Стоит ли смотреть «Касл-Рок», если вы не читали Стивена Кинга

39114
5 минут на чтение
25 июля стартовал долгожданный сериал «Касл-Рок», основанный на книгах Стивена Кинга. На первый взгляд он напоминает тематический «Стивен-Кинг-лэнд», где люди могут глубже проникнуться знакомыми героями и сюжетами.

Но что в таком случае делать простым любителям таинственных историй, которые Кинга знают в лучшем случае по экранизациям? Не отпугнёт ли их своим масштабом вселенная, разросшаяся до двух с лишним сотен произведений, со сложными взаимосвязями и собственным культурным кодом? Посмотрев первые серии «Касл-Рока», мы попытались найти ответ на этот вопрос.
Только за 2017 год вышло целых четыре фильма и два сериала по мотивам произведений Кинга. И каждая новая экранизация становится поводом для споров: для кого это кино – для фанатов или для «простых» зрителей? Хотя эти категории, в принципе, не так уж далеки друг от друга: и те, и другие любят хорошее кино. Поэтому, например, «Оно» и сериал «Мистер Мерседес» понравились почти всем — а «Темную башню» все разорвали в клочья.

И все же вопрос, для кого снимать фильм, не так-то прост. С одной стороны, делать продукт на широкую аудиторию намного прибыльнее, а с другой, если не порадовать фанатов, это может вызвать бешеную волну критики. Но создатели сериала «Касл-Рок», кажется, нашли элегантное решение.
Сериал не стал экранизацией какого-либо из произведений Короля ужасов. Он задуман как компиляция разных историй, помещённая в Касл-Рок, несуществующий городок в штате Мэн. Тут вечно творится всякая чертовщина: то бешеный сенбернар загонит в ловушку несчастную мать с младенцем на руках, то труп ребенка найдут у железной дороги, а однажды сам дьявол чуть не съел местного мальчика. Это место можно назвать квинтэссенцией «стивен-кинговости», на чем и сыграли шоураннеры.

В первые же минуты под умиротворяющую мелодию из оперы «Свадьба Фигаро» (если помните, её слушал главный герой в «Побеге из Шоушенка») кончает с собой начальник местной тюрьмы (угадайте, как она называется). А затем в недрах Шоушенка находят молчаливого парнишку, который, судя по найденной рядом коробке, заполненной огрызками ногтей, жил взаперти чуть ли не с рождения.

Все, что он произносит за первую серию, – имя «Генри Дивер». Так зовут главного героя – адвоката, который недавно проиграл в Техасе дело, кончившееся смертной казнью его клиента. Дивер едет в Касл-Рок, чтобы вытащить парня из тюрьмы. Но с этим городом у него связаны не самые приятные воспоминания. Именно в Касл-Роке Дивер при загадочных обстоятельствах потерял отца.
Параллельно в сериале развивается еще пара второстепенных линий, которые ближе к третьей серии сливаются в один большой сюжетный ком, несущийся с горы с бешеной скоростью, имея все шансы похоронить Касл-Рок под толщей клиффхэнгеров, твистов и загадочных событий. И это не так хорошо, как кажется на первый взгляд.

Джей Джей Абрамс, исполнительный продюсер «Касл-Рока», уже не раз касался темы таинственного и сверхъестественного. Он признаёт, что для него тайна всегда важнее знания. Порой он слишком заигрывался с этой идеей — взять хоть концовку сериала «Остаться в живых», которая взбесила многих фанатов, и сериал «Алькатрас», закрытый после первого сезона. Когда вопросов слишком много, а ответов на них нет, это раздражает зрителя. Хотя Абрамс в «Касл-Роке» не шоураннер, есть опасения, что и этот сериал может потонуть в пучине вопросов, ответов на которые никто, включая создателей, не знает.

Иногда такой прием работает (например, у Дэвида Линча), но не когда дело касается Кинга. В его книгах зло, тайны и сверхъестественное играют роль буфера, через который проходят персонажи, чтобы лучше узнать самих себя. Именно поэтому произведения Кинга так популярны – людям нравится исследовать закоулки своего сознания. А Кинг не позволяет себе заигрываться – для него важно, чтобы персонаж прошел весь путь и, встретившись со злом, «очистился». Поэтому загадки почти всегда находят ответы ближе к финалу.
Впрочем, самому Кингу, который сериал уже видел, он очень понравился, о чем он сразу написал в твиттере. Так что вряд ли авторы сильно исказили взгляд писателя на собственную вселенную. Есть ощущение, что сценаристы ориентировались на работы Кинга не только с точки зрения миропостроения, но и при проработке общего сюжета и тех проблем, которые поднимаются в сериале. Например, «Касл-Рок» не обходит любимую тему писателя – взаимосвязь детства человека с его последующей жизнью. Есть тут и флешбэки в конец восьмидесятых – начало девяностых, где любители Кинга чувствуют себя особенно комфортно: действие ключевых романов автора, связанных с Касл-Роком, происходит именно в это время («Куджо», «Нужные вещи», «Темная половина»).
Но что делать, если вы не фанат Кинга и не читали ни одной книги? Да то же, что вы делаете каждый раз при выборе сериала. Прочтите синопсис и, если он покажется любопытным, посмотрите первую серию. Прелесть в том, что для просмотра «Касл-Рока» не нужны знания о вселенной Кинга. Создатели ориентируются на широкую аудиторию, лишь иногда подмигивая фанатам. Конечно, сериал полон отсылок, но рядовому зрителю это никак не помешает в восприятии происходящего.

Умберто Эко как-то сказал, что его роман «Имя Розы» стал бестселлером потому, что все читали его по-разному: кто-то видел в нем детектив, кто-то исторический роман, а кто-то философский трактат. Так же и с «Касл-Роком». Каждый увидит в сериале частичку того, что нравится лично ему. Если вы любите ужасы, для вас есть пара действительно пугающих сцен, которые обходятся без надоевших скримеров. Любителей таинственной атмосферы и загадочных историй сериал порадует своим сюжетом. А фанаты Кинга будут смотреть шоу с лупой в руках, выискивая каждую крохотную пасхалку.
Что действительно хорошо в «Касл-Роке» — это история, перед которой все равны. У сериала нет конкретного первоисточника, и это развязывает сценаристам руки. Сейчас никто даже предположить не может, чем все закончится. Но одно мы знаем точно: создателям скоро придется отвечать на поставленные в первых сериях вопросы. Дело в том, что недавно появилась информация: «Касл-Рок» станет антологией, то есть каждый сезон будет рассказывать новую историю. Сэм Шоу, один из создателей сериала, отметил, что первый сезон плотно связан с Шоушенком, но в дальнейшем они бы хотели задействовать и другие Кинговские сюжеты. А значит, текущую историю закончат уже в этом сезоне.

У «Касл-Рока» есть отличный потенциал стать тематическим парком развлечений по вселенной Кинга. А большинству посетителей таких парков важны в первую очередь аттракционы, а не яркие декорации. Впрочем, и с тем, и с другим у «Касл-Рока» пока все в порядке. А главные слова уже сказал за нас сам Стив:

Отбросьте всю эту беготню с пасхалками и просто наслаждайтесь хорошей историей.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Чужой: Земля»: первые впечатления. Ксеноморф на свободном выгуле

Сериалы

«Песочный человек», 2-й сезон: книга хуже?!
Хроника кризиса среднего возраста

Сериалы

«Очи Ваканды»: Очи чёрные, очи жгучие
Как минимум это красиво, как максимум — увлекательно.

Сериалы

«Уэнсдей», 2-й сезон: первые впечатления. Мрачно, стильно, интересно!
Тим Бёртон в отличной форме.

Сериалы

Лучшие сериалы 2025 года: первое полугодие. Фантастика, фэнтези и не только
Это ещё не итоги — но кое-что уже можно советовать.

Сериалы

Что там у «Рика и Морти» в 8-м сезоне? Риковое поле экспериментов
Семья Санчесов подвинула Рика, а сам он как будто прошёл психотерапию.

Сериалы

«Уэнсдей» vs «Леденящие душу приключения Сабрины»: какой сериал лучше?
Эпическая битва мистических девушек

Сериалы

Какие сериалы смотреть в августе 2025? Американская готика, шотландские попаданцы, русские чудеса
А также Чужие против андроидов и корейские ангелы в полосочку.

Сериалы

«Левиафан»: неправильное аниме по самому анимешному стимпанку
Почему самая точная экранизация книги про летающих китов вряд ли станет хитом.

Сериалы

Как «Лазарь» Синъитиро Ватанабэ отражает эмоциональную боль нашей эпохи
Аниме меняется вместе с миром, и «Лазарь» — яркий тому пример.
Показать ещё