9

«Сквозь снег»: революция в отдельно взятом поезде

25 марта 2014
Николай Караев
25.03.2014
851
3 минут на чтение
«Сквозь снег»: революция в отдельно взятом поезде 1
В недалёком будущем борцы с глобальным потеплением доборолись до ледникового периода и гибели всего живого. Остатки человечества годами и кругами ездят в уникальном поезде, который невозможно покинуть. Внутри поезда зреет революция…
Жанр: постапокалиптический триллер
Режиссер: Пон Чжун Хо
В ролях: Крис Эванс, Тильда Суинтон, Джон Хёрт
Премьера: 1 августа 2013 года
Похоже на: «Опрокинутый мир» (1974), «Жёлтая стрела» (1993), «Матрица: Перезагрузка» (2003)

Поезд или аналогичный транспорт как метафора жизни в фантастике встречается часто: у нас вероятно вспомнят повести Пелевина и Куркова или роман Колупаева, у них — пожалуй, «Опрокинутый мир» Приста или «Безвыходный город» Балларда, а то и «Курьерский поезд» Буццатти. Чтобы поразить этой метафорой читателя и зрителя, надо постараться. Кореец По Чжун Хо постарался на славу.

К фильму «Сквозь снег» По Чжун Хо шёл долго. Ещё в 2005 году он уговорил друга и коллегу Пак Чхан Ука приобрести права на экранизацию французского графического романа о поезде, который мчится сквозь вечную зиму, тараня торосы и заносы, и везёт в никуда несколько тысяч человек, успевших спастись перед наступлением снежного апокалипсиса.

SnowCom[1]

В основу фильма лёг комикс Le Transperceneige («Трансквозьснег»), нарисованный Жаном-Марком Рошеттом по сценарию Жака Лоба и Бенжамена Леграна, который выходил в 1982-1983 годах. В оригинале имя главного героя куда более прозрачно — Пролофф, от слова «прол» — так в романе Джорджа Оруэлла «1984» называли пролетариев.

Суперсостав железнодорожного магната (и маньяка) Уилфорда строился именно с расчётом пережить конец света. Пассажиры сели на поезд в 2015 году, сейчас на дворе 2031-й. В составе установилась жёсткая иерархия: чем ближе к локомотиву, тем лучше условия жизни. В хвосте в нечеловеческой антисанитарии живут те, кому не повезло. Их кормят жутким чёрным протеиновым желе; их наказывают, замораживая и отрубая руки или ноги; часто у них забирают детей, и никто не знает, что с ними делают.

Молодой вождь Кёртис (Крис Эванс, ни капельки не похожий тут на Капитана Америку) и его наставник, однорукий старик Гиллиам (Джон Хёрт) готовят революцию. Задача повстанцев — проникнуть в передние вагоны, для чего нужно освободить из тюрьмы — точнее, из ящика, похожего на эцих в «Кин-дза-дза!» — эксперта по дверям и замкам Намгуна Минсу (Сон Кан Хо). Сложность в том, что Намгун крепко сидит на «кроколе?» — высокотоксичных отходах, ставших в поезде наркотиком, а ещё у него есть дочь, ясновидящая девица Ён, без которой он никуда не пойдёт. Впереди — вооружённые топорами и ножами головорезы под командованием министра Мейсон (блистательная Тильда Суинтон), вагоны богачей, божественный Уилфорд (Эд Харрис, звезда «Бездны») и множество таких вопросов, что ответы на них, может быть, лучше не знать вовсе.

snowpiercer_cast.0_cinema_1920.0[1]

Эта Белая колдунья явно притащила зиму из Нарнии

По мере продвижения революционного отряда под руководством Кёртиса «Сквозь снег» последовательно превращается в ряд метафор. Сценаристы намеренно перенасытили фильм символами, которые позволяют трактовать сюжет как угодно: житель третьего мира узрит в режиме Уилфорда тиранию «золотого миллиарда», европеец найдёт, что Мейсон схожа с баронессой Эштон, правящей бал в политике ЕС, россиянам владыки абсурдного мира тоже кое-кого напомнят.

В этом «грохочущем ковчеге» вообще всё как у людей. Тот, кто сумел вырваться из хвоста поближе к локомотиву и вкусил благ — в поезде есть бассейны, зубоврачебные купе, даже суши-бар, — мигом забывает о прозябающих во тьме товарищах. Установленный порядок преподают в школе, чтобы следующее поколение с детства понимало, куда надо стремиться. И главное: в устойчивой, тщательно продуманной системе всё — даже оппозиция и революция — становится неотъемлемой частью самой системы. Свергая тех, кто сидит наверху, ты рискуешь осознать, что ими руководила не блажь, а необходимость. Причины сохранить систему обязательно найдутся. И что ты будешь делать? Выбирай, но осторожно…

Итог: местами безумное, но в итоге чрезвычайно логичное кино про то, как трудно менять мир к лучшему. Фантастически хороший фильм, который ввиду скромного проката рискует остаться столь же фантастически неоценённым.
УДАЧНО
продуманность социума
многозначная метафора
блестящие актёрские работы
НЕУДАЧНО
небольшой бюджет
9
ОТЛИЧНО

Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.

Читайте также

Статьи

Maneater, Minecraft Dungeon и ремастер Saints Row. Обзор главных игровых новинок мая 12
0
21678
Maneater, Minecraft Dungeons и ремастер Saints Row. Обзор главных игровых новинок мая

Да, мы во всё это уже поиграли!

Кассандра Тарасова «Мыльные пузыри»
0
107078
Кассандра Тарасова «Мыльные пузыри»

Странствующий торговец продаёт детские мечты и фантазии в виде мыльных пузырей.

Что читает МирФ. Выпуск #5: карантинный 7
0
87650
Что читает МирФ. Выпуск #7: читательский

Наши подписчики вспомнили не только современную фантастику (Стивен Кинг, Лю Цысинь, Кэтрин Валенте, Марта Уэллс, Йен Макдональд и Ник Харкуэй), но и ранобэ «Волчица и пряности» и даже сборники знаменитого британского охотника.

Видео: минутный обзор настольной игры «Утиные истории»
0
239474
Видео: минутный обзор настольной игры «Утиные истории»

Это разговорная игра с элементами блефа и тайными ролями.

Тим Пауэрс «Последний выдох»: сюрреалистическая охота на привидений 1
0
107087
Тим Пауэрс «Последний выдох»: сюрреалистическая охота на привидений

Здесь призраки вселяются в людей и цитируют «Алису в Стране чудес», а люди едят призраков.

Цифровые помощники и виртуальные столы: приложения и сервисы для настольных ролевых игр 11
0
171481
Цифровые помощники и виртуальные столы: приложения и сервисы для настольных ролевых игр

Пригодятся не только для онлайн-игр, но и для традиционной компании за столом.

Наталия Осояну «Перо из крыла феникса» (часть первая)
0
396330
Наталия Осояну «Перо из крыла феникса» (часть первая)

Предыстория к трилогии «Дети Великого Шторма».

5 причин, почему Gideon the Ninth — одна из самых ожидаемых новинок года
0
233186
Почему стоит ждать Gideon the Ninth — книгу о некромантах в космосе

Космическое фэнтези с оригинальным сеттингом.

Спецпроекты

Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: