Сериал «Супермен и Лоис». Конец прекрасной эпохи

9714
7 минут на чтение
Кларк Кент вместе с женой и двумя сыновьями возвращается в родной Смолвиль. Здесь он надеется начать новую, мирную жизнь. Но мир не готов отпустить Супермена. За следующие несколько лет герою предстоит вынести немало испытаний и понять, что же он хочет оставить после себя.
Когда в 2016 году Тайлер Хеклин впервые предстал в образе Кларка Кента в сериале «Супергёрл», это мало кто заметил. Ну да, «Сидаб» (канал The CW) наконец-то заполучил героя первого эшелона, но особых поводов для восторга не наблюдалось — роль в сюжете у него была второстепенная, костюм уступал творениям иных косплееров, да и актёр не дотягивал до Генри Кавилла. Хотя основные претензии были не к Хеклину, а к сценаристам. Не случайно фанатов у «Супергёрл» куда меньше, чем у «Стрелы» и «Флэша». И с годами их число только падало, как и авторитет всего «эрроувёрса». Поэтому анонс «Супермена и Лоис» не встретил ничего кроме скепсиса. Ясно же, что под таким названием могла выходить в лучшем случае мыльная опера с примесью супергероики — эдакий ремейк сериала «Лоис и Кларк» из 1990-х. А потом шоу стартовало и… шокировало зрителей. Даже самые упёртые, самые оптимистичные защитники «Сидаба» не ожидали такого разительного скачка в качестве всего — картинки, постановки, спецэффектов, но в первую очередь сценария.
«Супермен и Лоис» стартует гораздо позже по хронологии, чем любая другая экранная история Человека из стали. Мир спасён уже не раз, почти все злодеи за решёткой, а Кларк Кент давно женат на Лоис Лейн. У них растут двое сыновей — Джонатан и Джордан. Первый — спортсмен-экстраверт, второй — закомплексованный тихоня с тревожным расстройством. Вернувшись в родной городок Смолвиль на похороны приёмной матери, Кларк вдруг решает поселиться с семьёй на родительской ферме, подальше от шумного Метрополиса. Воздух здесь чище, жизнь проще, а люди добрее. Лоис сразу же берётся возрождать местную газету, мальчишки постигают прелесть и ужас провинциальной школы, а сам летучий бойскаут пытается совмещать ежедневные подвиги с домашними хлопотами. Но, конечно же, идиллию регулярно ломают старые и новые недруги.
Как это ни парадоксально в современном культурном климате, «Супермен и Лоис» — сериал про семейные ценности. В доме Кентов царит удивительно здоровая атмосфера. Они разговаривают друг с другом, вслух высказывают претензии и сомнения, признают ошибки, просят прощения и вместе пытаются найти выход из любой трудной ситуации. Каждый раз, когда ожидаешь, что сценаристы разведут драму на несколько эпизодов из-за очередного недопонимания или вскрывшейся тайны, проблема быстро решается с помощью нормальной человеческой коммуникации. И это приятно удивляет. Создатели фильмов и сериалов (особенно сидабовских) так часто полагаются на тупость или чёрствость героев как двигатель сюжета, что зритель уже готов закрыть на это глаза. А тут ему внезапно показывают обычных, симпатичных и, что важнее, эмпатичных людей, которые умеют говорить нужные слова в нужное время. Ух ты, так можно было?
Так же виртуозно сериал опровергает распространившийся тезис о том, что Супермен — скучный персонаж. Дескать, он слишком сильный и практически неуязвим, а потому и сопереживать ему невозможно. Хотя истинная причина такого мнения лишь в том, что многие авторы попросту не умеют работать с героем. Зак Снайдер упорно лепил из криптонца бога, а надо было показать человека. Доброго, заботливого, отзывчивого. Спасающего мир не потому, что так на роду написано, а потому, что ему не всё равно. Потому что чужой беды не бывает. 
Тайлер Хеклин — однозначно лучший исполнитель роли после Кристофера Рива. Вот Кларк Кент — жизнерадостный, добродушный, чутка нелепый рубаха-парень, с которым всегда приятно поболтать и выпить бутылочку-другую на шашлыках. А вот Супермен — глыба, исполин, каждым движением излучающий спокойную уверенность и решимость. И ничто из этого не фальшь, не прикрытие — просто две ипостаси одной личности. И Хеклин органично смотрится в обеих. Ему удаётся уловить тот искренний оптимизм, без которого Супермен теряет самую свою суть. Персонажу не чужды гнев, страх, сомнения, ведь на протяжении четырёх сезонов он часто сталкивается с тем, что не способен сокрушить ударом могучего кулака. Депрессия сына, тяжёлая болезнь жены, необходимость постоянно выбирать между желаниями и долгом. Но Кларк способен всё преодолеть благодаря вере в добро. Опять, казалось бы, сущая банальность, но сколько раз её уже упускали из внимания, и герой превращался в бездушный ходячий спецэффект — хоть у Брайана Сингера в «Возвращении Супермена», хоть в бедовой киновселенной DC.
Ну а Битси Таллок — попросту лучшая Лоис Лейн в истории. В основном потому, что нигде больше героиню не раскрывали настолько глубоко и не проводили через такие драматичные арки. За четыре сезона она успевает залечить детскую травму, помириться с упрямым отцом-генералом, вытащить сестру из культа и не раз столкнуться со смертью. А ещё показать себя любящей женой, заботливой матерью, верной подругой и несгибаемой журналисткой, горой стоящей за правду. И всё это без дешёвого плакатного феминизма. Нам не нужно говорить, что Лоис Лейн сильная женщина, — мы видим это своими глазами, и присутствие её имени в названии сериала абсолютно оправдано. Для Супермена она — любовь всей жизни и главный соратник.
Вообще в шоу нет ни одного лишнего или перманентно раздражающего персонажа, что для «Сидаба» исключительное достижение. У каждого своя роль в сюжете, своя чётко прописанная линия, которая органично встраивается в общую историю и получает достойное завершение. Джонатан и Джордан пытаются справиться с той ответственностью, которую на них накладывает столь монументальное наследие. Лана Лэнг, подруга детства Кларка, старается разобраться с бедами в собственном доме, а заодно решить проблемы Смолвиля, которые с прибытием Кентов сыплются на городок как из рога изобилия. Ну а генерал Лейн учится видеть в Супермене не только ценный военный актив, но и зятя, любимого мужчину Лоис, отца двух подростков. В общем, всё вертится вокруг идеи семьи и сообщества.
Да, «Супермен и Лоис» — это действительно в большей степени драма, что обусловлено бюджетными ограничениями. Но благодаря живым персонажам и продуманному сюжету посиделки Кентов на кухне вовсе не ощущаются затянутыми прелюдиями к редким битвам. Напротив, они придают экшену необходимый контекст и драматический вес. Помогает и то, что поставлен экшен отлично. Конечно, не на киношном уровне, но гораздо лучше, чем сходки косплееров в «эрроувёрсе». Создатели не пытаются впихнуть в четыре сезона как можно больше злодеев из комиксов, а берут самых значимых и дают им свежую интерпретацию, рифмующуюся с общим нарративом. Каждый антагонист — воплощение какой-либо семейной дисфункции. Бизарро — версия Кларка из параллельной вселенной, где их с Лоис любовь давно угасла, а счастливый брак превратился в токсичное сожительство. Элли Элстон, местная вариация Паразита, возглавляет тоталитарный культ, унаследованный ею от отца, и сознательно разрушает семьи, запудривая мозги своим ученикам. И, наконец, Лекс Лютор — живая инкарнация абьюза, нежеланный ребёнок жестокой матери, социопат и манипулятор, в принципе не способный любить. Противостояние с каждым из них становится не просто серией драк разного масштаба, а столкновением идей. Старомодный гуманизм против цинизма и мизантропии современности.
А ещё у создателей явно особые отношения с трилогией Зака Снайдера, потому что на протяжении четырёх сезонов они переделывают на свой лад едва ли не каждый спорный момент из неё. Здесь даже есть аналог знаменитой сцены с «Мартой!», только в сериале он работает, не требуя от зрителя принимать что-то на веру. Оно и понятно — хронометраж позволяет расширить контекст, чётче прописать отношения и мотивации героев. Но некоторые вещи сделаны попросту лучше, потому что авторы не пытаются переизобрести Супермена, а показывают его таким, каким он и задуман. Не объектом поклонения, а примером для подражания. Ведь чтобы улучшить мир вокруг, не обязательно вытаскивать на плечах тонущие подводные лодки. Для начала можно по душам поговорить с домашними, морально поддержать соседа в трудную минуту, принять участие в общественной жизни родного города.
«Супермен и Лоис» — без преувеличения лучшее, что выходило про героя в синем трико за долгие годы. И однозначно лучший сериал «Сидаба» по комиксам DC. Все четыре сезона, хоть и не без провисаний, выдерживают заданную ещё в самом начале высокую планку. И так получилось, что финальный эпизод, до предела сентиментальный, завершает не только это конкретное шоу, но и целую эпоху, которая длилась 23 года. 
В 2001-м на канале The WB, предшественнике The CW, стартовал «Смолвиль», заложивший основу «эрроувёрса» (и потом вписанный в его канон в кроссовере «Кризис на бесконечных Землях»). А пару лет назад The CW признали безнадёжно убыточным и продали за гроши. Теперь по нему крутят реалити-шоу и спортивные трансляции. «Супермен и Лоис» — единственный проект, который после сделки продлили на ещё один, пусть и укороченный сезон. Так закончилась эра телевизионной супергероики, причём не только на «Сидабе». Сегодня шоу по комиксам целиком переехали на стриминги и по размаху едва ли уступают кинотеатральным релизам. Бюджетные, неприкрыто мыльные, по-своему очаровательные сериалы старого формата навсегда ушли в прошлое. Но хотя бы с гордо поднятой головой и развевающимся за плечами красным плащом.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Чужой: Земля»: первые впечатления. Ксеноморф на свободном выгуле

Сериалы

«Песочный человек», 2-й сезон: книга хуже?!
Хроника кризиса среднего возраста

Сериалы

«Очи Ваканды»: Очи чёрные, очи жгучие
Как минимум это красиво, как максимум — увлекательно.

Сериалы

«Уэнсдей», 2-й сезон: первые впечатления. Мрачно, стильно, интересно!
Тим Бёртон в отличной форме.

Сериалы

Лучшие сериалы 2025 года: первое полугодие. Фантастика, фэнтези и не только
Это ещё не итоги — но кое-что уже можно советовать.

Сериалы

Что там у «Рика и Морти» в 8-м сезоне? Риковое поле экспериментов
Семья Санчесов подвинула Рика, а сам он как будто прошёл психотерапию.

Сериалы

«Уэнсдей» vs «Леденящие душу приключения Сабрины»: какой сериал лучше?
Эпическая битва мистических девушек

Сериалы

Какие сериалы смотреть в августе 2025? Американская готика, шотландские попаданцы, русские чудеса
А также Чужие против андроидов и корейские ангелы в полосочку.

Сериалы

«Левиафан»: неправильное аниме по самому анимешному стимпанку
Почему самая точная экранизация книги про летающих китов вряд ли станет хитом.

Сериалы

Как «Лазарь» Синъитиро Ватанабэ отражает эмоциональную боль нашей эпохи
Аниме меняется вместе с миром, и «Лазарь» — яркий тому пример.
Показать ещё