David Bowie — Blackstar. В вечность под аккомпанемент саксофона

15 февраля 2016
Артём Уроев
15.02.2016
4083
2 минуты на чтение
David Bowie Blackstar
Дэвид Боуи
David Bowie Blackstar

Стиль: арт-рок, экспериментальный джаз
Издатель: ISO Records, 2016
Страна: Англия
Число треков: 7
Сайт: davidbowie.com

Непросто писать о прощальном альбоме культового артиста, не скатываясь в пафос и подведение итогов творчества. Но Blackstar — другое дело. На нём Дэвид Боуи, ушедший от нас через два дня после релиза пластинки, смог показать, что творческая энергия в нём не угасала до последней минуты. Боуи в своём финальном альбоме черпал вдохновение из последних работ Кендрика Ламара, а музыкантов для записи буквально выдернул из джазового бара в Вест-Виллидж. Он имел полное право отдать альбом на откуп именитым продюсерам, но вместо этого, как подобает истинному демиургу, сконструировал его сам.

Послушать альбом

В музыкальном плане Blackstar так же многолик, как и сам Дэвид со своими бесчисленными аватарами. Кое-что он «подглядел» у Ламара — например, способ экспериментировать, не рискуя выйти за рамки заданной фабулы. Blackstar, несмотря на заигрывание с авангардным джазом и электроникой, остаётся рокпластинкой. Даже когда ударные неожиданно срываются на брейккор на Sue (Or In a Season of Crime), это не звучит чужеродно. Но главная находка альбома — саксофон. То тоскливый и мрачный, то назойливый, как рой пчёл, он идеально вписывается в огромный диапазон настроений Дэвида Боуи.

В текстовом отношении Blackstar не менее многогранен, чем в музыкальном. Например, текст Girl Loves Me — это причудливая смесь надсата из «Заводного апельсина» и сленга полари. Но, чтобы понять пластинку, одного анализа лирики недостаточно. Произведения Дэвида всегда были чем-то большим, чем просто музыка. Чтобы разобраться во всех смыслах этого альбома, нужно внимательно посмотреть леденящие кровь видеоклипы на синглы с него. В Blackstar женщины создают культ вокруг черепа астронавта. Люди обожествляют то, чего не понимают, и даже бесполезный иссохший труп космического путешественника становится для них чем-то сакральным. А клип на песню Lazarus вообще оказался пророческим и в контексте кончины Боуи выглядит по-настоящему жутко. Люди тянутся к больному слепому пророку словно к идолу, будто не замечая, что он лежит на больничной койке. Они ждут от него ответа, но откуда слепцу знать, куда им идти? «Я буду свободным, как эта синяя птица», — вот и всё, чего хочет умирающий пророк. Освободиться от оков, сбросить с себя груз человеческого, обрести покой.

В Blackstar присутствует какая-то особая метафизическая мощь даже в отрыве от его контекста. Но когда ты знаешь, что через два дня после выхода пластинки Дэвид умер, и слышишь строки «Я умираю, чтобы запутать и одурачить их снова» из Dollar Days, по спине пробегают мурашки. Он знал, он всё знал заранее, он не мог не знать. И он не собирался быть понятым. Ведь, по правде говоря, Дэвид никогда не верил в человечество. Боуи как артист посвятил себя не людям, а искусству. Blackstar — это прежде всего диалог Дэвида с вечностью, а мы — лишь случайные свидетели, обречённые на блуждание в лабиринтах, которые построил этот безумный трикстер.

Итог: Blackstar — поразительный альбом, без всяких скидок на желание отдать дань уважения почившему гению. Дэвид уходит в вечность под аккомпанемент саксофона и космической электроники, с едкой усмешкой на лице, и сложно представить себе более достойное завершение его пути.

Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.

Читайте также

Статьи

«Невероятные приключения ДжоДжо»: мемы и отсылки 25
0
43072
«Невероятные приключения ДжоДжо»: мемы и отсылки

Как получилось, что о франшизе постоянно шутят, а ссылаться на неё считается хорошим тоном.

Настольная игра «Гарри Поттер. Битва за Хогвартс» 5
0
47404
Настольная игра «Гарри Поттер. Битва за Хогвартс»

Кооперативная колодостроительная игра от «Лавки Игр» согреет душу поклонникам мальчика, который выжил.

Боги уничтожают мир: 10 книг эсхатологической фантастики 9
0
101639
Михаил Харит «Рыбари и виноградари. Книга II. В начале перемен»: магический реализм про несбывшийся Апокалипсис 

Если целью автора было подвигнуть читателя к размышлениям о жизни, вере и Боге, восприятие выходит совсем на иной уровень. 

1
0
148962
Обзор Returnal: пять биомов ада

Молитесь, чтобы игра не вылетела!

Ацтеки: мифология, государство и хрустальные черепа
0
149678
Ацтеки: государство, мифология, образ жизни и хрустальные черепа

Почему в Теночтитлане рабу надо было наступить на дерьмо, как пили кактусовый самогон и правда ли там были какие-то хрустальные черепа.

«Тревожный звонок»: удивительный сериал, состоящих из одних голосов 1
0
194123
«Тревожный звонок»: удивительный сериал, состоящих из одних голосов

Разговорный сериал о квантовых ужасах, поданный в виде телефонной беседы. 

Алексей Иванов «Тени тевтонов»: реальная история и дьявольские происки
0
216233
Алексей Иванов «Тени тевтонов»: реальная история и дьявольские происки

Мистический боевик, в котором две исторические эпохи сходятся воедино.

Как начиналась «Игра престолов»: ужасный пилот, замены актёров и неожиданный успех 20
0
457890
Отмечаем десятилетие «Игры престолов» в 23-м выпуске Фантастического подкаста

Главные фанаты «Песни льда и пламени» в редакции празднуют юбилей культового фэнтези-сериала.

Спецпроекты

Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: