62

Мультфильм «Люпен III: Первый» — Гитлер, самураи и авантюристы 

15 ноября 2020
15.11.2020
314765
5 минут на чтение
Мультфильм «Люпен III: Первый» — Гитлер, самураи и авантюристы  1

Послевоенные годы. На выставке, посвящённой известному французскому археологу, экспонируют его загадочный дневник, открыть который прежде не удавалось никому. По легенде, этот дневник должен привести к спрятанным сокровищам. Естественно, такая удивительная ценность привлекает внимание разных колоритных персонажей, в том числе юной и трепетной Летиции Брессон, мечтающей стать археологом, как её дедушка, а также суперталантливого вора Люпена III. Им приходится объединиться, чтобы разгадать тайну дневника, а также уберечь его от недобитых нацистов…

Lupin III: The First

Режиссёр: Такаши Ямазаки

Роли озвучивают: Канъити Курита, Тацуя Фудзивара, Судзу Хиросэ, Киёси Кобаяси

Возрастной рейтинг: 12+

Премьера: 6 декабря 2019 (Япония), 18 октября 2020 (США), ограниченный показ 29 октября и 7 ноября (Россия).

Похоже на: «Замок Калиостро» (1979), «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981)

В 2019 году умер Кадзухико Като, он же Манки Панч, один из последних «старых мангак», начинавший ещё в 1960-е. Из его огромной и разнообразной библиографии франшиза про Люпена выделяется особо. Её аниме-версия пережила шесть перезапусков (не считая современную попытку адаптировать «Люпена» для кинотеатров, но об этом чуть позже), множество OVA, ТВ-спецвыпусков, полнометражных ремейков и киноадаптаций. «Люпен III» повлиял на жанр приключенческого аниме и на многих аниме-режиссёров, мангак и художников.

Какое же место в франшизе должен занять новый фильм?

Мультфильм «Люпен III: Первый» — Гитлер, самураи и авантюристы  2

Ни в какой из своих инкарнаций «Люпен III» прежде не выходил в международный кинопрокат — хотя полнометражных фильмов по нему почти так же много, как по «Детективу Конану». Это странно, ведь источники вдохновения оригинального «Люпена III» — в традиционных фильмах о преступных гениях, от древних и наивных «Вампиров» и до спагетти-вестернов, как раз набиравших популярность в 1960-е. Единственным фильмом серии, получившим хоть какое-то распространение за пределами Японии, стал «Люпен III: Замок Калиостро», снятый Хаяо Миядзаки. И даже у него не было проката, он распространялся на видео — как правило, в сборниках работ Миядзаки, а не фильмов о Люпене.

Так что «Люпен III: Первый» стал первым полнометражным фильмом, представившим франшизу на киноэкранах, и не только в Японии, но и в других странах. Именно он стал фильмом открытия московского Большого Фестиваля Мультфильмов в этом году, а ранее вышел и в европейских онлайн-кинотеатрах (мог бы и в обыкновенных, но эпидемия коронавируса сорвала планы).

Эта версия «Люпена» так важна для франшизы ещё и тем, что это первая попытка перенести уникальный стиль Манки Панча в 3D-анимацию. Манки Панч давно мечтал о фильме в 3D и потому горел этим проектом, хотя и не участвовал в его разработке напрямую. Режиссёром стал Такаши Ямазаки, ранее создавший компьютерные мультфильмы по франшизам Dragon Quest и «Дораэмон». Оба фильма получили положительные отзывы, и можно было ожидать, что «Люпен» выйдет если и не лучше предшественников, то хотя бы на высоком уровне.

Мультфильм «Люпен III: Первый» — Гитлер, самураи и авантюристы  3

Так и оказалось: адаптация стиля «Люпена» в 3D действительно прошла успешно. Да, персонажи вышли не настолько карикатурными, как в оригинале, однако все равно остались узнаваемыми, а новые персонажи не диссонируют со старыми. Единственное, в чём здесь можно упрекнуть создателей «Первого», так это в странном преломлении света на объектах, особенно на персонажах. Если кожаная куртка Люпена действительно должна давать странный отсвет, то почему то же происходит и с хлопком, шерстью и любой другой одеждой — неясно. Плюс контур всегда отдаёт маслянистым оттенком, как будто делалась стилизация не героев манги, нарисованных чернилами с довольно жирным контуром, а иконы: будто бы у каждого отдельного персонажа позади стоит лампа и даёт свой собственный источник света…

Но это сущая ерунда, потому что в плане анимации удалось главное: сохранить и перенести экспрессивную мимику Люпена. Он крадёт каждый кадр, в котором появляется. Его «обезьянья» пластика и невероятная подвижность лица создаёт ощущение, что у него все  тело гуттаперчевое. Кажется, будто Люпена можно тянуть, сжимать и всячески деформировать, и при этом происходящее не покажется нереалистичным. Движения и специфические повадки остальных персонажей тоже перенесены бережно и аккуратно, но это не настолько заметно, как у Люпена, ведь и роль они играют не такую важную. К сожалению.

Мультфильм «Люпен III: Первый» — Гитлер, самураи и авантюристы  4

Выглядит фильм действительно как традиционный «Люпен III». Но ощущается ли он таковым?

«Люпен III: Первый» ставит интересный, но не слишком выгодный для фильма вопрос. До какой степени наивность и простота сюжета — дань уважения оригиналу, а до какой — непроходимая дремучесть и лень сценариста? Это на самом деле не так-то просто понять, ведь фильм берёт за основу эстетику B-movie с абсолютным наплевательством на здравый смысл и законы физики.

«Первый» — это романтическая ода весёлым ретро-приключениям, где главный герой не просто гений, а человек фантастического ума и находчивости, где все девушки — красивые, копы — нелепые и потешные (разве что в торты, как кистоуновские, не падают), а злодеи — непременно могущественные нацисты, желающие уничтожить мир. Сейчас массовый кинематограф нечасто позволяет себе такую свободу и раскованность. Считается, что интонация непременно должна быть серьёзной, надо добавлять напускного драматизма, а градус опасности не позволяют снизить в угоду хорошей шутке. В «Первом» ничего подобного нет, хотя для драмы выделили аж целого отдельного персонажа. И он настолько старомодно-придурочный, насколько нужно.

Проблема фильма в том, что история получается нестройной и практически ни на чём не держится, даже на фантастических и нелепых объяснениях.

Мультфильм «Люпен III: Первый» — Гитлер, самураи и авантюристы 

Конечно, глупо требовать бытовой логики от сюжета, в центре которого стоит машина по уничтожению вселенной, но мы вправе требовать от неё логики сценарной. Иначе в итоге получается, что один из двух центральных персонажей, трогательная девушка-археолог Летиция, вообще не нужна сюжету.

Нажмите, если не боитесь спойлеров!
Языку для расшифровки дневника её обучает сам нацистский дедушка, то есть её талант не уникален. Управлять кораблём в финале умеет не только она, но и главный злодей, так почему он просто не пустит сопернице пулю в голову? Двигаться по коридору ловушек Люпен с компанией может и без неё. Зачем она нужна? Быть «девой в беде» и пассивным любовным интересом главного героя, при живой-то Фудзико Минэ?

Сюжет строится исключительно на фантастических совпадениях (уместных в этом жанре, но не в таком количестве) и зрительском подавлении неверия. Знаковые персонажи, помимо самого Люпена, просто отыгрывают стереотипы о самих себе, не играя почти никакой роли — разве что в отдельных кадрах они круто стоят для трейлера. Стереотипы и штампы используются хоть и с любовью, но не для шутки, а как важная часть сюжета…

Не очень правильно ругать за нелогичность и глупости историю, которая упивается нелогичностью и глупостью и делает условность стиля и сюжета своим основным козырем. Вот только, помимо стиля, «Первому» предложить нечего. Он не раскрывает по-новому классических персонажей, не делает интересными новых и не рассказывает классную историю.

Единственное, что фильм может предложить — просто насладиться тем, как круто «Люпен» смотрится в 3D. Очень круто. Манки Панчу бы понравилось.

 

Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.

Читайте также

Статьи

Комикс «Нимона»: Эскапизм, да не тот
0
5467
Комикс «Нимона»: Эскапизм, да не тот

По мере развития сюжета история становится сложнее и мрачнее.

«Атаке клонов» — 20 лет! Как «Звёздные войны» создавались в дикой спешке
0
49320
«Атаке клонов» — 20 лет! Как «Звёздные войны» создавались в дикой спешке

Хейден Кристенсен стал Энакином и как фильм чуть не назвали «Большое приключение Джа-Джа».

Видео: обзор настольной игры «Нечто»
0
107403
Видео: обзор настольной игры «Нечто»

Полукооператив по знаменитому ужастику Карпентера.

Фото чёрной дыры в центре галактики: как оно сделано и почему важно 8
0
103266
Фото чёрной дыры в центре галактики: как оно сделано и почему важно

Как именно было получено это историческое изображение, в чём его ценность и почему его пришлось ждать так долго?

Земекису — 70! История режиссёра «Назад в будущее» и «Кролика Роджера» 11
0
138979
Земекису — 70! Признаёмся в любви режиссёру «Назад в будущее»

Много личных историй и воспоминаний из детства!

Земекису — 70! История режиссёра «Назад в будущее» и «Кролика Роджера» 15
0
148304
Земекису — 70! История режиссёра «Назад в будущее» и «Кролика Роджера»

Как он превратился из неудачника в человека, сделавшего наше детство, в триумфатора «Оскара» и в безумного экспериментатора, тратящего миллионы на развитие компьютерной графики.

Виктор Диксен «Двор Тьмы» 
0
145467
Виктор Диксен «Двор Тьмы». Вампиры Короля-Солнце

Увлекательная трактовка вампирской темы.

Tales from the Borderlands: жемчужина Telltale и кость в горле Gearbox 5
0
188834
Tales from the Borderlands: жемчужина Telltale и кость в горле Gearbox

Фанбазу, которая спала и видела второй сезон, а теперь без восторга смотрит, как его тизерят авторы оригинальной франшизы Borderlands. Разбираемся, откуда скепсис.

Спецпроекты

Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: