«Судзумэ, закрывающая двери»: всё, за что мы любим и ненавидим Макото Синкая

8 мая 2023
Фото аватара
08.05.2023
376076
5 минут на чтение
Судзумэ, закрывающая двери 7

Судзумэ — обычная японская школьница 16 лет, у неё сложное прошлое и туманное будущее, и это… типичное начало любого подросткового аниме.

Но не спешите с выводами, господа гайдзины, перед вами творение повелителя облаков Макото Синкая. Даже если вам не понравится банальный сюжет о спасении любимого параллельно со спасением мира, вы будете очарованы нечеловечески красивыми пейзажами или милым, хоть и немного инфернальным котиком. Но главное, что в очередной раз удалось Синкаю, — деликатно и трогательно показать глубоко личные переживания и трагедию целого поколения японцев.

Suzume no tojimari

Жанр: фэнтези, магический реализм
Режиссёр: Макото Синкай
В ролях: облака, вода, блики и поезда
Сэйю: Нанока Хара, Хокуто Мацумура, Эри Фукацу, Кана Ханадзава
Премьерный показ: 11 ноября 2022 года (Япония), 2023 (разные даты) — мировая премьера
Продолжительность: 121 минута
Похоже на: «Ловцы забытых голосов», «Твоё имя», «Дитя погоды»

Синкая заслуженно называют одним из самых талантливых и влиятельных авторов аниме наших дней. Он пришёл в анимацию уже в конце 1990-х, и за почти 25 лет выработал собственный стиль, узнаваемый так же безошибочно, как логотип Coca-Cola. Если смотреть все его полнометражные и короткометражные работы подряд, может показаться, что вы смотрите один длинный и красивый мультфильм. Популярны теории, что всё это части одной вселенной, «синкайверса». Макото-сан и сам косвенно подтвердил это парой перекрёстных отсылок — так, в аниме «Дитя погоды» (2019) можно заметить камео героев «Твоего имени» (2016).

«Судзумэ, закрывающая двери» гармонично встраивается в этот ряд. Первые кадры даже могут ввести в заблуждение: море, провинциальный японский городок, темноволосая школьница едет по склону на велосипеде — мы точно не «Твоё имя» смотрим? Вероятно, это намеренный приём, при помощи которого Синкай приветствует преданных зрителей. Это может быть и обманным манёвром — вы ждали самоповторов, а я вам тут настоящее фэнтези с магией и проклятиями подготовил! К сожалению или к счастью, совсем без самоповторов тут не обошлось.

Судзумэ, закрывающая двери

Изначально режиссёр хотел сделать «Судзумэ» дорожным приключением двух девушек, но не позволили продюсеры — целевая аудитория ждала привычное кино про любовь героини к юноше. Однако Синкаю уже явно наскучили сюжеты о расстоянии между влюблёнными и безответных чувствах. Он женат и счастлив в браке, и душераздирающие истории о разлуках не близки его сердцу, как раньше. Возможно, именно поэтому любовная линия выглядит жутко деревянной — прямо как колченогий стул, в который превращён один из главных героев, загадочный парень Сота.

Судзумэ встретила Соту по дороге в школу и моментально попала под влияние его мужских чар — длинных волос, томного взгляда, неясных мотивов. Она не раздумывая бросилась вслед за ним и оказалась в эпицентре опаснейших событий. В заброшенных местах по всей Японии открываются порталы-двери, через которые в наш мир прорывается зло. Зло вызывает землетрясения, и чтобы их предотвратить, Сота закрывает порталы волшебным ключом. Цепочка событий приводит к тому, что бедняга оказывается заперт в детском стульчике, который остался Судзумэ в память о погибшей матери. Теперь девушка должна не только позаботиться об оставшихся дверях, разбросанных по всей Японии, но и найти способ расколдовать возлюбленного. А ещё во всём этом будет замешан говорящий белый кот.

Волшебные элементы ощущаются как настоящее приключение, но поданы они довольно туманно. Тут никто не объяснит вам, почему в принципе всё это происходит (сразу видно, что Синкай с юности очень любит «Евангелион»).

Судзумэ, закрывающая двери 1

Синкай был глубоко шокирован землетрясением 2011 года на острове Хонсю. Начиная с «Ловцов забытых голосов» (2011), эта тема в том или ином виде присутствовала почти в каждой работе режиссёра. Даже знаменитый фотореализм служил той же цели — Синкай боялся, что следующее землетрясение может уничтожить дорогие ему места, и пытался сохранить их хотя бы на экране.

Здесь трагичные события прошлого впервые упоминаются напрямую. Во время катастрофы на Хонсю погибла мать Судзумэ, и режиссёр даже точно называет роковую дату — 11 марта. В отличие от натянутой, поверхностной и пресной истории любви, линия потери, страха и одиночества перед лицом ужасной катастрофы вышла вполне достойной. Немногочисленные моменты, когда во время просмотра начинает нешуточно щемить в груди и щипать в глазах, — это флешбэки в детство Судзумэ и связанные с ними события.

Финалом своего нового фильма Синкай, кажется, завершает и эту тему, будто закрывая очередную волшебную дверь. В его личной вселенной можно предотвращать несчастья магией, но в настоящем мире сделать это, к сожалению, не получится. Режиссёр принимает несправедливую реальность с терапевтическим оптимизмом — за дождём следует радуга, за травмой должно последовать исцеление.

Судзумэ, закрывающая двери 2

Если составить «Синкай-бинго» — список любимых образов режиссёра, которые регулярно появляются в его аниме, — то галочку можно будет ставить почти у каждого пункта. Уход из дома и сепарация? Есть. Уездные городишки и огромный сверкающий Токио на контрасте? Имеется. Поезда? Конечно, есть, да не какие-то там допотопные колымаги, а новенькие синкансэны. Красивая еда? Ставим галочку. Котики? Даже два. Время и его причудливое течение? Присутствует. Синтоизм и легенды? В полном объёме. Таймлапсы, блики, облака, капли, кинематографичные пролёты камеры — да, да и ещё раз да. Любители фирменного почерка режиссёра будут полностью удовлетворены.

А вот те, кто уже подустал от красивых, но всё же однообразных картинок, вряд ли останутся довольны. К тому же периодически складывается впечатление, что фильму чуть-чуть не хватило бюджета или времени. Отрисовка персонажей порой проседает в детализации, и результат смутно напоминает ранние работы Синкая. Да и знаменитые красивущие фоны уже не так часто захватывают дух.

Судзумэ, закрывающая двери 3

В несомненные плюсы «Судзумэ» стоит записать особую душевность, с которой режиссёр, как и многие его коллеги, изображает будничную жизнь людей и красоты Японии. На этот раз герои становятся участниками дорожного приключения, по пути выхватывая пейзажи, напоминающие фото из туристических буклетов. Да, Синкай — истинный амбассадор своей страны. После просмотра хочется рвануть туда немедленно, чтобы спеть в караоке вместе с веселыми японскими старичками и распробовать роскошную местную кухню. На своём пути Судзумэ встречает многих людей, и все они разные, но все добрые, душевные и готовы предложить помощь.

Путь героини начался с её родной префектуры Миядзаки, и эта отсылка к великому мэтру анимации, намеренная или нет, стала тут далеко не единственной. С экрана проговаривается, что кот здесь — в точности как из «Шёпота сердца» (получается, фильмы студии Ghibli существуют в синкайверсе!), Сота выглядит как вылитый Хаул после смены имиджа, Судзумэ в одной из сцен моет ванну, как Тихиро, и список этот можно продолжать. Ощущение, что Синкай устал от сравнений с Хаяо Миядзаки (которые ему никогда не нравились) и теперь намеренно провоцирует зрителей. В «Судзумэ» чувствуется и атмосфера творений Мамору Хосоды, с которым тоже нередко сопоставляли Синкая, но в этом случае обошлось без прямых отсылок.

Судзумэ, закрывающая двери 4

Синкай вновь использовал свои любимые идеи и обозначил привычные мотивы. Становится всё очевиднее, что режиссёру наскучили типичные грустные истории любви, да и на тему природных катастроф он, кажется, уже сказал всё, что хотел. Его новый фильм определённо стоит просмотра — сказочный, временами ослепительно красивый, временами пронзительный и душевный, и от начала до конца человечный и трогательный.

Несколько сумбурный сюжет и любовная линия «для галочки» могут расстроить тех, кто ждал уровня «Твоего имени», но это всё ещё Синкай. Он ищет новые поводы рисовать облака направления в творчестве, и это, пожалуй, хорошая новость. Пускай даже для того, чтобы закрыть пару старых тропов, нужно снять целый фильм.

Судзумэ, закрывающая двери 5

Читайте также

Статьи

Челси Абдула «Вор звёздной пыли». В поисках волшебной лампы
0
30449
Челси Абдула «Вор звёздной пыли». В поисках волшебной лампы

Жестокая арабская сказка

Художник Андрей Васильченко: 8
0
78971
Художник Андрей Васильченко: тёмное фэнтези, светлые эльфийки и храбрые воины

Художник из Великого Новгорода — о пути в профессию, любви к тёмному фэнтези и условности в выдуманных мирах

Черновик 1079
0
127343
Звоним «Охотникам за привидениями» в 131 выпуске «Фантастического подкаста»

Кого вы будете сегодня слушать?

Читаем книгу: Майкл Флетчер — Правда зеркала 1
0
79065
Читаем книгу: Майкл Флетчер — Правда зеркала

Отрывок, в котором Бедект сбегает из Послесмертия.

Что такое формула Дрейка. Теория вероятностей о внеземных цивилизациях 9
0
111158
Что такое формула Дрейка. Теория вероятностей о внеземных цивилизациях

Есть ли хоть крупица жизни в бесконечном множестве миров

Девин Мэдсон «Мы потребуем крови»
0
128704
Девин Мэдсон «Мы потребуем крови»

Городское фэнтези в корейском антураже

Читаем комикс: «Доктор Монстр» 10
0
156174
Читаем комикс: «Доктор Монстр»
«Бессмертный. Сказки Старой Руси»: Первые впечатления 6
0
157491
«Бессмертный. Сказки Старой Руси»: Первые впечатления

Ранний доступ

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: