«Доктор Кто», 14-й сезон: эксперименты в пространстве-времени

27811
9 минут на чтение
В прошлом году «Доктор Кто» не только отметил 60-летний юбилей, но и в очередной раз переродился. Роль инопланетянина в синей будке досталась актёру Шути Гатве, известному по сериалу «Половое воспитание», а на пост шоураннера вернулся Расселл Т. Дэвис, который отвечал за перезапуск сериала в 2005 году. Новая эра началась с трёх спецвыпусков, но они, скорее, воздали должное истории Доктора и порадовали старых фанатов.

У четырнадцатого сезона, который завершился 22 июня, была непростая задача: одновременно сохранить преданную аудиторию и привлечь новых зрителей, да ещё и спасти шоу, переживавшее не лучшие времена. Удалось ли это? Давайте разберёмся.

Первое появление Пятнадцатого Доктора

«Доктор Кто: Церковь на Руби-роуд». Парадокс дедушки для нового таймлорда

Мария Шмидт

10.01.2024

34869

Гоблины, песни и опасный церковный шпиль
К делу Расселл Т. Дэвис приступил бодро: он обнулил нумерацию сезонов. Поэтому правильнее было бы назвать четырнадцатый сезон первым — и в этом, вопреки обыкновению, даже есть смысл. Мало кто из не знакомых с сериалом зрителей решится начать смотреть такое длинное шоу (и мы не берём в расчёт бесконечный олдскул!). Важную роль играет и то, что в создании «Доктора Кто» косвенное участие теперь принимает студия Disney — в Британии он продолжает выходить на ВВС, а в других странах на стриминге Disney+. Мышиный дом отвечает в первую очередь за зарубежный показ, который наверняка прибавил сериалу известности, и за расширение финансирования — благодаря ему шансы Доктора составить конкуренцию популярным у широкого зрителя телепроектам серьёзно возросли.
Новую обёртку оставалось только наполнить достойным содержанием. Безопаснее всего, вероятно, было бы снять стандартный «докторовский» сезон: не нагружать его лором и лишний раз не рисковать, чтобы не отпугнуть новых фанатов. Но Дэвис лёгких путей не ищет. Да, в первых сериях он рассказал историю с низким порогом вхождения — но потом пустился во все тяжкие. В итоге сезон получился весьма экспериментальным. Это вовсе не плохо — «Доктору Кто» давно не хватало встряски, — но и без минусов, как всегда, не обошлось.

К примеру, впервые Пятнадцатый Доктор появился в рождественском спецвыпуске под названием «Церковь на Руби-роуд». Чудесно, что рождественские эпизоды вернулись (их упразднили при прежнем шоураннере, Крисе Чибнелле), но многие зрители, особенно новички, не воспринимают их как часть основной истории и порой просто пропускают. А ведь «Церковь» очень важна — в ней происходит знакомство с Доктором Шути Гатвы и его встреча со спутницей Руби Сандей. Кроме того, в серии заложены основы интриги вокруг происхождения Руби.

Но посмотреть спецвыпуск догадается не каждый — а без него и сезон начинать не стоит. Хорошо, что сейчас на всех стримингах «Церковь» выложили вместе с основными эпизодами.

Такой разрыв не идёт на пользу сюжету ещё и потому, что без спецвыпуска знакомство с сериалом происходит в первой серии сезона — «Космодетках». На многие загадки здесь не найти ответа, и одна из них в том, почему Расселл Т. Дэвис решил начать историю именно с неё. «Космодетки» получились душевными и трогательными, в них есть хорошие моменты — но также есть кривоватая графика, не слишком эстетичная природа монстра и туалетный юмор. Старожилам сериала видеть это не впервой — но сомневаемся, что новых зрителей подобное заставит сразу влюбиться в шоу. Судя по отзывам, первая серия вышла самой неудачной, что печально.

Зато дальше начинается белая полоса. Следом за «Космодетками» идёт «Дьявольский аккорд» — самый близкий к жанру мюзикла эпизод, который смог позволить себе «Доктор» за всю историю. Это приятная серия с харизматичным и эпатажным злодеем, группой The Beatles и полноценным музыкальным номером в финале. Можно было бы заподозрить влияние Disney, но на самом деле такой стиль присущ и Расселлу Т. Дэвису: он начал первый перезапуск шоу с песни «Toxic» Бритни Спирс, периодически вставлял в серии оригинальные хиты и не раз заставлял антагонистов отплясывать под динамичную музыку. Жаль, конечно, что полноценным мюзиклом «Аккорд» не назовёшь — но эпизод всё равно оказался смелым экспериментом, и его, возможно, тоже не стоило ставить в начало сезона. Ведь он мог оттолкнуть ту часть аудитории, которая любовь к мюзиклам не разделяет.

Третья серия под названием «Бум» тоже вышла необычной: почти с самого её начала и до конца Доктор стоит на одном месте (вернее, на мине) и пытается понять, как сойти с неё живым. Этот эпизод принадлежит перу Стивена Моффата, который был шоураннером сериала в 2010–2017 годах, — широкому зрителю он больше известен как один из создателей «Шерлока». В нулевых Моффат не раз создавал серии под началом Дэвиса, и они неизменно оказывались одними из лучших в сезоне. Довольно ожидаемо, что он согласился написать ещё одну историю, хоть и грозился больше никогда не возвращаться к «Доктору Кто». Дэвис, кстати, тоже так говорил — и посмотрите, что из этого вышло.

«Буму» не сравниться с лучшими эпизодами сценариста, но тем не менее он хорош. Здесь есть всё, чем известен Стивен Моффат: жёсткий, суровый Доктор, дерзкая спутница, обмен колкостями, тема родительства и очень «ситкомное» стечение обстоятельств, когда все герои собираются в одном овраге. Главный минус — странное поведение дочери одного из персонажей, а главный плюс — фокус внимания на Докторе, благодаря которому мы можем оценить актёрскую игру Шути Гатвы и убедиться, что он всё тот же Доктор, хорошо знакомый нам герой.

Здорово, что Моффат и Дэвис воссоединились впервые за 15 лет и одним эпизодом их сотрудничество не завершилось — рождественский спецвыпуск этого года тоже будет писать Моффат, что говорит об очень большом доверии шоураннера. Расселл даже предлагал сделать «Бум» первой серией сезона — возможно, так было бы лучше, но настолько необычная серия тоже могла бы отпугнуть нового зрителя.

После «Бума», полностью сосредоточенного на Докторе, идут «73 ярда», в которых его почти нет, — Шути Гатва был занят на съёмках «Полового воспитания». В центре сюжета оказалась Руби в исполнении Милли Гибсон. Но именно благодаря производственным ограничениям эта история стала самой запоминающейся и, возможно, самой экспериментальной. Сам Дэвис говорил, что «73 ярда» — один из лучших эпизодов, который он писал в своей жизни. О вкусах не спорят, но «Ярды» действительно столь же великолепны, сколь и непонятны. Сценарист не даёт чётких ответов на важные вопросы, и в результате после просмотра совершенно неясно, что произошло и почему.

Атмосферность серии с лихвой компенсирует этот изъян для зрителей, согласных обойтись без логических объяснений. А те, кто всё же хочет постичь смысл, находят его в собственных догадках и психологических метафорах. Плох такой подход или хорош — вопрос спорный, но поклонников у «Ярдов» гораздо больше, чем хейтеров.

В следующей серии, «Точка и пузырь», Доктора тоже довольно мало. Вместе с Руби он общается по видеосвязи с главной героиней истории — Линди, жительницей утопического города будущего. В нём всё прекрасно до тех пор, пока жуткие и отвратительные монстры не начинают пожирать горожан одного за другим. Вместе с Линди зрителям предстоит найти дорогу к спасению, попутно узнав о ней много нового.

Серии, в которых вместо Доктора или спутницы на первый план выходит новый персонаж, всегда привносили в шоу приятное разнообразие. А здесь к тому же этот персонаж вышел не самой приятной личностью. Дэвис явно черпал вдохновение у «Чёрного зеркала»: он поднял темы классовой, расовой и даже возрастной дискриминации и вывел мораль об обществе и роли технологий.

«Плут», предпоследняя история, — оммаж «Бриджертонам», псевдоисторической романтической драме, которая с 2020 года выходит на Netflix. «Бриджертоны» сейчас очень популярны, а Расселл Т. Дэвис держит руку на пульсе, когда дело касается запросов аудитории. Неудивительно, что он решил сделать эпизод в антураже Регентства: с красивыми нарядами, романтикой, каверами популярных современных песен — и с пришельцами тоже. Пожалуй, «Плут» вышел самой традиционной серией сезона — да и написал её не Дэвис, а приглашённые сценаристки Бриони Редман и Кейт Херрон («Локи»).

Сказать, что потом хорошие серии кончаются, было бы слишком резко, но финал всё-таки подкачал. Ставки в нём не так высоки, как автору хотелось бы показать, и это становится ясно очень быстро. Часть второстепенных персонажей ощущаются лишними — например, Роза Ноубл, с которой мы познакомились в юбилейных спецвыпусках.

Зрители разгадали далеко не все загадки сезона, а те тайны, что всё же были раскрыты, оказались куда банальнее, чем можно было предполагать. В одной из интриг заключён интересный жизненный посыл, но она только порождает нестыковки и новые вопросы. Возможно, в следующем сезоне на них найдутся ответы — в противном случае фанатам снова придётся спасаться метафорами.

В целом финал, как и вся арка сезона, ощущается вторичным — в нём сочетаются привычный стиль Расселла Т. Дэвиса, сюжетные ходы Стивена Моффата и масштаб событий сезона «Поток» авторства Криса Чибнелла. В отличие от последнего, нынешний шоураннер хотя бы внятно разрешил ситуацию, но не смог сделать разгадку тайны и победу над злодеем достаточно удовлетворительными. Выходит, что удачнее всего получились не начало или конец сезона и не его сюжетная арка, а одиночные серии, не связанные с основной историей.

Ещё один неоднозначный момент — переход повествования в плоскость фэнтези. «Доктор Кто» никогда не был твёрдой научной фантастикой, но всё же события в нём обычно объяснялись научными допущениями. Теперь об этом и речи нет — в сюжете фигурируют суеверия, фольклор, пантеоны богов и магические круги фей, а зрителям остаётся только принять новые правила игры.

Обтекаемое объяснение такой перемены давали в юбилейных спецвыпусках — тогда Доктор случайно призвал мифы в наш мир. Но ощущаться менее чужеродными фэнтези и мистика не стали. Эта тема продолжится и в следующем сезоне — но, будем надеяться, надолго не затянется. Баланс между фэнтези и научной фантастикой «Доктору Кто» обычно удаётся сохранять более тонко.

А как обстоят дела с раскрытием центральных персонажей? Неплохо, но можно было лучше. Шути Гатве не составило труда с первого появления покорить зрителей своим обаянием. В сезоне ему удалось одновременно сохранить дух героя и показать его новые уникальные черты. Многие зрители жаловались, что новый Доктор слишком часто плачет, — но это можно счесть особенностью текущей регенерации. Разделение Четырнадцатого и Пятнадцатого в финале юбилея подразумевало, что герой проработает наконец многочисленные травмы и позволит себе прочувствовать их как следует. И вот теперь мы получили Доктора, который не стесняется показывать эмоции. Ближе к финалу, впрочем, он опять пытается уйти в себя — и можно предположить, что внутренние конфликты сценаристы ему ещё обеспечат.

А вот в Руби до сих пор чего-то не хватает. Спутницу нельзя назвать картонной: она очень приятный человек, которому хочется сопереживать, у неё есть индивидуальность, чувства и желания. Но нет изъянов — а они важны, чтобы персонаж ощущался по-настоящему живым. За девять серий у Руби так и не обнаружилось никаких недостатков, и это невыгодно отличает её от большинства популярных спутниц. В первом сезоне 2005 года Роза Тайлер не стеснялась показывать характер, конфликтовать с Доктором и даже идти наперекор его воле. Здесь же единственное противостояние между Руби и Доктором есть в серии «Бум», да и то оно напоминает, скорее, ссору Двенадцатого и Клары.

У героев мало не только конфликтных ситуаций, но и тёплых, уютных моментов взаимодействия и разговоров в ТАРДИС. Если в первой эре Дэвиса мы в реальном времени наблюдали, как Доктор и спутница знакомятся и постепенно узнают друг друга, то теперь за кадром почему-то проходят месяцы, за которые персонажи успевают стать лучшими друзьями. Малое количество серий раскрытию отношений тоже не способствует — хотя их и больше, чем в прошлом сезоне.

После всех перечисленных выше минусов можно решить, что сезон плох, сериал мёртв, а Расселл Т. Дэвис потерпел сокрушительную неудачу. Но это не так. Несмотря на недостатки, история вышла увлекательной, душевной, динамичной и разнообразной, пусть и довольно хаотичной. За Доктором и спутницей приятно наблюдать — между ними чувствуется химия, а их энтузиазм и восторженный взгляд на мир заразительны. Судя по отзывам, у шоураннера получилось вернуть то ощущение, которое многим давал сериал до 2017 года. Хочется пересматривать эпизоды, обсуждать их и, конечно же, поскорее увидеть продолжение. Возможно, это и не лучший сезон Дэвиса — но определённо лучший сезон «Доктора Кто» за последние годы.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Чужой: Земля»: первые впечатления. Ксеноморф на свободном выгуле

Сериалы

«Песочный человек», 2-й сезон: книга хуже?!
Хроника кризиса среднего возраста

Сериалы

«Очи Ваканды»: Очи чёрные, очи жгучие
Как минимум это красиво, как максимум — увлекательно.

Сериалы

«Уэнсдей», 2-й сезон: первые впечатления. Мрачно, стильно, интересно!
Тим Бёртон в отличной форме.

Сериалы

Лучшие сериалы 2025 года: первое полугодие. Фантастика, фэнтези и не только
Это ещё не итоги — но кое-что уже можно советовать.

Сериалы

Что там у «Рика и Морти» в 8-м сезоне? Риковое поле экспериментов
Семья Санчесов подвинула Рика, а сам он как будто прошёл психотерапию.

Сериалы

«Уэнсдей» vs «Леденящие душу приключения Сабрины»: какой сериал лучше?
Эпическая битва мистических девушек

Сериалы

Какие сериалы смотреть в августе 2025? Американская готика, шотландские попаданцы, русские чудеса
А также Чужие против андроидов и корейские ангелы в полосочку.

Сериалы

«Левиафан»: неправильное аниме по самому анимешному стимпанку
Почему самая точная экранизация книги про летающих китов вряд ли станет хитом.

Сериалы

Как «Лазарь» Синъитиро Ватанабэ отражает эмоциональную боль нашей эпохи
Аниме меняется вместе с миром, и «Лазарь» — яркий тому пример.
Показать ещё