тебя бегать до бездонного ящика в комнате сохранений, болторез для доступа к закрытым на цепи тайникам, контактные перестрелки на средней дистанции и жуткий дефицит ресурсов? Здравствуй, ремейк Resident Evil 2. Враги, которых стоит сжигать? Привет, Evil Within. Примерно вообще всё остальное, включая прокачку, гаджеты, пудовые ботинки главной героини и неловкий ближний бой? Конечно же, Dead Space.

Что-то Bloober Team утянули и у собственной The Medium, и у Silent Hill 2 и у Alan Wake 2. Расписывать этот набор заимствований подробно настолько же увлекательно, как читать расписание автобусов или телефонный справочник. Cronos: The New Dawn по праву может выиграть конкурс и среди самого банального набора оружия в ужастике: два вида пистолетов, два вида дробовиков, карабин и арбалет-ракетница. 
С формальной точки зрения, весь этот винегрет, на удивление, работает. Игра ловко держит в напряжении, постоянно нервируя дефицитом ресурсов, неплохо чередует исследовательские эпизоды с ожесточёнными сражениями и загадками. Но бывалому игроку постоянно будет не хватать какой-то изюминки или свежести. Когда же Cronos: The New Dawn пытается выдумать что-то своё, это выходит не лучше, чем скопировать чужое. Например, авторы обучили местных монстров (Сироты), напоминающих некроморфов из Dead Space, сливаться с трупами павших братьев, что должно превращать их в новые, угрожающие версии. На деле же видов врагов в игре дай бог наберётся по пальцам одной руки, а не вовремя объединившийся Сирота, которого ты не успел отогнать от биомассы заряженной атакой или огнём, скорее всего, просто потребует нерационально обильного количества ресурсов из-за раздутого здоровья, а не из-за того, что отрастил себе кислотное плевало или панцирь на животе.
Из-за предельной узнаваемости и клишированности Cronos: The New Dawn не справляется с главной задачей ужастиков — пугать игрока. Практически все ситуации телеграфируются за километр, любые постановочные эпизоды настолько напоминают сто крат увиденное, что не вызывают эмоций, а дешёвые скримеры, за которые например, ругали Alan Wake 2, тут выглядят ещё банальнее. Вдобавок игра начисто лишена какой-то вариативности и нелинейности даже на микроуровне ситуаций. Помните, как ремейк Dead Space самостоятельно мог выдать в случайный момент жуткую трель саундтреком или бросить в лицо сгоревшим вентилятором, чтобы освежить впечатления? Или как в ремейке Silent Hill 2 при каждой перезагрузке хитрый манекен мог выбрать новое укрытие в комнате? Забудьте, ничего подобного в Cronos: The New Dawn нет и близко, и каждый её сантиметр намертво заскриптован. 
При этом разработчики как будто нарочно стараются продлить прохождение всеми доступными способами — например, здесь есть мерзкие кислотные опухоли, которые взрываются при твоём приближении и окатывают всё окружающее пространство ядовитой жижей. Они абсолютно неопасны, видны издалека даже в кромешной темноте, но просто замедляют твой прогресс, заставляя аккуратно бегать туда-сюда, активируя их зловредный эффект. Таким же поглотителем времени служат местные пазлы — здесь есть всего одна полноценная загадка, а всё остальное занимает рутинная беготня с ключевыми предметами, которые оккупируют место в инвентаре и каждый раз заставляют бессильно ругаться, если он переполнен барахлом. В результате крепкие восемь-десять часов, на которые рассчитано прохождение, растягиваются раза в полтора. В Cronos: The New Dawn практически никогда не требуется мучительно терпеть или откровенно скучать, но и удовольствие получается каким-то половинчатым — как будто читаешь средней руки фанфик или смотришь типичный летний боевик, собранный по всем лекалам жанра.
Вот и остаётся от всей новизны Cronos: The New Dawn рожки да ножки: интересная визуальная эстетика, симпатичные декорации, нарисованные прожорливым Unreal Engine 5, синтвейв-музыка и милые котики, которых героиня может погладить и утащить к себе в квартиру.
Параллельная разработка с Silent Hill 2 сыграла с Cronos: The New Dawn злую шутку. Пока креативное ядро студии с выдумкой, старанием и любовью переизобретало культовую классику, ремесленный отряд фанатично бросал в блендер отпиленные куски всех игр жанра, превращая их в однородную бесцветную кашу. Этим пюре вполне способен насытиться изголодавшийся фанат жанра, но всем остальным лучше дождаться Silent Hill f.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Игры

Обзор The Outer Worlds 2. Просто космос какая скука

Игры

Обзор Dispatch. Супергерои не готовы умирать
Теперь ты — супергерой, Робби. Правда, бывший.

Игры

Sublustrum: удивительная русская стимпанк-игра, родившаяся из музыки
Музыкальный альбом, который захотел стать игрой.

Игры

Обзор Rue Valley. Клон Disco Elysium или нечто оригинальное?
Сбежать из долины за 47 минут.

Игры

Обзор ARC Raiders. Экстракшен для всех и каждого
Как игра от Embark Studios стала такой популярной — и почему именно эта игра может сделать extraction-шутеры мейнстримом.

Игры

Топ-10 персонажей игр, с которыми нельзя закрутить роман (а жаль!)
И видит геймер, да персонаж неймёт.

Игры

Обзор Ninja Gaiden 4. Платиновое возвращение кровавого слэшера
Приключения резвого синоби.

Игры

Обзор Painkiller (2025). Ни боли, ни удовольствия, ни смысла
Игра, которую проще тихо похоронить.

Игры

Настольная ролевая Cairn. Тайны и опасности загадочного Леса
Войди в лес, если осмелишься.

Игры

Куда ведёт дорога приключений. История создания The Elder Scrolls V: Skyrim
Слышь, прочти!
Показать ещё