«Бехолдер. Официальный фильм» против Papers, Please: сравниваем экранизации 4

На днях состоялась премьера отечественной короткометражки «Бехолдер. Официальный фильм» — экранизации игры про суровую жизнь управдома-стукача из абстрактного тоталитарного государства, которого поставили присматривать за жильцами. Над лентой работали те же люди, что и над Papers, Please. Выбор вполне понятный: Beholder не сравнивал с «Документами» только ленивый. Обе игры посвящены выживанию маленького человека в тоталитарном государстве.

Смотрите также

Русская фантастика: фильмы, которые выйдут в 2018 году 3

Короткометражка: «Ваши документы» (Papers, Please!) по мотивам одноимённой игры

«По хорошей инди-игре получился хороший инди-фильм».

Лилия Ткач и Никита Ордынский использовали тот же подход, что и в экранизации Papers, Please: взяли один типовой эпизод и раскрыли через него атмосферу игры. В «Документах» это был рабочий день таможенника, а в «Бехолдере» — конкретный выбор, точнее, размышления персонажа о нём.

«Бехолдер. Официальный фильм» против Papers, Please: сравниваем экранизации

Герой-пограничник постоянно принимает кучу маленьких однотипных решений: пущать или не пущать. У управдома из «Бехолдера» выборы более крупные и ветвистые, и каждая ситуация имеет несколько вариантов решения. Можно донести, промолчать, начать шантажировать провинившихся жильцов… И если пограничник из Арстоцки может иногда ошибиться, и этого потом никто не заметит, то проштрафившегося управдома возьмут за жабры куда оперативнее. Впрочем, обе игры роднит не только дух тоталитаризма и бюрократии, но и язык общения государства с маленькими людьми: через сухие документы-директивы, словно только что набранные на печатной машинке в подвалах местного НКВД.

В экранизацию Beholder перенесли узнаваемые элементы игры. Вы найдёте здесь персонажей-теней с ярко выделенными белыми деталями облика (технология создания ярко-белого в кадре наверняка вдохновлена методикой Родригеса из «Города грехов», хотя и отличается в деталях, поскольку там всё делалось на хромакей, а тут использовались декорации). Вы не услышите разговоров — происходящее раскрывается через мимику, надписи и действия персонажей. Зато обрадуетесь (если играли в оригинал), увидев общий план дома в разрезе.

«Бехолдер. Официальный фильм» против Papers, Please: сравниваем экранизации 2

Однако в атмосферу Beholder, как мне кажется, создатели всё-таки не попали. Игра была куда уютнее. Там дом ощущался всё-таки родным пространством (ну правильно, ведь главный герой в нём живёт!), в квартирах повсюду использовались тёплые тона. В «Официальном фильме» же безысходность тоталитарного строя возведена в абсолют. Это именно жёсткое антитоталитарное высказывание, даже не сатира, без единого проблеска надежды или луча света. Вот вам Город грехов без антигероя, готового его спасти! Вот вам персонажи за гранью отчаяния! Вот вам безысходность, вот кавер на «Скованных одной цепью» — сидите и тлейте!

И хотя такой подход наверняка оценят на кинофестивалях, мне как зрителю «Ваши документы» куда ближе. Они и добротнее воспроизводят атмосферу игры, и куда лучше подходят для повторного просмотра. Хотя бы просто потому, что экранизация Papers, Please динамичнее: там показывают череду решений и их возможные результаты. А в «Бехолдере» у нас статичные муки выбора и попытки просчитать последствия. Короткометражка вышла куда мрачнее оригинала: по депрессивности она ближе к This War of Mine.

«Бехолдер. Официальный фильм» против Papers, Please: сравниваем экранизации 1

«Документы» воспринимались лучше не только из-за динамики. Игорь Савочкин смог сыграть больше попросту за счёт того, что у его персонажа был голос. Кроме того, на него в кадре приятнее смотреть, чем на Евгения Стычкина и Анатолия Меньщикова. Их герои доведены до ручки, они страдают, пересекают черту, а таможенник худо-бедно, но держит ситуацию под контролем. Беспросветная чёрно-белая палитра угнетает; да, именно таков был авторский замысел, но тяжесть происходящего, нарочитый вывод зрителя из зоны комфорта не вызывает желания пересматривать ленту.

* * *

Возможно, авторы отступили от оригинала, чтобы создать развитие мысли, нагнетание атмосферы: эти короткометражки можно рассматривать как своеобразную дилогию. Быть может, им так понравился визуал «Города грехов», что захотелось повторить его без оглядки на исходную игру. Ну или просто пришло время сделать заявление, более подходящее для кинофестивалей. В любом случае получилось добротно — но чуть дальше от простого зрителя вроде меня, чем «Ваши документы».

«Бехолдер. Официальный фильм» против Papers, Please: сравниваем экранизации 3

Читайте также

Статьи

Олдос Хаксли: дивный новый мир и самая сладкая антиутопия 5
0
43308
Олдос Хаксли: дивный новый мир и самая сладкая антиутопия

Предсказания и предостережения, которые никто не послушал

Сила в склянке: зельеварение как видеоигровая механика 10
0
93988
Сила в склянке: зельеварение как видеоигровая механика

Выпейте кружечку отравы… ой, то есть, отвара!

Марта Уэллс «Король ведьм». История хорошего демона
0
101870
Марта Уэллс «Король ведьм». История хорошего демона

Авантюрное фэнтези о мести бессмертного

Как создать средневековый сеттинг 12
0
181034
Как создать средневековый сеттинг

Погружаемся в Тёмные века и погружаем в них других

Что почитать? Реалистичные попаданцы… в фэнтези!
0
202900
Что почитать? Реалистичные попаданцы… в фэнтези!

Попаданцы в магические миры — самые реалистичные.

Дэниел Абрахам «Время пепла». Воровка в игре престолов
0
212334
Дэниел Абрахам «Время пепла». Воровка в игре престолов

Интриганское фэнтези в средневековом антураже

«Пацаны», 4 сезон: грязнее, кровавее, но так же хорошо? 3
0
242480
«Пацаны», 4 сезон: грязнее, кровавее, но так же хорошо?

Молоко на асфальте

Художница Полина Яковлева: уютные миры, добрые сказки и много солнца 3
0
392909
Художница Полина Яковлева: уютные миры, добрые сказки и много солнца

Беседа с художницей о предвзятом отношении к цифровой живописи, сложных отношениях с издательствами и создании детских иллюстраций

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: