
НФ-боевик «Напролом», спродюсированный Люком Бессоном в 2012 году, ещё при выходе сравнивали с классическим боевиком Джона Карпентера «Побег из Нью-Йорка». И там, и тут в дело происходит в тюрьме для особо опасных преступников, власть в которой захватили сами бандиты. И там, и тут в заложниках у них оказывается важная персона (президент в «Побеге из Нью-Йорка», его дочь — в «Напролом», а заодно и в сиквеле старого фильма — «Побеге из Лос-Анджелеса»). В обоих случаях спасти шишку отправляют бывшего спецназовца…
Сходства оказалось достаточно, чтобы Карпентер обратился в суд — что характерно, французский суд — и потребовал у Люка Бессона и его компании компенсации за использование сюжета. И на днях суд принял сторону Карпентера. Вот цитата из постановления:
Суд не может не отметить сходства между двумя фантастическими фильмами. В обоих атлетичный, мятежный и циничный герой, приговорённый к одиночному тюремному заключению, несмотря на его героическое прошлое, получает предложение спасти из плена президента США или его дочь в обмен на освобождение. Он проникает незамеченным в место, где удерживают заложника, на летательном аппарате (глайдер/космический челнок), встречает там бывшего напарника, который затем погибает, выполняет миссию с большим трудом и в финале оставляет себе важный документ, полученный в ходе выполнения миссии.
Комбинация всех этих элементов придала фильму «Побег из Нью-Йорка» его узнаваемость и оригинальность. Она же была воспроизведена в «Напролом», за исключением ряда сцен, присутствующих только в оригинале. Иное место действия и осовремененный главный герой «Напролом» делает фильмы различными, но недостаточно.
Как видите, суд отметил, что разница между фильмами всё-таки заметна. В «Напролом» действие происходит в орбитальной тюрьме, а главный герой — совершенно другой по характеру. Да и вообще боевиков с похожим сюжетом пруд пруди: «Крепкий орешек», «Скала», «Воздушная тюрьма»… Суд не мог не признать, что большая часть сходств — всего лишь типичные сюжетные приёмы в жанре. Проблема лишь в том, что в данном случае совпадений уж слишком много.
Видимо, именно поэтому суммы компенсации оказались совсем не так велики, как можно было ожидать. Бессон и компания влетели на 80 тысяч евро: 50000 правообладателям (20th Century Fox), 20000 Карпентеру и 10000 сценаристу Нику Каслу.
И всё-таки, фильм вышел три года назад — почему Карпентер спохватился только сейчас? Да потому, что в производство недавно был запущен официальный ремейк-перезапуск «Побега из Нью-Йорка». И лишняя шумиха, пусть даже такая, его создателям не помешает.

Краудфандинг
Рекомендуем
Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.