
Жанр: хронофантастика
Продюсер: Стивен Моффат
В ролях: Питер Капальди, Дженна Коулман, Мэйси Уильямс
Премьерный показ: сентябрь-декабрь 2015, BBC
Продолжительность: 12 эпизодов по 45 минут
«Доктор и Клара в ТАРДИС» — это не просто фраза, брошенная в одной из серий, это суть всего сезона. В возрождённом сериале отношениям Докторов со спутниками всегда уделялось много внимания, но привязанность к спутнику, кажется, ещё никогда не была такой крепкой. И нет, речь не о романтике — здесь связь поглубже. Стремление уберечь и защитить Клару — главное, чем руководствуется Доктор в своих поступках.
Временами это стремление толкает его на безрассудные действия. Помните, как Десятый сжигал звезду, чтобы в последний раз увидеть Розу? Двенадцатый ради спасения Клары готов рискнуть судьбой всей вселенной и даже отказаться от собственной сути. «Доктора здесь больше нет!» — кричит он в одной из серий, и это по-настоящему страшно. В рецензии на прошлый сезон мы писали, что Доктор в исполнении Питера Капальди как никогда близок к Богу. Гнев и страх, которые овладевают им в этом сезоне, — человеческие, слишком человеческие.
А спутница, в свою очередь, постепенно превращается из человека во второго Доктора. Ещё в прошлом сезоне Клара открыто заявляла: «Я Доктор», и эта тема получила новое развитие. Клара всё чаще и чаще принимает на себя роль Доктора, словно специально подставляя себя под удар. И в конце концов это выходит ей боком.
Акцент на Кларе — пожалуй, один из главных недостатков сезона. Да, Дженна Коулман неплохая актриса, и между ней и Капальди установилась «экранная химия», которой не хватало в предыдущем сезоне. И всё-таки Клары слишком много. И в сериале (из всех спутников после перезапуска у неё больше всего экранного времени), и в жизни Доктора.
Сверхзначимость Клары особенно раздражает в конце сезона. По эмоциональному накалу финальная серия получилась очень сильной, но из неё можно было выжать куда больше. То, что могло стать грандиозной вехой в истории сериала, получилось скомканным и смазанным. И тонна отсылок к предыдущим сериям, включая классические (больше было только в юбилейном эпизоде), воспринимается двояко: с одной стороны, радует, с другой — сбивает настрой.
Клары очень много — а вот эксцентричной Мисси, превосходно сыгранной Мишель Гомес, до обидного мало. Зато отлично раскрыт образ Осгуд — героини, которая впервые появилась в юбилейной серии как собирательный образ всех фанатов Доктора, а стала одним из ключевых для сериала персонажей.
Ещё больше внимания уделено новой героине, сыгранной Мэйси Уильямс — Арьей Старк из «Игры престолов». Девушка Эсхильда, которая с лёгкой руки Доктора обрела бессмертие и стала называть себя просто «Я», — персонаж интересный, но противоречивый и вызывающий множество вопросов. И главный из них — неужели можно вот так просто взять и достать из рукава бессмертие? Хотя этот сюжетный поворот пытаются обосновать, здесь слишком явственно чувствуется присутствие «бога из машины». Или из синей полицейской будки, если угодно.
Неотвеченные вопросы и повисшие сюжетные линии — бич, который преследует сериал уже не первый год. Откуда, например, взялся в прошлом сезоне далёкий потомок Клары и её бойфренда Дэнни Пинка, если Дэнни умер, не оставив детей? И что случилось со вторым бессмертным — уже из этого сезона? Остаётся лишь надеяться, что шоураннер Стивен Моффат рано или поздно подберёт эти сюжетные нити и сплетёт в очередной безумный узор, как он любит это делать.
Без ответа остался и главный вопрос этого сезона — что за гибрид двух воинственных рас упоминался в древнем пророчестве. О нём говорится ещё в первой серии — и тема гибрида становится лейтмотивом всего девятого сезона, как тема зеркала была лейтмотивом восьмого. Даврос, давний враг Доктора, пытается создать гибрид далека и таймлорда. Эсхильда получила бессмертие, став гибридом. Зайгоны добровольно принимают облик людей… Но вместо того, чтобы мощно выстрелить в финале, этот вопрос разрешается в типичном стиле Моффата, как в другом его сериале — «Шерлок». Нам предлагают несколько вариантов ответа — и справедливым может быть любой.
К сценаристам есть претензии, но на уровне отдельных серий они сработали лучше, чем в прошлый раз. Девятый сезон почти целиком состоит из двухсерийных арок, и это позволяет более детально и обстоятельно рассказать каждую историю. Исключений всего два: трёхчастный финал и экспериментальная серия «Не спи больше». Снятая в стиле «найденной плёнки» (впервые за всю историю «Доктора Кто»!), она, увы, вышла слабой в сюжетном и смысловом отношении.
А вот предшествующая ей арка про зайгонов получилась очень сильной. Финальный монолог из неё мог бы стать визитной карточкой Двенадцатого Доктора, а сама двухсерийка оказалась поразительно своевременной. Она вышла незадолго до того, как серия терактов потрясла мир и ещё сильнее расколола общество, и говорит о вещах, которые всем нам сейчас очень важно услышать. Не надо видеть врагов там, где их нет. Не надо делить мир на своих и чужих. Не надо идти по пути силы — даже если он самый короткий. В общем, всё то, о чём, по сути, и рассказывает весь «Доктор Кто».
Но лучшей серией сезона — если не всего обновлённого сериала — стал предпоследний эпизод под названием «Ниспосланный небесами». Фактически это театр одного актёра. В течение сорока пяти минут мы наблюдаем за Питером Капальди. Мы видим его в страхе, в тоске и в ярости, в минуты отчаяния, надежды и триумфа — и понимаем то, что, в сущности, давно ясно: для «Доктора» нужен только Доктор. И с этим Доктором нам явно повезло.

Рекомендуем
Наши комиксы
Комикс: Человек-муравей и методы рационального мышления
Основано на неснятом сценарии Эдгара Райта (как мы его себе представляем).
Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.