Далёкое будущее. После мировой войны и апокалипсиса человечество перешло на кочевой образ жизни. Теперь бескрайние пустоши бороздят огромные города на колёсах и гусеницах, охотясь друг на друга ради ресурсов. Самый большой и страшный хищник — Лондон.
Девушка Эстер хочет попасть на борт Лондона, чтобы отомстить его главному инженеру Валентайну. Сам инженер тем временем строит тайные планы. А простой лондонский архивариус Том понятия не имеет обо всех этих интригах — но вот-вот влипнет в них по самые уши.
Mortal Engines
Жанр: стимпанк, постапокалипсис, подростковая фантастика
Режиссёр: Кристиан Риверс
В ролях: Хера Хильмар, Роберт Шиэн, Хьюго Уивинг
Премьера в России: 6 декабря 2018
Похоже на: «Город Эмбер» (2008), «Золотой компас» (2007)
Я давно мечтал увидеть новый стимпанк-блокбастер. Чтобы шестерни лязгали, трубы чадили, механики с закопчёнными лицами орудовали рычагами, сверкая толстыми очками, а безумные учёные хохотали на фоне своих тесла-пушек, готовясь разжечь мировую войну. Подобного много в играх и аниме, но исчезающе мало в кино. Крупные голливудские фильмы в таком стиле выходят пару раз в десятилетие и почти всегда проваливаются. А уж чтобы эту эстетику воплотили с размахом и от души — такие случаи можно пересчитать по пальцам.
«Хроники хищных городов», казалось, не располагали к тому, чтобы это исправить. Это экранизация подростковой антиутопии (как уже надоел этот жанр!), и действие происходит пусть и в Лондоне, но не в условном XIX веке, а в далёком постапокалиптическом будущем. И хотя продюсером и сценаристом фильма был сам папа-хоббит Питер Джексон, на съёмочной площадке командовал дебютант, ранее делавший для Джексона спецэффекты. В общем, ожидания от фильма были скромными.
Тем приятнее, что «Хищные города» оказались именно настоящим стимпанк-блокбастером, снятым с размахом и от души. Жаль только, что это шикарное воплощение досталось истории, которая его не заслужила.
О книге
Филип Рив «Смертные машины»: книга, по которой сняли «Хроники хищных городов»
Не зря Голливуд взялся за перенос книги на экран. Ведь основное достоинство романа — экзотическое место действия и колоритный антураж.
Мир гигантских машин впечатляет
Если вы, как и я, соскучились по гигантским машинам, боевым дирижаблям и сложным механизмам, управляемым чокнутыми инженерами, «Хищные города» станут вам бальзамом на душу. Помимо городов-танков из названия, тут есть и исполинский паук-шагоход, как в «Диком диком западе», и вездеход-многоножка, и боевой автоматон, похожий на чудище Франкенштейна, и тесла-пушка, и непременный парящий в небесах город, на котором только надписи «Лапута» не хватает.
Что особенно радует, впервые за долгое время всю эту технику не просто показали, но и устроили на ней погони и сражения. Начальная сцена, в которой Лондон загоняет добычу, и эпизод с ночными охотниками заставляют вспомнить «Дорогу ярости». А финальная воздушная битва на вычурных летательных аппаратах — это натуральные «Звёздные войны», только в роли Звезды смерти — всё тот же Лондон. Будь весь фильм снят так, как эти сцены, цены б ему не было.
Правда, выдержать эстетику до конца создателям не удалось. Машины выглядят впечатляюще, но всё-таки игрушечно. Ими можно любоваться, но поверить в них невозможно — не вызывают они чувства тяжести и реальности.
Но главная проблема — целостный образ ржавого ретро-мира то и дело рушат неуместные детали. То в Лондоне мелькнут футуристические такси, то на экран ввалится бунтарка в тёмных очках, будто вылезшая из «Матрицы», то «силы добра» окажутся представлены фэнтезийными азиатами… Только-только мир начал затягивать, и вдруг в нём появляются такие вот прорехи. Нам не дают забыть: вам тут не старая добрая Англия, а подростковая антиутопия, где люди одеваются как странные косплееры.
Но это не та история, за которой интересно следить
Питер Джексон и его верная команда из Фрэн Уолш и Филиппы Бойенс в этом фильме были сценаристами. И надо отдать им должное: их сценарий близок к книге, но не следует ей слово в слово. История не оригинальна, но стройна и понятна, а цели и мотивы большинства персонажей прозрачны. У злодея есть причины для злодейства, а у героев — причины ему помешать. Странные правила мира мало влияют на сюжет, их не нужно запоминать — можно пропускать мимо ушей разговоры о «муниципальном дарвинизме» и всё равно понимать, что происходит.
Самое удивительное, что создателям удалось неплохо раскрыть главную героиню, Эстер, пусть и таким грубым приёмом, как флешбэки о детстве. Узнав о ней всё, мы лучше понимаем, чего она хочет, почему так себя ведёт и откуда у неё эти шрамы. Именно Эстер стала настоящим протагонистом фильма. Да, как и в книге, историю мы видим глазами Тома, его много на экране, но он жалок и бесполезен. Он — доктор Ватсон при интересной Эстер-Холмсе.
Но «Города» унаследовали и главные недостатки книги Филипа Рива: это наивная сказка о борьбе добра и зла. Слава богу, здесь нет избранных Мэри-Сью и пророчеств, но невероятных совпадений и роялей в кустах хватает. И если случайные встречи с нужными персонажами можно списать на жанровую условность, то стопроцентный «бог из машины» в финале способен серьёзно подпортить впечатление от фильма. Тем более что в книге его не было — появился он именно по вине сценаристов, хотя обойтись без него было несложно.
Эстер находит ключ, который обезвреживает тесла-пушку злодея… в кулоне, который носила много лет! То ли девушка настолько нелюбопытна, что за долгие годы не додумалась заглянуть внутрь, то ли кулон волшебным образом открывался только в нужное время и в нужном месте… И то, и другое как-то глупо.
Но главное, этот поворот не нужен. Ведь чтобы использовать ключ, героям пришлось лететь в Лондон-на-колёсах и с боем пробиваться к пульту управления. А раз вы уже там — зачем вам ключ? Можно разломать вундервафлю ломом или перебить всех, кто мог бы из неё стрелять. В книге, к слову, для той же цели хватило, чтобы человек просто упал на пульт.
Сценаристам стоило бы подумать и над сценами и репликами, которые сделали бы картину запоминающейся. Конечно, эпизоды битв и погонь шикарны, но когда в промежутках между ними герои общаются, их диалоги невыразительны и полны штампов. Нет фраз, которые хотелось бы цитировать или пародировать. Персонажи передают друг другу информацию — и всё.
Среди немногих реплик, которые запоминаются, — шутки-отсылки про мир прошлого. На «статуях американских богов» и обсуждении довоенной еды, которую «делали на совесть, не то что сейчас», фильм вновь оживает. А должен был — на ключевых моментах, на столкновениях героев со злодеями, на финальном откровении. Когда Эстер и компания оказались лицом к лицу с врагом, я невольно начал сам придумывать крутые реплики, жесты, подколки, которыми они могли бы обменяться. Любая из них была бы лучше, чем «Признай, всё кончено!».
«Хроники хищных городов» честно пытались сломать проклятие стимпанка в кино, но не смогли. Они зрелищны, по-своему очаровательны, и их непременно стоит посмотреть таким, как я, любителям ретрофутуризма и невозможной гигантской техники. Но чтобы стать чем-то большим, им не хватает индивидуальности, цельности и смелости.
К сожалению, «Города» уже не нравятся критикам и почти наверняка не окупятся в прокате, погубив потенциально интересную франшизу, а может, и сам жанр. Как ни странно, фильм стоит посмотреть ещё и поэтому. Следующий стимпанк-блокбастер мы, думается, увидим нескоро.
Смотрите также
Стимпанк: книги. 10 лучших и главных
Всё лучшее, что написано о дирижаблях, паровозах, леди и джентльменах.
Стимпанк: фильмы и аниме. 10 лучших и главных
Аниме Миядзаки, безумство французов, комедии американцев и забытый шедевр из Чехии.