David Bowie — Blackstar. В вечность под аккомпанемент саксофона

15 февраля 2016
Артём Уроев
15.02.2016
2433
2 минуты на чтение
David Bowie Blackstar
Дэвид Боуи
David Bowie Blackstar

Стиль: арт-рок, экспериментальный джаз
Издатель: ISO Records, 2016
Страна: Англия
Число треков: 7
Сайт: davidbowie.com

Непросто писать о прощальном альбоме культового артиста, не скатываясь в пафос и подведение итогов творчества. Но Blackstar — другое дело. На нём Дэвид Боуи, ушедший от нас через два дня после релиза пластинки, смог показать, что творческая энергия в нём не угасала до последней минуты. Боуи в своём финальном альбоме черпал вдохновение из последних работ Кендрика Ламара, а музыкантов для записи буквально выдернул из джазового бара в Вест-Виллидж. Он имел полное право отдать альбом на откуп именитым продюсерам, но вместо этого, как подобает истинному демиургу, сконструировал его сам.

Послушать альбом

В музыкальном плане Blackstar так же многолик, как и сам Дэвид со своими бесчисленными аватарами. Кое-что он «подглядел» у Ламара — например, способ экспериментировать, не рискуя выйти за рамки заданной фабулы. Blackstar, несмотря на заигрывание с авангардным джазом и электроникой, остаётся рокпластинкой. Даже когда ударные неожиданно срываются на брейккор на Sue (Or In a Season of Crime), это не звучит чужеродно. Но главная находка альбома — саксофон. То тоскливый и мрачный, то назойливый, как рой пчёл, он идеально вписывается в огромный диапазон настроений Дэвида Боуи.

В текстовом отношении Blackstar не менее многогранен, чем в музыкальном. Например, текст Girl Loves Me — это причудливая смесь надсата из «Заводного апельсина» и сленга полари. Но, чтобы понять пластинку, одного анализа лирики недостаточно. Произведения Дэвида всегда были чем-то большим, чем просто музыка. Чтобы разобраться во всех смыслах этого альбома, нужно внимательно посмотреть леденящие кровь видеоклипы на синглы с него. В Blackstar женщины создают культ вокруг черепа астронавта. Люди обожествляют то, чего не понимают, и даже бесполезный иссохший труп космического путешественника становится для них чем-то сакральным. А клип на песню Lazarus вообще оказался пророческим и в контексте кончины Боуи выглядит по-настоящему жутко. Люди тянутся к больному слепому пророку словно к идолу, будто не замечая, что он лежит на больничной койке. Они ждут от него ответа, но откуда слепцу знать, куда им идти? «Я буду свободным, как эта синяя птица», — вот и всё, чего хочет умирающий пророк. Освободиться от оков, сбросить с себя груз человеческого, обрести покой.

В Blackstar присутствует какая-то особая метафизическая мощь даже в отрыве от его контекста. Но когда ты знаешь, что через два дня после выхода пластинки Дэвид умер, и слышишь строки «Я умираю, чтобы запутать и одурачить их снова» из Dollar Days, по спине пробегают мурашки. Он знал, он всё знал заранее, он не мог не знать. И он не собирался быть понятым. Ведь, по правде говоря, Дэвид никогда не верил в человечество. Боуи как артист посвятил себя не людям, а искусству. Blackstar — это прежде всего диалог Дэвида с вечностью, а мы — лишь случайные свидетели, обречённые на блуждание в лабиринтах, которые построил этот безумный трикстер.

Итог: Blackstar — поразительный альбом, без всяких скидок на желание отдать дань уважения почившему гению. Дэвид уходит в вечность под аккомпанемент саксофона и космической электроники, с едкой усмешкой на лице, и сложно представить себе более достойное завершение его пути.

Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.

Читайте также

Статьи

1
0
14708
«Жихарь — это я». Вспоминаем Михаила Успенского

Фантаст и сатирик, которого прославила трилогия весёлого славянского фэнтези о богатыре Жихаре, но который написал намного больше разного.

Читаем книгу Марлус Морсхёйс «Тени Радовара»
0
24208
Читаем книгу Марлус Морсхёйс «Тени Радовара»

Фантастическая антиутопия за авторством нидерландской писательницы.

Денис Приёмышев «Сказки на долгую ночь» (первая часть)
0
82219
Денис Приёмышев «Сказки на долгую ночь» (первая часть)

Близится зима, а без сказки эту холодную тёмную пору никак не прожить. И Мелли отправляется в путь в поисках того, кто поведает ей эту сказку… Поведает не по своей воле.

Охота на сокровища астероидов: золотая лихорадка будущего 9
0
83336
Охота на сокровища астероидов: золотая лихорадка будущего

Астероиды — бесполезные каменюки? Как бы не так! Ресурсы одного только астероида Психея оценивают в 10 квинтиллионов долларов, — в сто тысяч раз больше всемирного ВВП!

Свежие и оригинальные книги в жанре альтернативной истории 6
0
94378
Недавняя фантастика в жанре альтернативной истории

Ким Стэнли Робинсон — «Годы риса и соли» Автор «Красного Марса» и «Нью-Йорка 2140» еще в 2002 году выпустил роман, отправной точкой которого становится эпидемия чумы в Средние века. Робинсон […]

Чарльз Стросс «Аччелерандо»: мир победившей сингулярности
0
97522
Чарльз Стросс «Аччелерандо»: мир победившей сингулярности

Относительно оптимистичная научная фантастика для технарей.

Комикс: самый-самый последний джедай
0
135156
Комикс: самый-самый последний джедай

«Ибо двенадцать более сильное число, чем девять!».

Видео: интервью с писателем-фантастом Аластером Рейнольдсом
0
337160
Видео: интервью с писателем-фантастом Аластером Рейнольдсом

Редакторы «Мира фантастики» и писательница Наталия Осояну беседуют со знаменитым автором космооперы «Пространство Откровения» и цикла «Мстительница».

Спецпроекты

Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: