«Аннигиляция»: что так потрясло зрителей? 4

После падения метеорита на Земле возникла аномальная Зона. Экспедиции, посланные в неё, не возвращаются, связь в ней не работает. Муж биолога Лины — единственный, кто вернулся из Зоны, но без памяти и с тяжелейшей болезнью. Чтобы понять, как спасти мужа, Лина присоединяется к новой самоубийственной экспедиции. Им обязательно надо добраться до центра Зоны — маяка. И поспешить, ведь границы Зоны постепенно расширяются.

Annihilation

Жанр: научно-фантастические ужасы
Режиссёр: Алекс Гарленд
В ролях: Натали Портман, Дженнифер Джейсон Ли, Тесса Томпсон
Премьера на Netflix: 12 марта 2018
Похоже на: «Нечто» (1982), «Сталкер» (1979)

Этот фильм настолько шокировал зрителей, что его побоялись показывать в кинотеатрах

Или, по крайней мере, так говорят.

«Аннигиляцию» изначально собирались выпустить в широкий прокат. Но на тестовых показах зрители ничего не поняли, были шокированы финалом и недовольны поведением героини. Студия решила, что кино слишком заумное и «не для всех», и настаивала на пересъёмках. Режиссёр Алекс Гарленд упёрся — и сумел сохранить своё изначальное видение. Но за это «Аннигиляция» отправилась в ограниченный прокат, а потом в изгнание на Netflix.

Такая вот сложная судьба у этого фильма — второй режиссёрской работы Алекса Гарленда, который больше известен как сценарист («Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»), и экранизации книги «нового странного» Джеффа Вандермеера. Об этих закулисных страстях удивительно читать сейчас, когда фильм уже вышел. Потому что ничего такого уж шокирующего и заумного в «Аннигиляции» не оказалось. Это до какой же степени «простые» зрители отвыкли от медленного атмосферного кино, которое не разжёвывает и не кладёт в рот каждую сцену, что приходят от него чуть ли не в ужас и негодование?

«Аннигиляция»: что так потрясло зрителей? 1

Сюжет не случайно подают как серию флэшбеков в пересказе главной героини. Мы не можем доверять ей, не знаем, всю ли правду она говорит

Это скорее «Нечто», чем «Сталкер»

На самом деле кино, подобное «Аннигиляции», мы видели уже не раз. Знаю, большинство, прочитав описание сюжета, тут же воскликнуло: «Сталкер!». Завязки и отчасти антураж действительно очень похожи — зона, аномалии, заброшенные здания, горстка исследователей. Но это сходство лишь внешнее. Не ждите, что пятёрка героинь будет вальяжно прогуливаться среди красивых руин, рассуждая о Боге и судьбе.

Чем дальше в Зону, тем больше «Аннигиляция» напоминает другую классику кинофантастики — «Нечто» Джона Карпентера. Да, Гарленд, по сути, снял фантастический ужастик, где люди превращаются в чёрт знает что, чёрт знает что превращается в людей и никому нельзя доверять. Героини подозревают друг друга и сходят с ума, натыкаются на свидетельства того, что и предыдущие экспедиции охватывало то ли безумие, то ли заражение. В этом видна и рука Гарленда, у которого что ни фильм, то кто-нибудь обязательно теряет рассудок. Но сцена, где героиня Джины Родригес буквально отыгрывает роль Макриди, выдаёт, чем вдохновлялись создатели.

«Аннигиляция»: что так потрясло зрителей? 5

А затем следует самая жуткая сцена фильма, которая заставила нас поставить «ужасы» в жанр

И финал, который якобы не поняла тестовая аудитория, на самом деле не такой уж непонятный или шокирующий. Он сродни именно финалу «Нечто»: недосказанный, оставляющий простор для интерпретации. Просто, в отличие от Карпентера, Гарленд сделал упор не на ужас и обречённость, а на сюрреализм. Спойлерить не будем, скажем только, что концовка пшиком не обернётся: герои найдут в центре Зоны нечто впечатляющее. Именно на финал приходится большая часть самых зрелищных спецэффектов.

Выглядит дёшево, но при этом красиво

О графике и вообще спецэффектах стоит поговорить отдельно: их при желании можно оценить как гениальные или как провальные. Потому что, с одной стороны, графика очень заметная и, похоже, недорогая. Модели выглядят слегка неестественно, игрушечно, взрывы и огонь ненатурально яркие. А то, с чем главная героиня сталкивается в финале, вообще поначалу напоминает красивый, но явно нарисованный скринсейвер.

А с другой стороны — сам мир «Аннигиляции» сделан очень детально и изобретательно. Все эти люди-растения, люди, вросшие в стену и распустившиеся цветочками, сгнившие медведи и сюрреалистическое чёрт-те-что в финале впечатляют, запоминаются. И что за беда, если чисто технически они выглядят немного искусственно? В старых фильмах монстры вообще делались из резины и пластмассы, и это не мешало воспринимать их всерьёз и даже бояться.

«Аннигиляция»: что так потрясло зрителей? 6

Образы «Аннигиляции» прекрасны и ужасны одновременно

«Аннигиляция»: что так потрясло зрителей? 3

Художники, среди которых — постоянный напарник Гарленда Марк Дигби, постарались на славу. Жаль, что эту красоту нельзя увидеть на большом экране. Но всё же Гарленду и компании стоило учесть, что материал не массовый, и сразу замахиваться на мини-сериал. Потому что «Аннигиляции» нужнее не большой экран, а больший хронометраж. Чувствуется, что истории тесно в двух часах, ей будто не хватает времени показать одновременно и мир, и главных героинь.

Героини интересные, но не вполне раскрытые

Актрисы «Аннигиляции» достались отличные — и Натали Портман в главной роли тут ещё даже не самая интересная. Сильнее запоминаются героини Дженнифер Джейсон Ли и Джины Родригес — циничная, разочарованная в жизни учёная и буйная бой-баба, вечно конфликтующая с остальными.

К слову, чисто женский состав экспедиции подаётся довольно буднично, без всяких феминистских лозунгов. Просто в предыдущие разы в Зону отправляли солдат, а на сей раз решили направить учёных — и так уж сложилось, что подобрались именно женщины. Да не просто женщины, а несчастные, бегущие кто от прошлого, кто от настоящего. Героиня Портман тут чуть ли не единственная, кому есть для чего жить. Индивидуальность героиням прописали, материал для работы у актрис есть, а вот экранного времени нет. Только персонаж начнёт раскрываться, только станет интересным — и тут его по закону жанра пускают в расход. Или он просто заходит за угол и исчезает, и мы лишь по намёкам догадываемся, что было дальше.

Вопросы остались и к организации экспедиции. Если предыдущие добровольцы не вернулись — может, пора подумать о костюмах химзащиты? Как насчёт связи по кабелю — не перекусит же его «сияние»? При желании к «Аннигиляции» можно придираться не меньше, чем к «Прометею» или «Чужому: Завет». Просто фильм такого желания не вызывает — на фоне других его загадок подобные придирки кажутся мелочными.

«Аннигиляция»: что так потрясло зрителей? 2

Одиннадцать экспедиций не вернулось из явно заражённой зоны. Интересно, что мы делаем не так?

«Аннигиляция» оставляет много вопросов и недосказанностей, и это наверняка было сделано намеренно. Вандермеер — известный приверженец методики, которую Г. Л. Олди называют «югэн», искусство намёка, «рисования пустотой». Вот только то, что хорошо работает в литературе, в кино воспринимается иначе — как вырезанная сцена, сюжетная дыра или повисшая сюжетная линия, оставляющая неудовлетворённость, незаполненность и требующая продолжения. При желании снять его можно — у Вандермеера ещё две книги в той же серии. Но Гарленд такие планы отвергает и предпочитает оставить нас наедине с недосказанностями и загадками.

Итог: красивый и атмосферный фантастический ужастик с претензией на необычность. Не такой умный, как нам представлялось, — слишком уж многое в нём вызывает совсем не философские вопросы. И не столько оригинальный, сколько продолжающий добрые традиции.
«Аннигиляция»: что так потрясло зрителей? 7
Стоит ли читать?
УДАЧНО
впечатляющий мир
оригинальная подача
простор для интерпретации
НЕУДАЧНО
недораскрытые персонажи
слишком явная графика
ну очень много недосказанности
8
ХОРОШО

Читайте также

Статьи

«Сто лет тому вперёд» — не Алиса? Отличия от оригинала, вселенная, отсылки и пасхалки 12
0
21210
«Сто лет тому вперёд» — не Алиса? Отличия от оригинала, вселенная, отсылки и пасхалки

Разбираем мир 2124 года со спойлерами!

Роман Суржиков «Кукла на троне». Интриги внутри интриг
0
77498
Роман Суржиков «Кукла на троне». Интриги внутри интриг

Третий том фэнтезийной эпопеи об очередной «игре престолов»

«Мятежная луна: Дарующая шрамы»: наш обзор. Да начнётся битва… за урожай!  3
0
124389
«Мятежная луна: Дарующая шрамы»: наш обзор. Да начнётся битва… за урожай! 

Зак Снайдер наконец показал экшен не хуже «Звёздных войн». В конце!

Художник Олег Юрков: забавные монстры, мультяшные чудовища и герои нашего детства 8
0
208065
Художник Олег Юрков: забавные монстры, мультяшные чудовища и герои нашего детства

Петербургский художник — о том, сложно ли придумывать смешные вещи, как традиционная живопись может довести до нервного срыва и почему срисовывать — не стыдно.

Читаем отрывок из романа Ци Юэ «Звёзды»
0
180440
Читаем отрывок из романа Ци Юэ «Звёзды»

Недалекое будущее. Управляемый термоядерный синтез подарил человечеству дешевую энергию, прорыв в генетике позволил создавать новых, усовершенствованных людей. В этом безмятежном мире происходит нечто чудовищное: два научных центра в Китае и Европе исчезают без следа, […]

Фантастические твари из глубокого космоса: как астробиологи реконструируют внеземную жизнь 13
0
216047
Фантастические твари из глубокого космоса: как астробиологи реконструируют внеземную жизнь

Кого люди повстречают на других планетах — зелёных человечков, воинственные треножники или разумный океан?

«Паразит: Серый» — спорная экранизация манги, но идеальный спин-офф
0
255143
«Паразит: Серый» — спорная экранизация манги, но идеальный спин-офф

Дорама придется по душе как фанатам вселенной, так и тем, кто с ней только начинает знакомство.

Фантастический подкаст 9
0
507137
Сражаемся со злыми бывшими вместе в Эдгаром Райтом в 122 выпуске «Фантастического подкаста»

Обретайте силу САМОУВАЖЕНИЯ, точите пиксельный меч и заваривайте любой из двух десятков сортов чая Рамоны Флауэрс!

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: