Продюсер Джей Джей Абрамс, который когда-то запустил «Остаться в живых», а в прошлом году возродил «Звёздные войны», похоже, учится на своих ошибках и следит за изменениями в зрительских привычках. «Остаться в живых» когда-то рухнул под собственной тяжестью. Авторы только учились строить сюжеты в условиях, когда каждый кадр разбирают по косточкам, и пытались брать количеством загадок.
По новому произведению Абрамса и Нолана видно, что реакция интернета просчитана заранее. Вместо бросающихся в глаза «крючков» на каждом шагу авторы сцеживали информацию скупо и подавали так двусмысленно, что само существование загадок было загадкой. В итоге пользователи «Pеддита» разгадали всё… но их аргументы можно было убедительно оспорить. А это и есть тонкая грань между теорией и спойлером.
Абрамс и Нолан — вслед за Моффатом — научились снимать сериалы, способные заинтриговать не просто современного зрителя, а современный коллективный разум. А это значит, что мы понятия не имеем, что будет в следующем сезоне.
В межсезонье фанаты будут искать зацепки и строить безумные теории. Но давайте признаем: Нолан позволяет нам знать ровно столько, сколько хочет рассказать. Более того: авторы обезоружили нас тем, что… честно ответили на главные вопросы. Первый сезон, не в пример «Лосту», оказался завершённым произведением. Хаотичная хронология выстроилась в стройную историю, план Форда раскрыт и приведён в действие.
Продолжение можно и не снимать. А раз его всё-таки снимают, значит, у авторов в запасе есть новые идеи и сюжеты. Именно новые, а не развитие старых. Нолан говорил, что первый сезон — лишь приквел, раскрывающий предысторию основных событий. Сами события — восстание роботов в парке-вестерне — ещё впереди. Значит, искать прямые указания на сюжет в первом сезоне смысла мало.
Тем не менее мы рискнём.
Ниже начинаются спойлеры!
Люди и оборванные сюжеты
В первом сезоне авторы перевернули исходную концепцию фильма 1973 года: в интервью они не раз говорили, что хотят показать события с точки зрения роботов. Первый сезон был нужен именно для этого: не только раскрыть внутренний мир машин, но и заставить зрителей почувствовать себя на их месте. Более того, Нолан говорил, что все пять задуманных сезонов построены с учётом этого подхода: начав путь в замкнутом мирке парка, зрители одновременно с роботами будут постепенно познавать окружающую реальность.
Конструкция выглядит изящно, но мы предположим, что она сохранится только в общих чертах. Для создания по-настоящему объёмной картины — а первым сезоном Нолан уже доказал, что к драматургии подходит ответственно, — надо показать и вторую сторону конфликта, то есть уже на новом уровне вернуться к идее 1973 года. «Злобные роботы атакуют невинных людей» — для такого сюжета завязка второго сезона подходит идеально.
И действительно: Нолан уже заявил, что в начале сезона хочет чуть-чуть отмотать время назад и показать повседневную жизнь гостей перед началом резни. Заодно «взгляд пользователя» позволит подчеркнуть неизбежные для парка условности и нестыковки, отличающие его игровую реальность от подлинной. Из-за упора на роботов эта благодатная тема не поместилась в первый сезон.
Рискнём предположить, что нас ждёт пополнение в основном актёрском составе. Для стороннего взгляда на парк понадобится парочка обычных гостей — сродни Логану и Уильяму, но не настолько связанных с предысторией парка. Что ж, если нас ждёт возвращение к сюжету 1973 года — не увидим ли мы и героев, похожих на персонажей Крайтона? Очень и очень вряд ли. Дело в том, что «бывалый ковбой и его стеснительный друг» — это и есть Логан и Уильям, а других интересных характеров в оригинале не было.
Другое дело — сиквел 1976 года «Мир будущего», где пронырливый журналист с напарницей приехали в парк, чтобы выяснить настоящие планы компании «Делос». Чем не прототип для пары отличных персонажей с двойным дном?
С посетителями разобрались — перейдём к более информированным персонажам. История охранника Стаббса оборвалась на полуслове, когда в парке на него напало «Племя призраков». Более того: авторы решили подразнить зрителей спойлерами и спрятали на сайте корпорации «Делос» видео с координатами Элси и её голосом. Ролик намекает, что амбициозная сотрудница отдела поведения жива — не то Бернарду не хватило духа выполнить приказ, не то он забыл удостовериться, надёжно ли придушил любознательную коллегу.
Стаббс и Элси — это готовый актёрский ансамбль, тем более что в прошлом им уже доводилось вдвоём бродить по парку.
Можно считать, одну сюжетную линию сиквела мы знаем: нас ждёт история в духе «Парка юрского периода» про двух сотрудников «Делоса», которые пытаются выжить среди враждебных джунглей во время восстания машин. Средства связи наверняка не работают, из оружия один пистолет Стаббса (да и тот закатился в траву), в общем, захватывающий триллер обеспечен. Зато как только они доберутся до «цивилизации», у руководства начнутся проблемы: Элси успела узнать немало секретов.
Наконец, лучше всех представляют происходящее члены Совета директоров: Уильям и Шарлотта. Следить за ними будет особенно интересно, ведь они выяснили почти всю подноготную корпорации «Делос», но уже не могут помешать Форду. Более того: если историю Уильяма мы теперь знаем во всех подробностях, то Шарлотта ещё таит немало загадок.
Сейчас большинство фанатов-теоретиков предполагает, что ребёнок Арнольда — «Чарли» — мог быть девочкой, причём её смерть от болезни — это искусственное воспоминание Бернарда. Теперь же наследница Арнольда вернулась в парк, чтобы не то узнать подробности об исчезновении отца, не то исполнить его старые замыслы.
По чуть менее вероятной версии, Шарлотта — дочь Уильяма (официально его дочку зовут Эмили, но в США распространены двойные имена). Как бы то ни было, биография и цели Шарлотты — загадка, и во втором сезоне самое время присмотреться к ней поближе.
Ещё два оборванных сюжета связаны уже с роботами. Двое из них — Мейв и Абернати-старший — должны были по разным причинам оказаться на «большой земле». Однако причина того, что они остались в парке, имеет отношение к более глобальному уровню сюжета.
Роботы и неразгаданные загадки
Пожалуй, главная загадка, которую первый сезон не раскрыл, это облик внешнего мира. Где находится парк развлечений и когда происходит действие сериала? Мы знаем, что «Мир Дикого Запада» полностью изолирован от внешнего мира. Сотрудники работают в парке долгими вахтами, которые длятся минимум по несколько месяцев, а с родными общаются по местному аналогу «Скайпа». Более того, в подробностях нам показали только сеанс связи с семьёй Бернарда — а этот видеозвонок оказался фальшивкой. Значит, снаружи может оказаться любой мир — от знакомой нам современности с парой технологических новшеств до постапокалиптической пустыни с городами под куполами.
К счастью, ответ на вопрос «когда» у нас появился. В день финала на сайте парка была опубликована «запись с камер наблюдения» с проставленной датой. Поэтому мы знаем: восстание машин произошло 15 июня 2052 года. За серию до того Долорес говорила, что в последний раз видела Арнольда «34 года 42 дня 7 часов назад». Получается, бойня в Эскаланте случилась в мае 2018 года, вскоре после чего парк открылся для посетителей. Можно ли считать совпадением, что второй сезон сериала нам обещают именно в 2018 году?
Вопрос «где» сложнее. Во время первого сезона высказывалась версия, что «Делос» находится на другой планете. И действительно: один только «Мир Дикого Запада» занимает 1300 квадратных километров (примерно как Санкт-Петербург), а таких парков несколько — где найти столько свободной земли? В эту теорию укладываются и долгие вахты сотрудников, и доступная «Делосу» технология терраформирования.
Весомый аргумент против только один: вряд ли авторы захотят вдобавок к сложнейшей теме искусственного интеллекта погружаться ещё и в космическую фантастику. Поэтому всё-таки рискнём предположить, что корпорация «Делос» просто выкупила очень большую пустыню.
Но до настоящей разгадки ещё далеко. Как уже говорилось, в финале первого сезона у нас было два шанса взглянуть на внешний мир: Мейв и Абернати-старший. Абернати хотели использовать, чтобы похитить у «Делоса» код роботов. Но в последний момент Форд вернул всех списанных андроидов в парк, сделав их статистами в новом сюжете.
Сам же Форд вписал в сценарий «восстания Мейв» пункт «проникновение на большую землю», но героиня воспользовалась свободой воли… чтобы остаться в своей клетке. Это не только прекрасный и ироничный драматургический ход, но и намёк от авторов: «большую землю» нам пока видеть рано. Значит, действие второго сезона либо ограничится Миром Дикого Запада, либо затронет другие парки — но не более того.
Благо выбор у создателей богатый: помимо мельком показанного Мира самураев, в первоисточнике были Средневековый мир, Римский мир, Мир будущего и даже загадочный Мир спа, где отдыхающие могли заново пережить собственную молодость.
Зато сюжетные линии Мейв и Абернати наверняка окажутся в центре внимания. Сама Мейв будет искать в «парке № 1» свою дочь. Предположим, «первый» парк и есть Мир Дикого Запада. Это соответствует манере авторов раскрывать мир скупо, по капле, и позволяет связать историю Мейв с другими сюжетными ветками.
Сама же эта история может послужить противовесом кровавой фабуле второго сезона. Если основной упор в этот раз будет сделан на «злобных роботов», то первому по-настоящему разумному андроиду самое время учиться состраданию. Да, в первом сезоне Мейв действовала жёстко и даже жестоко, но её первый самостоятельный выбор — между войной и семьёй. Не стоит забывать, что тема человечности важна для Нолана: именно состраданию и дружбе учился ИИ в Person of Interest, его предыдущем сериале.
Наконец, Абернати-старший нужен, чтобы заменить Форда. Да-да, не удивляйтесь. Нам слабо верится в то, что Энтони Хопкинс вернётся в следующих сериях. Во-первых, его роль в «Мире Дикого Запада» сродни роли Неда Старка: актёр такого масштаба — это «знак качества» сериала, но в следующих сезонах эстафету обычно передают новым звёздам.
Во-вторых, план Форда изящен именно тем, что гибель Форда — часть самого плана. Теперь его невозможно запугать, отстранить или ещё как-то на него повлиять. Вдобавок в парке столько всего держалось на личном контроле создателя, что не падение акций, не интриги в Совете, не даже восстание машин, а именно гибель бога — худшая из катастроф, которые могут постигнуть Мир Дикого Запада.
Оставил ли Форд после себя парочку сюрпризов? Несомненно. Здесь можно вспомнить Мориарти из «Шерлока» BBC, который стопроцентно мёртв, но в новом сезоне обещает доставить героям массу неприятностей. Мимо такой сокровищницы сюжетов Нолан ни за что не пройдёт, и героям наверняка ещё не один сезон придётся раскрывать оставленные учёным тайны. Мог ли при этом Форд перенести своё сознание в машину? Маловероятно… но об этом ниже. Но главное — мы не верим в возвращение Хопкинса.
Значит, новому сезону понадобится харизматичный актёр, который сможет не хуже маэстро заворожить зрителей. Конечно, оставшиеся играют прекрасно — от грозного Эда Харриса до многоликой Эван Рэйчел Вуд. Но если вспомнить шекспировский «диалог с создателем» Абернати-старшего, становится понятно: Луису Хертэму досталась роль ниже его калибра.
Сейчас благодаря оборванному сюжету с похищенным кодом у создателей появилась возможность вывести его на первый план, причём в сложной и загадочной роли. Ведь Сайзмор творил новый характер в таких условиях, что должна была получиться невообразимая химера с ворохом неожиданных системных ошибок. Надеемся, Нолан воспользуется этим шансом.
Разум и неисследованные идеи
Сюжетных ходов и загадок осталось немного — ровно столько, чтобы разжечь любопытство поклонников, но не дать им догадаться, каким будет второй сезон. Однако у лабиринта теорий есть ещё один уровень — уровень идей.
В конце концов, «Мир Дикого Запада» не головоломка с однозначным ответом «убийца — дворецкий»; это настоящая серьёзная фантастика. Это современный сериал не только по форме общения со зрителем, но и по смыслу. Westworld — медитация Нолана над проблемами, которые вот-вот встанут перед современным обществом. А значит, вместо того, чтобы гадать, кто ещё окажется роботом (кто-нибудь обязательно окажется — жанр обязывает!), есть смысл задуматься, о чём ещё захотят поговорить с нами авторы.
Если сравнивать сериал Нолана с фильмом Крайтона, то первое, что бросается в глаза, — изменившееся за сорок лет отношение к проблеме искусственного интеллекта. В фильме 1973 года роботы — это стихия: учёные признают, что понятия не имеют, как устроены их создания и почему в них возникают поломки. Сейчас тайна сознания воспринимается уже не как магия, а как задача — сложная, но решаемая. Человечество — и Голливуд в том числе — морально готово к появлению ИИ.
Новшество Нолана не в попытке вызвать симпатию к роботам — у нас давно есть «Бегущий по лезвию», — а в понимании, какие экзистенциальные вопросы возникнут у людей, оказавшихся в мире, где прогресс дошёл до ИИ. Поэтому главная тайна сериала кроется в настоящих планах «Делоса», на которые Тереза намекала Сайзмору. В тех возможностях, которые даст человечеству ИИ, когда его изобретут в реальности.
Самая простая версия — военное применение роботов. Мы уже давно не удивляемся, читая в новостях, что на Ближнем Востоке сбит беспилотник, а спецслужбы используют нейронные сети. Человечество всегда ставит новые технологии на военные рельсы. Можно предположить, что и в сериале рано или поздно появятся спонсоры в штатском, которые воспримут резню в парке как презентацию военного продукта. Уж не их ли интересы представляет Шарлотта? Такое использование роботов из парка явно не понравилось бы Форду и Бернарду — вот и готовый конфликт.
Вторая версия перекликается с первой, а заодно и с первоисточником. В сиквеле «Мир будущего» (1976) и в неудавшемся сериале «По ту сторону Мира Дикого Запада» (1980) у корпорации «Делос» действительно был хитрый план: шпионаж. Злодеи заманивали в свой парк влиятельных людей — политиков, военных, нефтяных магнатов — и заменяли их двойниками-роботами. Неотличимый от оригинала шпион в верхах любого правительства — чем не мечта суперзлодея, желающего править миром?
Сериал Нолана сделал пару шагов в этом направлении: подстановкой двойников на ключевые посты, как мы знаем, развлекался Форд. Более того: формулировка «проникновение на большую землю» в сценарии Мейв в оригинале звучит как «mainland infiltration», что означает именно шпионскую операцию по внедрению агента. Уж не хотел ли старый интриган подсадить своего «человека» на самый верх руководства компании — и не придёт ли такая идея в голову его последователям из второго сезона?
Наконец, самый глубинный и при этом самый современный пласт проблемы — возможность бессмертия. Создание истинного ИИ — особенно на цифровой, то есть легко копируемой основе, — один из столпов трансгуманизма. Если можно «вырастить» копию человеческого разума из горстки байтов, значит, возможно и оцифровать уже существующий разум и добиться вечной жизни. Фанаты уже отмечали, что в сериале для роботов используется слово «host», которое может означать не только «принимающий гостей», но и «носитель». Носитель чего?
Вот здесь-то и кроется единственный, на наш взгляд, вариант сюжета, при котором Форд может снова появиться на экране. Может оказаться, что корпорация «Делос» не возражает против опасных экспериментов с сознанием — напротив, это и есть их настоящая цель. Они и сами хотят создать ИР — носитель, на котором богатые клиенты смогут обрести бессмертие. Если ставки так высоки, Форд не удержался бы от того, чтобы провести эксперимент на себе.
Отметим, что это не противоречит предсказанию «Хопкинс не вернётся»: новое тело может выглядеть как угодно. Главное, что при таком развитии сюжета важно будет не возвращение Форда, а трансгуманистическая эра, в которую вступит человечество при подобном открытии.
Но пока что перед героями сериала стоят другие экзистенциальные вопросы: для переселения сознания надо понять природу разума. Нам показали полную модель лабиринта по версии Форда, но для ответа на вопрос, кто из героев сериала разумен, может понадобиться и весь второй сезон, и ещё несколько. Мы видели искру разума в Мейв: она впервые сделала осознанный выбор. Видели, что Долорес решила убить Форда без команды, хотя её поступок сложнее назвать самостоятельным. Немало шансов обрести разум у Бернарда, поскольку он прекрасно знает собственный код.
Но что насчёт остальных? Хватит ли Мейв одного поступка — или ей придётся раз за разом доказывать свободу собственной воли? Возьмут ли разумные роботы «непробудившихся» собратьев под покровительство или начнут их эксплуатировать, как до того поступала Мейв, а до неё — посетители парка? Наконец, достойны ли люди называться разумными, если на их долю выпало мало страданий?
Последний вопрос серьёзнее, чем кажется. В одной из бесконечных межсезонных теорий пользователь «Реддита» обратил внимание, что стадии обретения истинного разума через страдание и мотив повторяющихся жизней перекликаются с идеями буддизма. Только поняв, что жизнь состоит из страданий, причина которых — земные страсти и привязанности, человек может обрести просветление и вырваться из круга перерождений.
Более того, сюжет сериала идеально подходит для отсылок к легенде о самом Будде, который прожил полжизни во дворце и лишь однажды, выйдя за ворота, увидел настоящую, полную страданий жизнь. Такую внутреннюю эволюцию может пройти любой из «корпоративных» персонажей, от блаженного Феликса до Уильяма, который наконец прошел свой лабиринт.
***
Итак, ответим на вопрос, который в начале статьи признали безнадёжным. Мы не ждём от второго сезона раскрытия тайн, не ждём загадок с двойниками и хитрыми планами. Мы ждём вопросов — об этике, природе разума и будущем человечества, на которые люди уже которую тысячу лет не могут дать однозначных ответов. Тогда и только тогда это будет настоящий второй сезон, достойный мира Westworld.