Обзор Split Fiction. Киберпанк и драконы — вместе против нейросетей

4516
6 минут на чтение
После It Takes Two, которой многие (и мы!) с лёгким сердцем вручили в 2021 году титул «Игры года», казалось, что лучший кооперативный опыт уже получен и сделать круче, ярче и увлекательнее невозможно. Но Split Fiction доказывает, что Юсеф Фарес и его студия Hazelight лишь разогревались, чтобы бросить нам настоящую кооперативную бомбу.
Для начала познакомимся с нашими главными героинями, начинающими писательницами — Зои Фостер и Мио Хадсон. Мио — циничная и дерзкая поклонница научной фантастики, особенно мрачных киберпанковых антиутопий. Зои — мечтательная девушка-феечка, она без ума от фэнтезийных сказок про драконов, рыцарей, ожившие деревья и борьбу добра со злом. Они обе записываются на тестирование некой Машины корпорации Rader, которая сулит безоблачный старт их литературной карьере. Машина позволяет авторам попасть в собственные миры, прожить придуманные ими приключения и воплотить свои идеи в правдоподобной виртуальной симуляции.
На беду, почти сразу выясняется, что злая корпорация погружает авторов в симулятор не ради искусства, а чтобы выкачать их идеи для создания ИИ-творений. К тому же Мио из-за инцидента попадает в испытательный пузырь Зои. Теперь им, таким непохожим, придётся вдвоём выпить до дна безумный коктейль своих фантазий, чтобы вырваться из плена, наказать злодея с его плагиат-машиной и доказать, что человеческий разум и творчество куда лучше бездушных корпораций. Такой вот метакомментарий Юсефа Фареса о генеративных ИИ, которые грозят лишить людей творческих профессий работы.
Как и It Takes Two, поначалу Split Fiction выглядит как комедия положений. Героини то и дело собачатся друг с другом и отвешивают колкости, каждая из них неохотно принимает помощь сестрёнки по несчастью. Мио вечно злится, ноет и бухтит, а Зои неловко отшучивается. Но, по всем канонам бадди-муви, пережив череду испытаний, они учатся доверию и взаимоподдержке и постепенно становятся лучшими подругами. Основная часть игры, как и It Takes Two, посвящена отношениям героинь, но Split Fiction добавляет в коктейль мощные личные драмы, которые и заставили героинь записаться на тестирование. Так что у напускной весёлости Зои оказываются не менее душераздирающие причины, чем у отстранённости и гнева Мио. Впрочем, история в Split Fiction хоть и работает, главное здесь, конечно же, не она.
Идея попеременного погружения в мир научной фантастики и фэнтези оказалась беспроигрышной: она оправдывает любое безумие, которое творится на экране. Развязав себе руки, разработчики снова взялись за создание разнообразного по содержанию и форме кооперативного приключения. И однозначно преуспели. Игра нашпигована до отказа бесконечными отсылками к нашим любимым фильмам, книгам и видеоиграм. Кажется, ещё никто не смешивал в одном произведении «Звёздные войны», «Трон» и «Бегущего по лезвию» с «Принцем Персии», The Legend of Zelda: Breath of the Wild, «Дюной» и «Властелином колец». 
Каждая из сюжетных глав объединена сквозной мини-историей, музыкальной темой, декорациями и основными механиками. Но все они меркнут на фоне побочных миссий. Только в Split Fiction из киберпанк-нуара можно нырнуть в жуткий кошмар сладкоежки, аллегорически-натуралистичным (не спрашивайте!) способом поучаствовать в приготовлении хот-догов и очутиться на страницах нарисованного карандашом фэнтези-комикса, который придумывают на ходу, стирая черновики ластиком.
Split Fiction — это качественный, удобный в управлении и умеренно креативный 3D-платформер. И примерно треть времени вам с напарником придётся прыгать по уступам, нажимать рычаги и дёргать кнопки, лихо катиться с горок и сигать через пропасти и ловушки при помощи крюка-кошки. Набор умений героинь: двойной прыжок, рывок, спринт и бег по стенам. Реализовано всё гладко, с учётом даже не самых прямых рук у игрока, с милосердно расставленными чекпойнтами и возможностью возродиться под боком у более живучего напарника. Уже за это игру можно похвалить, особенно если забыть на минутку об It Takes Two и сделать поправку на постоянно меняющиеся декорации. 
Но прелесть Split Fiction в том, что базовый геймплей она разбавляет новыми механиками, окружением и ситуациями. Если в It Takes Two скрывалось пятнадцать игр в одной, то здесь их число можно легко умножать на десять. 
Вот вы с напарником, разделённые экраном, управляете двумя киберниндзя, которые расправляются с логическими загадками и роботами при помощи катаны и энергетического хлыста. А вот уже катите на байке по шоссе, и пока один рулит двухколёсным монстром, второй проходит капчу (!), чтобы остановить процесс самоуничтожения. Ещё миг — и вы две свиньи, которые сбегают из хлева при помощи раздвижных ходуль и, пардон, радужного пука. Смена мизансцен — и вы, как в Contra, отстреливаетесь от врагов в двухмерной перспективе. Или бегаете по полу и потолку, открывая коллеге пути со своей стороны. Или сражаетесь с огромным боссом, у которого запрятаны две-три хитроумные фазы и формы. 
За двенадцать часов, что уходят на прохождение Split Fiction, успеваешь побывать гориллой, танцующей под зажигательные ритмы, матерью дракона, которого растишь буквально из яйца, сноубордистом-трюкачом на бесконечном склоне, наездником на песчаной акуле и даже частью машины для игры в пинбол. Причём, наблюдая за напарником, хочется побыть в его шкуре — ведь способности у Мио и Зои порой такие разные и необычные, что игру сразу же мечтаешь пройти второй раз за другого персонажа.
Это удивительно, но в Split Fiction каждая мини-игра, даже если она появляется буквально разок на три минуты, отшлифована до блеска, вписана в общий контекст и не создаёт ощущения чужеродности или фальши. Нет ни одного откровенно затянутого эпизода, интуитивно непонятного пазла или переусложнённого сражения. Split Fiction с первых мгновений лишь набирает темп, и на немой вопрос: «Да когда же у авторов кончится креатив и они выдохнутся?» на финальных титрах возникает восхищённый ответ: «Никогда». 
В последней главе и вовсе такой заряд научно-фантастической и фэнтезийной фантасмагории, что им подавились бы от зависти некоторые многочасовые ААА-блокбастеры. А заодно Split Fiction заставила бы краснеть Ratchet & Clank: Rift Apart от скорости смены декораций — без подзагрузок и пауз.
Для игры, созданной на Unreal Engine 5 в 2025 году, Split Fiction с её блокбастерным размахом и калейдоскопом миров, которые сменяют друг друга с кажущейся лёгкостью, демонстрирует прекрасную стабильность. Игра отстукивает бодрые 60 кадров в секунду как часы, безо всяких компромиссов и костылей в виде DLSS на компьютере пятилетней свежести апгрейдов. И это работает, что бы ни происходило на экране — пролёт драконов через пасторальное фэнтезийное королевство или эмоциональная погоня на улицах киберпанкового города со взрывами небоскрёбов. На самую детализированную и технологичную игру Split Fiction, конечно, не тянет, но при таком качестве визуала остаётся лишь пожурить других разработчиков, не умеющих работать с оптимизацией так же, как Hazelight.
Можно, конечно, выдвинуть Split Fiction какие-нибудь мелкие претензии вроде того, что в ней излишне эмоциональный сюжет, нет единого стиля, как в It Takes Two, или очень мало ситуаций, когда героини действуют независимо друг от друга и занимаются своими делами на благо общей цели. Кому-то может не понравиться, что в игре почти нет соревновательности — есть всего две-три сценки, где можно устроить поединок и доказать напарнику, что ты более опытный геймер. Отечественные игроки могут быть недовольны отсутствием локализации — правда, в первый же день на ПК появился сносный машинный перевод. 
Но всё это будут натянутые придирки. Единственный реальный минус: играть одному не получится. Обязательно нужен второй, свободный и достаточно умелый напарник. По традиции, можно как пригласить его в локальный кооператив, так и играть по Сети по Friend’s Pass с одной копии. Теперь, кстати, ещё и на любой платформе — никто не мешает играть в Steam, пока товарищ упражняется на PS5. Желающим же подружить свою маму или маленького ребёнка с видеоиграми Split Fiction всё-таки не очень подходит. Некоторые задачки требуют знания хотя бы базовых игровых механик и управления, но им игра не особенно-то учит.
Hazelight в очередной раз превзошла себя и оказалась чертовски близка к созданию идеальной кооперативной игры. Split Fiction сочетает отличную яркую картинку, непревзойдённую креативность, умело выстроенный экшен, загадки и платформинг. И, конечно же, своевременный и эмоциональный посыл: подлинные шедевры рождаются не из недр бездушных корпораций или нейросетей, а из разума страстных, живых, горящих своими идеями людей. Таких, как Зои и Мио. Таких, как сам Юсеф Фарес.

Читайте также

It Takes Two: игра-сказка про стокгольмский синдром

Евгений Пекло

12.04.2021

11814

Лучшая кооперативная головоломка со времён Portal 2.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Игры

Divinity 3, Control: Resonant и Total War по WH40K — что показали на церемонии The Game Awards 2025

Игры

Во что поиграть в декабре 2025-го и январе 2026-го?
Битемап за Росомаху, сбежавший словно из девяностых шутер про Терминатора, сюрреалистический хоррор про бессоницу, рок против фашизма и многое другое.

Игры

Обзор визуальной новеллы «Зайчик»: горько-сладкая хтонь и тоска 1990-х
Рассказываем обо всех пяти эпизодах.

Игры

Игровой топ-10: самые оригинально обоснованные воскрешения
Ты жил, ты умер, ты воскрес.

Игры

Обзор The Outer Worlds 2. Просто космос какая скука
Бездушная капиталистическая сатира на бездушный капитализм.

Игры

Обзор Dispatch. Супергерои не готовы умирать
Теперь ты — супергерой, Робби. Правда, бывший.

Игры

Sublustrum: удивительная русская стимпанк-игра, родившаяся из музыки
Музыкальный альбом, который захотел стать игрой.

Игры

Обзор Rue Valley. Клон Disco Elysium или нечто оригинальное?
Сбежать из долины за 47 минут.

Игры

Обзор ARC Raiders. Экстракшен для всех и каждого
Как игра от Embark Studios стала такой популярной — и почему именно эта игра может сделать extraction-шутеры мейнстримом.

Игры

Топ-10 персонажей игр, с которыми нельзя закрутить роман (а жаль!)
И видит геймер, да персонаж неймёт.
Показать ещё