«Салют-7»: реальная история или фантазия сценариста? 4

12 октября вышел в прокат блокбастер «Салют-7» от режиссёра Клима Шипенко. Его выход приурочили к шестидесятилетию космической эры, а сам фильм позиционировался как основанный на реальных событиях.

Но если аналогичное «Время первых» ждали с благожелательным интересом, то «Салют-7» вызвал резкую критику ещё на этапе трейлера. Даже фрагменты из него противоречили тому, что известно о миссии по спасению советской орбитальной станции, блестяще проведённой в июне 1985 года.

Создатели увидели, что их замысел не оценили, и начали оправдываться заранее. Продюсеры Юлия Мишкинене и Бакур Бакурадзе заявили:

Всё-таки мы снимали не документальное кино, а жанровое. Это космическая катастрофа. И конечно, здесь возможен символизм, метафоричность и некоторые преувеличения для визуальной выразительности.

В интервью «Новой газете»

В то же время они настаивали, что старались соблюсти достоверность исторических деталей. Консультантами фильма называли таких уважаемых людей, как космонавты Сергей Крикалёв и Александр Лазуткин, главный специалист РКК «Энергия» Виктор Благов и даже глава «Роскосмоса» Игорь Комаров.

К съёмкам якобы привлекали и прототипов героев фильма — Владимира Джанибекова и Виктора Савиных. Но позже выяснилось, что космонавты участвовали «заочно», то есть создатели не обращались к ним самим, а использовали их воспоминания, в том числе книгу Савиных «Записки с мёртвой станции», изданную ещё в 1999 году. Кстати, саму книгу можно увидеть в фильме — артефакт из будущего торчит из-за аптечки в одном эпизоде.

Насколько же удалось соблюсти достоверность и точность?

«Салют-7»: реальная история или фантазия сценариста?

На борту «Салюта-7» действительно было холодно, но не настолько, чтобы всё покрылось изморозью

Фильм начинается с того, что космонавт Светлана Лазарева (прототип — Светлана Савицкая) случайно прокалывает перчатку скафандра в открытом космосе. Она должна погибнуть от разгерметизации, но её спасает напарник, Владимир Фёдоров (прототип — Джанибеков). После этого Фёдоров наблюдает явление… ангелов, о чём рассказывает психологу на Земле. Его тут же отстраняют от полётов. Но ему помогает вернуться в космос авария на «Салюте-7».

Станция столкнулась то ли с роем метеоритов, то ли с космическим мусором. С «Салютом-7» утеряна связь, станция может совершить неуправляемый сход с орбиты и упасть на какой-нибудь город, приведя к многочисленным жертвам. Хуже того, вредные американцы намерены похитить «Салют-7» с помощью шаттла, чтобы выведать советские секреты. У нашего руководства остаётся два выхода: сбить станцию ракетой или попытаться спасти её, отправив на корабле «Союз Т-13» экипаж опытных космонавтов.

Инженер для рискованного рейса находится сразу — Виктор Алёхин (прототип — Савиных), а вот с командиром трудности: «Салют-7» беспорядочно вращается «по всем осям», и даже опытные космонавты не готовы выполнить стыковку в таких условиях. Справиться может только Фёдоров-Джанибеков, и его определяют в экипаж, невзирая на религиозные видения.

«Салют-7»: реальная история или фантазия сценариста? 2

В реальности Джанибеков пристыковал корабль к станции с первого захода

С первого захода Фёдорову не удаётся пристыковаться к станции. ЦУП в лице руководителя полёта Валерия Шубина (прототип — Валерий Рюмин) готов отозвать «Союз», но космонавты всё-таки осуществляют стыковку и проникают на станцию. Там им предстоит бороться с морозом, наводнением, пожаром и простудой. Апофеозом становится операция в открытом космосе: Фёдоров применяет «биг рашен хаммер» чтобы заставить системы станции вырабатывать энергию.

С реальной историей, изложенной в книге Савиных, фильм совпадает только в общих чертах вроде отдельных названий, дат и реплик. Савицкая не протыкала перчатку скафандра. «Салют-7» был потерян из-за сбоя в командной радиолинии, а не столкновения с космическим мусором. Станцию никто не думал похищать с орбиты — при всём желании она не поместилась бы в грузовой отсек шаттла. Вращалась она в пределах нормы, поэтому Джанибеков пристыковался с первой попытки. Вместо наводнения экипаж, наоборот, столкнулся с нехваткой воды. И, конечно, не было эпизода с «биг рашен хаммер».

В общем, перед нами альтернативно-историческая фантастика, причём даже не твёрдая НФ — ведь в фильме порой слегка нарушаются законы физики. К примеру, такого яркого и долгого пожара на станции быть не могло: огонь в невесомости горит слабо и тускло и при отсутствии свободного воздуха быстро гаснет.

«Салют-7»: реальная история или фантазия сценариста? 1

Одной из главных проблем космонавтов был не потоп, а дефицит воды

«Салют-7» укладывается в традицию, сложившуюся в отечественном кино о космосе. Фильмы «Самые первые», «Укрощение огня», «Возвращение с орбиты», «Воры и проститутки», «Первые на Луне», «Бумажный солдат» изображают космонавтику совсем иной, чем она была и есть в реальности. Например, в «Укрощении огня» место Сергея Королёва занимает вымышленный конструктор Башкирцев. В советскую эпоху такая подмена была оправдана секретностью. Но зачем подобные неточности сейчас, особенно в таких фильмах, как «Гагарин. Первый в космосе» и «Время первых», где авторы пытаются (увы, не всегда удачно) рассказать зрителю о реальных событиях?

Объяснение простое — требования жанра. Будни космонавтики кажутся российским кинематографистам скучными, им не хватает экшена и зрелищности, которые удержали бы зрителя в зале. За образец берут не «Аполлон-13», а «Гравитацию». Даже экстремальный полёт на неуправляемую станцию оказывается недостаточно драматичным.

И тогда сценаристам приходится переписывать историю. Была же космическая гонка? Было же противостояние сверхдержав? Значит, нужно усилить накал. Подать ситуацию так, будто от одного полёта зависит, кто одержит победу в холодной войне. Сделать основой конфликта желание советского руководства победить любой ценой, противопоставить его мудрости и гуманизму специалистов, которые пытаются сохранить жизни космонавтов.

«Салют-7»: реальная история или фантазия сценариста? 3

Советское руководство вовсе не планировало жертвовать космонавтами

Похоже, альтернативно-исторический подход к космонавтике пользуется спросом: фильм «Салют-7», несмотря на критику, уверенно собирает кассу, статистически победив даже «Гравитацию»; залы переполнены, зрители аплодируют в финале. Но осознают ли аплодирующие, что им показали иную историю, что конфликт выдуман, что никто не собирался жертвовать космонавтами ради престижа державы? Или массовая аудитория будет думать, что ей показали правду о подвиге, совершённом не благодаря, а вопреки?

Жаль, но, несмотря на отличные спецэффекты и огромную работу, проделанную съёмочной группой, фильм «Салют-7» — ещё один шаг к девальвации великих достижений, заработанных потом и кровью. А ведь плодами этих достижений мы пользуемся по сей день…

Смотрите также

«Время первых»: реальные события и ляпы фильма 4

«Время первых»: что правда, а что вымысел

Удалось ли авторам фильма достоверно показать историю первого выхода в открытый космос? Правда ли советские власти готовы были «угробить» космонавтов?

Читайте также

Статьи

Олдос Хаксли: дивный новый мир и самая сладкая антиутопия 5
0
41010
Олдос Хаксли: дивный новый мир и самая сладкая антиутопия

Предсказания и предостережения, которые никто не послушал

Сила в склянке: зельеварение как видеоигровая механика 10
0
91709
Сила в склянке: зельеварение как видеоигровая механика

Выпейте кружечку отравы… ой, то есть, отвара!

Марта Уэллс «Король ведьм». История хорошего демона
0
99539
Марта Уэллс «Король ведьм». История хорошего демона

Авантюрное фэнтези о мести бессмертного

Как создать средневековый сеттинг 12
0
178068
Как создать средневековый сеттинг

Погружаемся в Тёмные века и погружаем в них других

Что почитать? Реалистичные попаданцы… в фэнтези!
0
200597
Что почитать? Реалистичные попаданцы… в фэнтези!

Попаданцы в магические миры — самые реалистичные.

Дэниел Абрахам «Время пепла». Воровка в игре престолов
0
210046
Дэниел Абрахам «Время пепла». Воровка в игре престолов

Интриганское фэнтези в средневековом антураже

«Пацаны», 4 сезон: грязнее, кровавее, но так же хорошо? 3
0
240411
«Пацаны», 4 сезон: грязнее, кровавее, но так же хорошо?

Молоко на асфальте

Художница Полина Яковлева: уютные миры, добрые сказки и много солнца 3
0
389695
Художница Полина Яковлева: уютные миры, добрые сказки и много солнца

Беседа с художницей о предвзятом отношении к цифровой живописи, сложных отношениях с издательствами и создании детских иллюстраций

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: