David Bowie — Blackstar. В вечность под аккомпанемент саксофона

15 февраля 2016
Артём Уроев
15.02.2016
3424
2 минуты на чтение
David Bowie Blackstar
Дэвид Боуи
David Bowie Blackstar

Стиль: арт-рок, экспериментальный джаз
Издатель: ISO Records, 2016
Страна: Англия
Число треков: 7
Сайт: davidbowie.com

Непросто писать о прощальном альбоме культового артиста, не скатываясь в пафос и подведение итогов творчества. Но Blackstar — другое дело. На нём Дэвид Боуи, ушедший от нас через два дня после релиза пластинки, смог показать, что творческая энергия в нём не угасала до последней минуты. Боуи в своём финальном альбоме черпал вдохновение из последних работ Кендрика Ламара, а музыкантов для записи буквально выдернул из джазового бара в Вест-Виллидж. Он имел полное право отдать альбом на откуп именитым продюсерам, но вместо этого, как подобает истинному демиургу, сконструировал его сам.

Послушать альбом

В музыкальном плане Blackstar так же многолик, как и сам Дэвид со своими бесчисленными аватарами. Кое-что он «подглядел» у Ламара — например, способ экспериментировать, не рискуя выйти за рамки заданной фабулы. Blackstar, несмотря на заигрывание с авангардным джазом и электроникой, остаётся рокпластинкой. Даже когда ударные неожиданно срываются на брейккор на Sue (Or In a Season of Crime), это не звучит чужеродно. Но главная находка альбома — саксофон. То тоскливый и мрачный, то назойливый, как рой пчёл, он идеально вписывается в огромный диапазон настроений Дэвида Боуи.

В текстовом отношении Blackstar не менее многогранен, чем в музыкальном. Например, текст Girl Loves Me — это причудливая смесь надсата из «Заводного апельсина» и сленга полари. Но, чтобы понять пластинку, одного анализа лирики недостаточно. Произведения Дэвида всегда были чем-то большим, чем просто музыка. Чтобы разобраться во всех смыслах этого альбома, нужно внимательно посмотреть леденящие кровь видеоклипы на синглы с него. В Blackstar женщины создают культ вокруг черепа астронавта. Люди обожествляют то, чего не понимают, и даже бесполезный иссохший труп космического путешественника становится для них чем-то сакральным. А клип на песню Lazarus вообще оказался пророческим и в контексте кончины Боуи выглядит по-настоящему жутко. Люди тянутся к больному слепому пророку словно к идолу, будто не замечая, что он лежит на больничной койке. Они ждут от него ответа, но откуда слепцу знать, куда им идти? «Я буду свободным, как эта синяя птица», — вот и всё, чего хочет умирающий пророк. Освободиться от оков, сбросить с себя груз человеческого, обрести покой.

В Blackstar присутствует какая-то особая метафизическая мощь даже в отрыве от его контекста. Но когда ты знаешь, что через два дня после выхода пластинки Дэвид умер, и слышишь строки «Я умираю, чтобы запутать и одурачить их снова» из Dollar Days, по спине пробегают мурашки. Он знал, он всё знал заранее, он не мог не знать. И он не собирался быть понятым. Ведь, по правде говоря, Дэвид никогда не верил в человечество. Боуи как артист посвятил себя не людям, а искусству. Blackstar — это прежде всего диалог Дэвида с вечностью, а мы — лишь случайные свидетели, обречённые на блуждание в лабиринтах, которые построил этот безумный трикстер.

Итог: Blackstar — поразительный альбом, без всяких скидок на желание отдать дань уважения почившему гению. Дэвид уходит в вечность под аккомпанемент саксофона и космической электроники, с едкой усмешкой на лице, и сложно представить себе более достойное завершение его пути.

Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.

Читайте также

Статьи

Читаем книгу Гильермо Дель Торо и Чака Хогана «Незримые»
0
30193
Читаем книгу Гильермо Дель Торо и Чака Хогана «Незримые»

В отрывке молодой спецагент ФБР прибывает в глухую чащу, где произошло ещё одно убийство. Жертву линчевали, и похоже, в деле замешана мистическая подоплёка.

Как Зак Снайдер потерял, а потом вернул «Лигу справедливости»
0
38012
Снайдеркат: Как Зак Снайдер потерял, а потом вернул «Лигу справедливости»

«Никто не хотел признавать, какое это жуткое говно», — так сейчас говорят о версии Джосса Уидона. 

Гильермо Дель Торо, Чак Хоган «Незримые»
0
44380
Гильермо Дель Торо, Чак Хоган «Незримые»

Мистический триллер с массовыми убийствами, потусторонними сущностями и Джоном Ди.

Видео: обзор настольной игры «Погоня за Авророй»
0
108107
Видео: обзор настольной игры «Погоня за Авророй»

Вы можете поучаствовать в конкурсе и выиграть эту настолку!

Читаем книгу «Хидео Кодзима. Гены гения»
0
139166
Читаем книгу «Хидео Кодзима. Гены гения»

Два эссе, в которых геймдизайнер вспоминает повлиявших на него двух писателей: Кобо Абэ и Роберта Брауна Паркера.

Роман Файницкий «Забвение»
0
385571
Роман Файницкий «Забвение»

Главный герой вместе с девушкой-фотографом Мартой уже какое-то время живёт в доме на отшибе. Вокруг — ни души, идиллию нарушают лишь мощные ураганы, которые налетают каждые несколько дней.

Дерек Кюнскен «Квантовый волшебник»
0
194878
Дерек Кюнскен «Квантовый волшебник»

«Одиннадцать друзей Оушена» в космосе.

Космическая фантастика о ближайшем будущем 2
0
258480
Пять романов в жанре фантастики ближнего прицела

Детективный триллер, «робинзонада» и даже абсурдная антиутопия.

Спецпроекты

Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: