«Сорвиголова: Рождённый заново», 1-й сезон. К Дьяволу Адскую кухню!

5552
8 минут на чтение
После трагического происшествия слепой юрист Мэтт Мёрдок повесил супергеройский костюм на гвоздь и похоронил прошлое в работе. Теперь он просто успешный адвокат, а его жизнь — череда судебных заседаний и одиноких вечеров. Но от былого не так-то просто убежать — особенно если ты Дьявол Адской кухни, а твой главный противник из криминального босса неожиданно становится мэром Нью-Йорка.

Читайте также

Телевселенная «Сорвиголовы»: взлёт и падение сериалов Marvel-Netflix

Илья Глазков

26.07.2019

49506

Netflix закрыл свои мрачные и реалистичные сериалы про супергероев. Что же сгубило эту интересную телевселенную? Устраиваем поминки по Сорвиголове, Джессике Джонс, Люку Кейджу, Железному кулаку и Карателю.

Знакомые все лица

Daredevil: Born Again
Жанр: «низкая» супергероика
Создатели: Дарио Скардапейн, Мэтт Корман, Крис Орд
В ролях: Чарли Кокс, Винсент Д’Онофрио, Маргарита Левиева, Джон Бернтал и другие
Трансляция: 4 марта — 15 апреля 2025 года, Disney+
Продолжительность: 9 серий
Десять лет назад «Сорвиголова» стал первым сериалом в линейке Marvel/Netflix и проложил другим уличным супергероям дорогу на малые экраны. История Человека без страха была не идеальной (привет, второй сезон), но захватывающей, а Чарли Кокс и Винсент Д’Онофрио, исполнители главных ролей, подходили своим персонажам настолько филигранно, насколько в принципе возможно. После того как Disney приняла мстителей Адской кухни обратно в тень своих мышиных ушей, слепой адвокат вернулся — и поклонники с нетерпением ждали его. 

У них с началом сезона вряд ли будут проблемы, а вот тем зрителям, кто не знаком со старым сериалом, «Рождённый заново» преподнесёт сюрприз. Создатели не стали тратить время на долгую экспозицию, а просто мягко перезапустили историю предшественника. В результате новички (и те, кто успел подзабыть, чем там в 2018 году дело кончилось), включив первый эпизод, рискуют ничего не понять. Не знаете, кто такие Фогги и Карен? Впервые видите Кингпина и его обожаемую Ванессу? Запамятовали, что случилось с Меченым и где теперь пропадает Каратель? Ваши проблемы: шоу стартует как очередной сезон оригинального «Сорвиголовы», и даже временной скачок длиной в год не слишком помогает делу. 
Не помогает и то, что Дьявол Адской кухни официально стал частью киновселенной Marvel. И если раньше о событиях «большой истории» упоминалось лишь постольку-поскольку, то теперь без знания того, что происходило как минимум в одном из недавних сериалов, не обойтись. Уилсон Фиск (он же Кингпин — или Амбал, как вам привычнее) только оправился от событий «Соколиного глаза» — но если вы не в курсе, что там произошло, то «Рождённый заново» оставит вам лишь намёк в виде незаметного шрама на лице бывшего криминального босса. К счастью, это практически единственное «домашнее задание», которое создатели предлагают выполнить зрителям — про «Эхо» герои скажут мимоходом, а камео Мэтта Мёрдока в «Женщине-Халке» и «Человеке-пауке» и вовсе останутся без внимания. 
Но это всё проблемы новичков. А как же фанаты? Что ж, давних почитателей «Сорвиголовы» сериал встречает полюбившейся атмосферой тёмного Нью-Йорка, не менее полюбившимися персонажами и эмоциональным хуком в лицо. «Рождённый заново» словно спешит сразу выложить все козыри на стол: вот вам троица закадычных авокадос, вот — фирменная сцена, снятая одним кадром (к сожалению, уступающая в зрелищности схватке из третьего сезона), а вот — Кингпин в блистательном исполнении Д’Онофрио, который всё так же произносит проникновенные речи о любви к городу и сознательно меняет белоснежный костюм на скучную чёрную одежду законопослушного гражданина.
Кстати, главный сюжетный двигатель сезона — выборы Уилсона Фиска на пост мэра Нью-Йорка — очень вовремя уворачивается от чрезмерного заигрывания с актуальными событиями. Очевидные параллели со скандальным, но популярным в соцсетях президентом сперва смутили многих — к счастью, после первого эпизода шоу не концентрируется на прямых отсылках к нашей реальности. И это идёт ему на пользу.
В комиксах Кингпин тоже побеждал на выборах — он занял кресло мэра после событий арки Secret Empire и выступал против героев в масках. А позже руководить Нью-Йорком стал Люк Кейдж — так что Майку Колтеру, исполнителю роли пуленепробиваемого супергероя, есть куда расти!
Немного смущает разве что компьютерная графика в боевых эпизодах — авторы объяснили, что Мёрдок благодаря этому стал более ловким, но из-за этого то и дело пропадало ощущение «весомости» ударов. Зато по визуальной части в целом шоу не подводит — оно всё ещё выглядит мрачно и красиво (чего стоит хотя бы работа со светом в финале первой серии). «Рождённый заново» сохраняет реалистический тон (и даже повышает градус жестокости в кадре), а первые эпизоды дарят приятное чувство ностальгии и обещают ту самую историю о слепом мстителе, которую мы когда-то полюбили. Даже то, что Мэтт больше не надевает алый костюм, выглядит вполне уместным — с Фиском у власти и Мёрдоком в зале суда сериал из супергероики превращается в подобие криминальной драмы с вайбами «Пингвина»
Но Дьявол, как обычно, кроется в деталях — и особенно это касается дуэта центральных персонажей. 

Грехи прошлого

Примерно к третьему эпизоду потерявший бдительность зритель может почуять подвох: герои ведут себя не совсем так, как должны в рамках своих характеров. Мэтт принимает странные решения — кульминацией становится сюжетный поворот с Белым Тигром, который, безусловно, выглядит эффектно, но бьёт все рекорды недальновидности. Кингпин же смотрится пассивным, даже бесхарактерным — зловещая аура, которую он источал поначалу, улетучивается без следа. 
Можно было бы упрекнуть создателей в недостаточной проработке персонажей — и, возможно, в какой-то мере они виновны (особенно учитывая общие проблемы сезона, о которых ниже). Однако если вспомнить, что Мёрдок и Фиск в оригинальном сериале во многом были носителями одних и тех же ценностей, то происходящее более-менее встаёт на свои места. 
Сорвиголова и Кингпин в «Рождённом заново» вновь решают одинаковую задачу: каждый после личной трагедии пытается отбросить прошлое и действовать в непривычных обстоятельствах. Мёрдок из уличного мстителя окончательно становится адвокатом и жаждет добиться справедливости для своего города исключительно в рамках закона. Фиск хочет из босса криминальной империи обратиться в политика — и, как ни странно, тоже ради города. Схожая природа героя и антагониста впервые подчёркивается их разговором в кафе, а затем зеркальными эпизодами, но и без них очевидно, что попытки начать всё сначала для этих двоих обречены на провал. 
Выйдя из тени и избавившись от тёмного двойника, они оба в прямом смысле потеряли самих себя. Мэтт в своём идеализме довёл одного из супергеройских коллег до печального финала — так что ему потребовался сеанс во всех смыслах Карательной психотерапии. Кингпин буквально спрятал прошлую жизнь поглубже (и заточил за решётку), но психотерапия ему тоже потребовалась — правда, эпизоды с разбором семейных проблем в кабинете доктора Хизер вышли донельзя банальными. 
Лишь к финалу эти двое наконец перестают бороться с собственной сутью, надевают рогатую маску и белый костюм и начинают вести себя так, как им и положено. Последние две серии дают тот накал трагедии и ту долю мрака, которых мы ждали от этих героев. Путь персонажей Мёрдока и Фиска — пожалуй, самое интересное, что предлагает «Рождённый заново». Да, он выполнен далеко не идеально — их линиям не хватает плавного развития и последовательности. Но слепой адвокат и криминальный амбал в этом не виноваты — просто сериал подхватил модную болезнь современного кино, вирус пересъёмок. 

С пятого на десятое

Шоу про Дьявола Адской кухни, как и многие до него, угодило в производственный ад. Сперва съёмкам помешала забастовка сценаристов, а затем в Marvel решили вовсе переделать готовый материал и сменили команду. Именно тогда шоу приобрело более тесную связь с сериалом Netflix — например, Карен в первоначальной версии не появлялась. Хватало и других серьёзных изменений:

Что было в первой версии сериала?

Было бы странно, переживи сериал столь масштабные изменения без потерь. Первые три и последние две серии выглядят куда более цельными, чем середина сезона, — после в меру удачного старта в истории обнаруживается масштабный провал. Сильно страдают и ритм, и логика: филлерный эпизод в банке можно было вовсе убрать, а арка серийного убийцы по имени Муза не получает должного раскрытия и выбивается из общего настроя сериала. 
Муза появился в комиксах в 2016 году. Он был одним из Нелюдей — или обычным человеком с генами Нелюдей, которого преобразил терригеновый туман. Муза обладал способностью поглощать всю сенсорную информацию вокруг себя — так что слепой Мэтт Мёрдок не мог его обнаружить. 
Преступную деятельность Муза начал с того, что нарисовал фреску человеческой кровью (в сериале он добавлял кровь в граффити). Затем он создал инсталляцию из мёртвых тел Нелюдей и похитил судью, политика и двух копов, чтобы составить из их трупов «картину современного правосудия». Когда протеже Сорвиголовы, супергерой Блайндспот, выследил маньяка, тот выколол ему глаза. 
Муза был настоящим психопатом — когда его поймали, он сломал себе пальцы, чтобы не доставить Мёрдоку удовольствия сделать это самому. А позже покончил с собой, войдя в горящее здание, — но продолжил творить зло даже из Ада.
В каноничном воплощении Муза мог бы стать достойным противником — но инопланетный туман и мутации в стиле «Диких карт» не подошли бы реалистичному «Сорвиголове». Убийца-художник туда, впрочем, тоже плохо вписывается — он со своей живописно заваленной набросками пещерой и аппаратами для высасывания крови словно пришёл из старых фильмов про маньяков. Да и достойной трагической истории злодею дать не смогли. Муза оказывается блеклой и очень скучной личностью — он мелькает на пару серий, чтобы тут же исчезнуть, как какой-нибудь заштатный «монстр недели». 
Сюжетная линия Музы завершается чересчур быстро (хотя Дарио Скардапейн упоминал в интервью, что следующий сезон ещё раскроет этого антагониста). Но это беда всех сюжетных линий «Рождённого заново» — а их в девяти эпизодах целых семь. Шоу берёт на себя слишком много для короткого хронометража и не успевает в должной мере раскрыть большинство задумок. «Сорвиголова» образца 2015 года не боялся медленного повествования и подводил к кульминациям конфликтов постепенно — сейчас же в зрителей бросают ключевые моменты один за другим, из-за чего их причины часто остаются без объяснений. 
Спешка ударила и по проработке характеров второстепенных героев. Любовная история Мэтта и доктора Хизер Гленн получилась фрагментарной (самое время вздохнуть об Электре), а коллеги слепого адвоката, Кирстен и Черри, кажется, нужны только для того, чтобы герой периодически приходил в контору поговорить на одни и те же темы. Лишь несколько персонажей — вроде Дэниэла Блейка, помощника Фиска — достаточно интересны, чтобы обращать на них внимание.

Кстати, Блейка (на фото слева) играет Майкл Гандольфини — сын актёра Джеймса Гандольфини, который наиболее известен по роли Тони Сопрано (собственно, из сериала «Сопрано»)

Причина всех этих сценарных неудач в том, что первый сезон «Рождённого заново» на самом деле… половина сезона. Изначально создатели планировали историю длиной в 18 серий, но в ходе тех самых пересъёмок продолжение переехало на 2026 год. Если рассматривать сезон как половину большого рассказа, то и филлерные вставки, и множество сюжетных линий начинают обретать смысл. 
В восьмой серии буксующая история выправляется, чтобы громко завершиться финальным эпизодом, который может побороться с первым за звание лучшего в сезоне. Он делает множество ностальгических реверансов фанатам, радует боевыми сценами с участием Карателя (Джон Бернтал снова демонстрирует мастерство художественного убийства людей) и — главное — завершается мощным, трагическим клиффхэнгером. Можно сказать, что «Рождённый заново» начал и закончил на высокой ноте — а вот в середине пути чертовски сфальшивил. 
Сорвиголова родился заново — но это были трудные роды. Первый сезон получился неровным и несбалансированным: темп повествования не выдержан, а качество истории сильно скачет от эпизода к эпизоду. Тем не менее у сериала хватает очевидных достоинств, чтобы ждать продолжения — и надеяться, что Дьявол Адской кухни не утянет самого себя в ад.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Чужой: Земля»: первые впечатления. Ксеноморф на свободном выгуле

Сериалы

«Песочный человек», 2-й сезон: книга хуже?!
Хроника кризиса среднего возраста

Сериалы

«Очи Ваканды»: Очи чёрные, очи жгучие
Как минимум это красиво, как максимум — увлекательно.

Сериалы

«Уэнсдей», 2-й сезон: первые впечатления. Мрачно, стильно, интересно!
Тим Бёртон в отличной форме.

Сериалы

Лучшие сериалы 2025 года: первое полугодие. Фантастика, фэнтези и не только
Это ещё не итоги — но кое-что уже можно советовать.

Сериалы

Что там у «Рика и Морти» в 8-м сезоне? Риковое поле экспериментов
Семья Санчесов подвинула Рика, а сам он как будто прошёл психотерапию.

Сериалы

«Уэнсдей» vs «Леденящие душу приключения Сабрины»: какой сериал лучше?
Эпическая битва мистических девушек

Сериалы

Какие сериалы смотреть в августе 2025? Американская готика, шотландские попаданцы, русские чудеса
А также Чужие против андроидов и корейские ангелы в полосочку.

Сериалы

«Левиафан»: неправильное аниме по самому анимешному стимпанку
Почему самая точная экранизация книги про летающих китов вряд ли станет хитом.

Сериалы

Как «Лазарь» Синъитиро Ватанабэ отражает эмоциональную боль нашей эпохи
Аниме меняется вместе с миром, и «Лазарь» — яркий тому пример.
Показать ещё