1444
«Иччи»: якутский хоррор в духе Ари Астера

Хоррор «Иччи» — уже третий за последние месяцы якутский фильм, дошедший до широкого российского проката (ранее выходили «Чёрный снег» и «Пугало»). Среди всех трёх именно в нём центральной темой стала мифология, причём начиная прямо с названия — в традиционных верованиях иччи называют духов-покровителей предметов, вещей или явлений природы.

Иччи

Жанр: фолк-хоррор
Режиссёр
: Костас Марсаан
В ролях: Борислав Степанов, Марина Васильева, Илья Яковлев
Премьера в России: с 27 мая 2021-го — в кинотеатрах, с 16 июня 2021-го — в онлайн-кинотеатрах
Возрастной рейтинг: 16+
Похоже на: «Реинкарнация» (2018)

Именно мощный акцент на мистике помог режиссёру Костасу Марсаану обратиться к максимально широкой теме, понятной и у нас, и за рубежом (фильм участвовал в фестивалях в Испании и Португалии): непонимание и недоверие способны разрушить всё в одночасье. Это удивительный и в то же время закономерный парадокс. Удивительный — потому что многие образы относятся всё-таки к чужой для массового зрителя культуре. А закономерный — потому что магическое мышление встречается у народов по всему миру. 

Сюжет у «Иччи» бесхитростный: старший сын семейства Тимир вместе с женой Лизой и маленьким сыном Мичилом приезжают в гости к родным Тимира — родителям и младшему брату Айсену. Повод отнюдь не радостный — Тимир крупно задолжал, и теперь просит родителей помочь с деньгами, для чего дом и землю придётся продать. Родители обещают дать ответ на следующий день, а пока предлагают переночевать здесь. И как на землю опускается ночь, так семья попадает в плен злого духа.

«Иччи»: якутский хоррор в духе Ари Астера 1

Марина Васильева, сыгравшая Лизу,— единственная русская звезда в касте, ранее она появлялась в картинах «Нелюбовь» и «Иваново счастье»

Простота сюжета и несложные характеры позволяют Марсаану вывести в центр внимания нарастающий семейный конфликт: приветливый и порядочный Тимир оказывается недоверчивым ревнивцем, он запросто поднимает руку на жену и проклинает отца. Социальная драма из первой трети «Иччи» пугает не меньше собственно хоррор-составляющей.

Начиная со второй трети драматургия становится слабее, уступая место бесконечному кошмару без амортизирующих сцен, где зритель мог бы перевести дыхание. Зло вцепляется в семейство и зрителей: неведомая и невидимая злая сила почти не церемонится на привычные «пугалки» вроде отключения электричества или дрожь в доме. Дух то похищает ребёнка, то заставляет блуждать по лесу и полю, то вселяется в одного из персонажей, то наводит морок, за которым следует жуткая, почти парализующая, сцена смерти. Калейдоскоп ужаса, от которого невозможно оторвать глаз. Такой подход напоминает скорее азиатскую традицию создания хорроров — в американской, напротив, за каждым «скримером» обязательно следует эмоциональная разрядка.

«Иччи»: якутский хоррор в духе Ари Астера 3

Якутская глубинка — главный и самый эффектный инструмент съёмочной команды. В такие моменты картина напоминает работы какой-нибудь A24

И лишь под самый финал история вновь напоминает о себе — Марсаан вводит подсюжет, проясняющий, что за чертовщина здесь творится. С одной стороны, он подан чуть неряшливо, будто смонтирован в последний момент. А с другой, он важен для раскрытия темы того, как непонимание и неприятие родных людей из-за предрассудков порождает лишь обиду, горечь и злость. И кроме того, эта дополнительная история помогает закольцевать основной сюжет и объяснить, при чём же тут всё-таки иччи, тот самый добрый дух. 

В интервью изданию «Зона ужасов» режиссёр рассказывал, что команда много консультировалась с шаманами и краеведами, которые подсказали много интересной информации. Но главное, перед съёмками шаман провёл настоящий ритуал — ночное камлание по всем правилам. Марсаан признавался, что даже у якутов это вызвало оторопь, а как отреагировала московская группа — и представить сложно.

Режиссёр хоть и намечает основные конфликты (старое против нового, традиционный уклад против городского, суеверия против прагматизма), но не встаёт ни на одну из сторон. И такая амбивалентность хорошо подходит картине, которая представляет собой сплав противоречий. «Иччи» — это одновременно массовое и авторское кино. От первого здесь масштаб производства, московские профессионалы, большие бюджеты (по сравнению с якутским кино) и тривиальная завязка, встречающаяся в хоррорах через раз. От второго — любовь к долгим планам и природе, глубокий заход в мифологию и даже некоторая требовательность к зрителю, не зря в название вынесли незнакомый термин.

Вот только, судя по сборам, малому числу сеансов и людям, уходящим из зала до финальных титров, эта требовательность сработала против картины. «Иччи» сложнее привычных ужастиков: в нём хватает и приёмов «медленного кино», и незнакомых элементов культуры, а первая треть — и вовсе драма о жизни в российской глубинке. В отсутствии интереса отчасти и вина маркетинга: картину пытались продвигать на тот же манер, что и отечественные ужастики вроде «Пиковой дамы» и «Русалки» Подгаевского, хотя она заслуживает скорее такого позиционирования, которое получают работы Ари Астера («Реинкарнация», «Солнцестояние»).

Как знать, может, фильм получит признание зрителей уже на стримингах, где эксперименты стали привычным делом?

«Иччи»: якутский хоррор в духе Ари Астера 2

Мааппа, виновница всех бед, появляется лишь в самом конце в небольшом флэшбеке. В фильме, кажется, её имя даже не произносится, но её образ стал лицом маркетинговой кампании

Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.

Читайте также

Статьи

«Та, что стала Солнцем»: драматичное фэнтези, вдохновленное историей Китая
0
18685
«Та, что стала Солнцем»: император Китая, вы женщина?

Главный герой основан на реальной личности — первый император династии Мин, бывший крестьянин и монах, возглавивший восстание против монголов.

«Добыча»: правильный Хищник против настоящих индейцев
0
71800
«Добыча»: правильный Хищник против настоящих индейцев

Охотничьи хитрости, кровавые битвы, и в кои-то веки достаточно внимания уделено самому яутжа.

Мир фантастики №225 (август 2022) 5
0
102903
Мир фантастики №225 (август 2022)

Длинные статьи во всех проявлениях.

Женщина-Халк
0
117100
Женщина-Халк: Красота и страшная сила

Адвокат, член Мстителей и Фантастической четвёрки, сестра Брюса Беннера.

Фриц Лейбер «Черный гондольер». Неполиткорректная фантастика полузабытого классика
0
163600
Фриц Лейбер «Черный гондольер». Неполиткорректная фантастика полузабытого классика

Мистика и хоррор от одного из столпов «золотого века».

Ностальгируем по старым добрым сериалам в 51-м выпуске подкаста
0
360963
Ностальгируем по старым добрым сериалам в 51-м выпуске Фантастического подкаста

Скорее включайте телевизоры и подпевайте мелодии из заставки!

«Песочный человек»: дождались чуда или нет? 10
0
195796
«Песочный человек»: дождались чуда или нет?

Удачно ли Люциферу и Константину сменили пол, и чего сериалу больше всего не хватает.

Комикс «Множество смертей Лейлы Старр»: как Смерть однажды уволили 4
0
287537
Комикс «Множество смертей Лейлы Старр»: как Смерть однажды уволили

Философская мифологическая история в духе Геймана, которая учит ценить жизнь и не бояться смерти.

Спецпроекты

Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: