29

Слово главного редактора. Декабрь 2015

18 ноября 2015
Лин Лобарёв
18.11.2015
262
2 минут на чтение
Слово главного редактора. Декабрь 2015
Пытливый и любознательный читатель/зритель имеет с книгой/фильмом собственные, очень близкие, практически интимные отношения. Он сопереживает героям и зачастую рвётся им помочь, спорит с автором и порой винит его в несчастьях персонажей… И вообще воспринимает описанную вселенную практически как свою собственность. Это налагает на него огромную ответственность, и если во вверенной ему вторичной реальности что-то не соответствует его ожиданиям — к примеру, история заканчивается не так… или просто заканчивается… — он принимает меры.

Так появляются фанфики.

Но вот читатель/зритель убеждается, что вселенная по-прежнему ему подвластна, что он в состоянии туда вернуться и всё исправить лёгким росчерком пера, — и вот тут начинается самое интересное. Потому что, как следует обжившись в новом пространстве, он задаёт себе тот самый сакраментальный вопрос всея фантастики: а что, если?..

На этом вопросе построен абсолютно весь наш с вами любимый жанр. Неважно, идёт ли речь о западной космической опере, о советской фантастике ближнего прицела или о современной социальной прогностике — в основе всегда лежит пресловутое фантастическое допущение. Которое, собственно, и состоит из вышеупомянутого вопроса.

Так вот. Освоившись в, так сказать, базовой вторичной реальности, наш с вами пытливый читатель спрашивает себя: а что, если… Гарри Поттера распределят на Слизерин? Что, если экипаж «Энтерпрайза» столкнётся с самим собой из будущего? Что, если армия клонов обретёт коллективный разум и завоюет Корусант? Что, если Майлз Форкосиган родился девочкой? Что, если…

Хорошо проработанная вторичная реальность переживёт любые фантдопущения, сохранив себя неискажённой.

Так во вторичных реальностях появляется фантастическая литература. Пренебрежительное наименование «фанфик» маскирует её главную задачу: проверку вторичной реальности на прочность. Качественная, хорошо проработанная вторичная реальность переживёт, не поморщившись, любые фантдопущения, сохранив себя неискажённой. Как и в нашей реальности, фантастика может расширить её границы, добавить новые измерения, но не изуродовать, не извратить. А многие произведения по прошествии времени незаметно срастаются с каноном, и это лучшая судьба, какая только может выпасть фанфику. «Унесённые ветром» и «Скарлетт» уже давно воспринимаются как полноправная дилогия. А вот все попытки ввести в Средиземье злых эльфов так и остались апокрифами. Так же, как и многочисленные садомазохистские упражнения на тему Поттера и Малфоя существуют в собственной резервации, не смешиваясь с основным миром магической Британии.

Чтобы завершить мысль, давайте задумаемся ещё об одном аспекте. Вот, к примеру, приезжал ли и впрямь некто Хлестаков в некий уездный город? Или писатель взял уже знакомый нам вопрос «а что, если?» и написал фанфик? Просто фанфик по нашей основной реальности, а не по вторичной. И что такое, в конце концов, «Джейн Эйр», как не «ангст, гет, PG-13» в принятой нынче классификации?

Отмена расширенной вселенной «Звёздных войн» невозможна, как невозможна отмена всей художественной литературы. Просто на экраны выходит ещё один фанфик, отлично проработанный и не слишком далёкий от исходного корпуса текстов. А что он противоречит другим фанфикам — да кого это волнует, кроме горстки юристов? Никого! И это — замечательно.

Приятного чтения!

Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.

Статьи

Тим Пауэрс «Последний выдох»: сюрреалистическая охота на привидений 1
0
1114
Тим Пауэрс «Последний выдох»: сюрреалистическая охота на привидений

Здесь призраки вселяются в людей и цитируют «Алису в Стране чудес», а люди едят призраков.

Цифровые помощники и виртуальные столы: приложения и сервисы для настольных ролевых игр 11
0
62582
Цифровые помощники и виртуальные столы: приложения и сервисы для настольных ролевых игр

Пригодятся не только для онлайн-игр, но и для традиционной компании за столом.

Наталия Осояну «Перо из крыла феникса» (часть первая)
0
155683
Наталия Осояну «Перо из крыла феникса» (часть первая)

Предыстория к трилогии «Дети Великого Шторма».

5 причин, почему Gideon the Ninth — одна из самых ожидаемых новинок года
0
127716
Почему стоит ждать Gideon the Ninth — книгу о некромантах в космосе

Космическое фэнтези с оригинальным сеттингом.

Читаем комикс «Американский вампир: Звёздный час»
0
136473
Читаем комикс «Американский вампир: Звёздный час»

История о Голливуде, начинающих актрисах и вампирах, которые не прочь сорвать эти сочные плоды

Horror Movie World: как создавалась ролевая игра про киноужасы 5
0
220344
Horror Movie World: как создавалась ролевая игра про киноужасы

Автор игры рассказывает, как превратить штампы хоррора в игровую механику.

Марк Уве-Клинг «Страна Качества. Qualityland»: роман андроида о потреблении 1
0
210377
Марк Уве-Клинг «Страна Качества. Qualityland»: роман андроида о потреблении

Ядовитая сатира о людях, нейросетях и о том, можно ли сломать систему, оставаясь её частью.

Жора Марсофф «Свой человек»
0
476357
Жора Марсофф «Свой человек»

Лиричная история о роботе на борту космического корабля колонистов.

Спецпроекты

Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: