Итак, почему финальный сезон «Игры престолов» — худший

171255
6 минут на чтение
Семь Королевств встречают зиму новой войной. Королевской Гаванью по-прежнему владеет Серсея Ланнистер, спевшаяся с жестоким пиратом Эуроном Грейджоем. Те же, для кого долг важнее личной выгоды, собрались на севере, в Винтерфелле, готовясь встретить армию Белых ходоков. Люди едины перед угрозой с севера, но не расколет ли их лагерь новость о происхождении Джона Сноу?

Осторожно, спойлеры!

Мы будем обсуждать концовку!

Game of Thrones

Жанр: фэнтези

Продюсеры: Дэвид Бениофф, Дэн Уайсс

В ролях: Питер Динклейдж, Эмилия Кларк, Кит Харрингтон, Николай Костер-Вальдау, Лена Хиди

Премьерный показ: 14 апреля — 19 мая 2019 года, HBO

Продолжительность: 6 серий по 60–80 минут

У каждой эпохи есть сериал, который никогда не забудут. Ситкомы и в XXI веке продолжают делать по лекалам «Я люблю Люси», вышедшего ещё в пятидесятых. M*A*S*H в семидесятые постепенно превратился из комедии в антивоенную драму, разрушив границы жанров. «Твин Пикс» в начале девяностых добавил к традиционному детективу изрядную долю мистики, а Lost в нулевые показал, что полтора десятка сюжетных линий в прошлом и будущем — далеко не предел для зрителя. А ещё Lost стал примером того, как испортить интересное многослойное повествование нелепым финалом.

«Игра престолов» — важнейший сериал нашего времени. И вдобавок — огромный спойлер к уже 25 лет как не дописанному книжному циклу «Песнь льда и пламени». Реально ли было закончить грандиозную сагу достойно? Может быть, и нет. По крайней мере, Бениофф и Уайсс с этой сложной работой точно не справились.

Ещё два года назад сериал из размеренной драмы про интриги и власть превратился в эпическое фэнтези. Развитие большинства героев остановилось, и Джон с Дейенерис, спешно облачаясь в трёхслойную сюжетную броню, помчались к развязке. «Хорошие» герои собрались в Винтерфелле, ожидая армию Белых ходоков. Немногочисленные «плохие» — в Королевской Гавани, вокруг Серсеи. Уже тогда мы смеялись над эпизодом «За стеной» и недоумевали от глупой смерти самого умного героя сериала. Но неожиданно успешные для Ланнистеров сражения и грандиозный финал сезона с разрушающим Стену ледяным драконом подстёгивали интерес и повышали ставки. Мало кто сомневался, что финал будет сильным. Это же «Игра престолов»!

Увы, ожидания не оправдались.
Первые две серии, посвящённые в основном душевным разговорам у камина, зрителям приглянулись, вот только эта экспозиция заняла треть сезона. Долгожданная битва с Королём Ночи, на которую возлагались столь большие надежды, оказалась попросту плохо снята. На крупном плане ничего не видно из-за кромешной темноты, сражение распадается на серию коротких и однообразных эпизодов: мертвецы прут — герои отступают. Чудовищно глупая тактика живых мешает получить удовольствие от немногих удачных моментов, даже преступно редкие для такого события смерти не впечатляют, как когда-то в первых сезонах, — было очевидно, что сценаристы пускают в расход только тех героев, с которыми непонятно что делать дальше.

Атака Дейенерис на Королевскую Гавань расстроила публику ещё больше. Фанаты персонажа не поверили превращению любимой героини в жестокого тирана. Больше негодования вызвал только финал, в котором государство возглавляет, наверное, самый неожиданный и неподходящий для этого герой.
Теперь даже зрители, бросившие читать цикл или вообще не желавшие с ним знакомиться, кричат во весь голос: «Неканон! Джордж напишет лучше!» Мне вот что-то не верится. Не верится, что допишет, — предпоследнего тома мы ждём уже восемь лет. И не верится, что, если даже допишет, концовка будет лучше. Кульбиты, которые выписывает сюжет в финале «Престолов», едва ли выдуманы сценаристами. Бран — глава государства? Серьёзно, такое мог придумать только старик Мартин! К тому же этот ход упоминался в самом раннем синопсисе саги.

Тогда становятся понятны и другие странности. Джейме после раскаяния и трогательных сцен с Бриенной вдруг разворачивается на 180 градусов и мчится спасать любимую сестру, потому что близнецам суждено погибнуть вместе (пусть в сериале и нет пророчества о валонкаре). Дени превращается в Гитлера после трёх слабых диалогов и сжигает тысячи невинных, потому что она и должна обезуметь в самом конце. Бриенна в Королевской гвардии — точно идея из книги, уж слишком хорошо её судьба рифмуется с жизнью предка, Дункана Высокого.
Преступление шоураннеров в том, что, зная конечную точку, они не смогли найти к ней адекватный маршрут. Нужно уравнять силы сражающихся, чтобы мы боялись за «наших»? Эурон Грейджой метким выстрелом неповоротливой баллисты сбивает половину авиации Таргариенов. В следующей серии баллист уже пять десятков, но все они абсолютно бесполезны — свою сюжетную роль они выполнили и теперь будут только мазать.

Бениофф и Уайсс мыслят клипово, вставляя зрелищные (по их мнению) эпизоды, нарушающие логику истории. Зачем Король Ночи шёл на юг целых семь сезонов? Откуда ему было известно о драконах? Мы уже никогда не узнаем, потому что продюсерам пришла в голову гениальная идея: «А пусть ему Арья проткнёт живот». С таким же успехом его могло придавить креслом Брана. В довершение всего последний сезон игнорирует свой же канон. Джендри радуется, что он «больше не Риверс» (хотя он был Уотерс), а Джейме вспоминает, как задушил кузена (хотя он размозжил ему голову камнем).
Бесславная кончина Короля Ночи ставит неудобный вопрос: а зачем тогда вообще воскрешали Джона? На Кита Харрингтона жалко смотреть. Все ждали, что именно Джон победит ходоков, что Джон и его происхождение сыграет важную роль в борьбе за трон. А получилось так, что не сыграло, он всю дорогу был на вторых ролях. Все линии этого персонажа заканчиваются сплошным недоразумением. В обороне Винтерфелла он бестолково мечется по баррикадам, а когда дело доходит до оспаривания трона — ноет и не хочет ничего решать. Мы ждали героя, а получили тряпку.

Что обидно — остальные актёры стараются. Эмилию Кларк, семь сезонов не менявшую выражения лица, не узнать. Любовь и отчаяние, ненависть и вселенская усталость Дейенерис равно убедительны. Великолепно снят последний бой братьев Клиганов, хотя прощание Сандора с Арьей выдалось скомканным — Пёс, конечно, не любит болтать, но кто мешал прописать реплики получше? У Питера Динклейджа впервые за три сезона появился шанс напомнить о своих талантах — Тирион выбирает между влюблённостью и долгом и ошибается, потеряв друга и соратника.
Можно долго ругать восьмой сезон и подписывать петиции, но лучше он от этого не станет. Бениофф и Уайсс выглядят злодеями, «слившими» великий сериал. Но они же и сделали его великим. Эти двое, а также сценарист Брайан Когман, директор по кастингу Нина Голд, дизайнер Мишель Клэптон и ещё десятки талантливых людей объединились и сделали чудо, вернули интерес к фэнтези, казалось бы, угасший после «Возвращения короля» в 2003 году. Они подарили нам Красную свадьбу и Суровый дом, позволили попрощаться с Ходором и взорвали на наших глазах септу Бейлора. Без них не было бы «Ведьмака» от Netflix и «Властелина колец» от Amazon. Да, без книги-первоисточника качество сериала упало. Но за прошлые заслуги, за шесть хороших, блистательных сезонов сценаристов можно простить.

И отдельной строкой хочется поблагодарить человека, который за все восемь сезонов сериала ни разу не уронил высокую планку. Рамин Джавади — настоящий гений музыки, его мрачные мелодии вытягивают на себе даже самые спорные эпизоды. Чередуя знакомые музыкальные темы, добавляя к ним новые акценты, композитор (не сценарист, не режиссёр, именно он!) ставит точку в судьбе любимых героев. И заставляет с нетерпением ждать «Ветров зимы».
Финал «Игры престолов» получился смазанным и неубедительным. Надеемся, что окончание книжной серии нам понравится больше.

Смотрите также

Теория: финал «Игры престолов» — это и есть замысел Мартина

Алексей Мальский

20.05.2019

78467

Соотносим старое письмо Джорджа Мартина издателям с концовкой сериала.

Стоит ли читать?

6

оценка

УДАЧНО

  • Эмилия Кларк играет лицом
  • музыка Рамина Джавади
  • бюджет сериала вырос, и это иногда заметно

ПЛОХО

  • Кит Харрингтон не играет лицом
  • странные повороты сюжета
  • слишком скромный хронометраж для такого масштаба событий

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Чужой: Земля»: первые впечатления. Ксеноморф на свободном выгуле

Сериалы

«Песочный человек», 2-й сезон: книга хуже?!
Хроника кризиса среднего возраста

Сериалы

«Очи Ваканды»: Очи чёрные, очи жгучие
Как минимум это красиво, как максимум — увлекательно.

Сериалы

«Уэнсдей», 2-й сезон: первые впечатления. Мрачно, стильно, интересно!
Тим Бёртон в отличной форме.

Сериалы

Лучшие сериалы 2025 года: первое полугодие. Фантастика, фэнтези и не только
Это ещё не итоги — но кое-что уже можно советовать.

Сериалы

Что там у «Рика и Морти» в 8-м сезоне? Риковое поле экспериментов
Семья Санчесов подвинула Рика, а сам он как будто прошёл психотерапию.

Сериалы

«Уэнсдей» vs «Леденящие душу приключения Сабрины»: какой сериал лучше?
Эпическая битва мистических девушек

Сериалы

Какие сериалы смотреть в августе 2025? Американская готика, шотландские попаданцы, русские чудеса
А также Чужие против андроидов и корейские ангелы в полосочку.

Сериалы

«Левиафан»: неправильное аниме по самому анимешному стимпанку
Почему самая точная экранизация книги про летающих китов вряд ли станет хитом.

Сериалы

Как «Лазарь» Синъитиро Ватанабэ отражает эмоциональную боль нашей эпохи
Аниме меняется вместе с миром, и «Лазарь» — яркий тому пример.
Показать ещё