«Шерлок» закончился так, как надо

66712
5 минут на чтение
На BBC завершился показ четвертого и, возможно, последнего сезона сериала «Шерлок». Третий сезон оборвался на фирменном для сериала клиффхэнгере. Мориарти, почивший в конце второго сезона, сообщил о своем возвращении, и отправленный было в ссылку за убийство Шерлок должен выяснить, как злодею удалось пережить выстрел в голову.

Авторы сериала Стивен Моффат и Марк Гэтисс взяли высокую ноту, и нужно было сильно постараться, чтобы не сфальшивить. Зрители, как это часто бывает, не сошлись во мнениях, удалось ли авторам взять задранную планку.
Осторожно, восточный ветер несет вас в глубокие воды спойлеров!
Майкрофт Холмс с группой подручных обыскивает квартиру своего младшего брата на Бейкер Стрит в поисках зацепок, намеренно оставленных хладнокровным и расчетливым Шерлоком. «Какой же вы идиот, — осаживает его миссис Хадсон, — Шерлок уже давно — сплошные эмоции!»

Замените в этом фрагменте Майкрофта на зрителя, а миссис Хадсон — на Моффата и Гэтисса. Теперь вы понимаете, что стало с сериалом. Начинался «Шерлок» как остроумное шоу, которое, подобно титульному герою, водит зрителя за нос, оказывается на шаг впереди и непременно тычет нам в лицо своим умом. Вот Холмс делает неочевидный вывод об очередном посетителе — и вы уже соревнуетесь с ним в дедукции, ищете подсказки, пока на экране не всплывают титры из шерлоковских чертогов разума. Вы непременно проиграете, но, подобно Ватсону, будете очарованы тем, с каким блеском вас обставили.
В четвертом сезоне «Шерлок» перестает быть шоу о хамоватом засранце, который пользуется читерскими способностями своего нечеловеческого ума для раскрытия диковатых и увлекательных дел. Отныне это личная драма каждого из героев. Игры в дедукцию закончились — для авторов, как и для Шерлока, они стали просты и предсказуемы, а значит, и зрителя удивлять больше нечем.

Очередное путешествие в чертоги разума оставило бы сериал на месте, а это непозволительная роскошь, когда ты выпускаешь три серии за несколько лет. В четвертом сезоне авторы погружаются в чертоги души, показывают эволюцию персонажей и их взаимоотношений.
Например, с новой, не самой приятной стороны открывается Джон Ватсон. События нового сезона дают зрителю понять: все это время сверхчеловеком был не Шерлок, а его сосед по комнате.

Шерлок: Все мы просто люди.
Ватсон: Даже ты?
Шерлок: Даже ты.
Авторы уходят от образа непререкаемо верного и идеального в морально-этическом плане Ватсона достаточно, чтобы разрушить нимб над его головой, но при этом не сломать персонажа, а дать ему толчок к развитию и принятию себя.
Очеловечен в этом сезоне и Майкрофт «британское правительство» Холмс, известный также как «википедия» и «рептилия». Последнего звания он вовсе не заслуживает — и доказывает это импульсивным служебным романом, просмотром старых фильмов с улыбкой на устах и паническим страхом перед клоунами. Но пиковым моментом для его персонажа становится, конечно, благороднейшая по своей цели попытка спровоцировать Шерлока в последней серии.

Жемчужина сезона — миссис Хадсон. Авторы и раньше давали намеки, что старушка не так проста, но в этот раз она просто вышибает из зрителя дух. И нам должно быть стыдно, что Хадсон нас так удивила, ведь она уже рассказывала о своем незаурядном прошлом. Да и в конце концов — у человека недвижимость в центре Лондона! А мы, как всегда, видели, но не замечали.
Конечно, есть персонажи, которым в этом сезоне не так повезло. Молли Хупер, на которую мы возлагали такие надежды, едва получила экранное время и в течение всего этого времени выглядела чересчур несчастной и забитой. Конечно, с ней связана одна из самых эмоциональных сцен не только сезона, но и всего сериала. Однако едва ли можно говорить о развитии или раскрытии персонажа.

Обломом года можно считать Джима Мориарти. Непростительно завязать весь сезон на его личности, а затем ограничиваться камео. Пусть ярким и важным для сюжета, но все же камео.

Главным же разочарованием в новом сезоне становится Мэри Ватсон. Жена Джона как персонаж не только не эволюционирует, но даже немного деградирует, превращаясь из самобытного героя в сценарный инструмент. Происходящее с ней в «Шести Тэтчер» необходимо только для развития другого персонажа — доктора Ватсона. Ее дальнейшее присутствие тоже нужно лишь для движения сюжета и более глубокого раскрытия главных героев.
Однако авторы не забывают, что ось всего сериала — детектив в охотничьей кепке. В прошлом Шерлок встречался с испытаниями разной степени сложности, которые понемногу гуманизировали его характер. В четвертом сезоне эта эволюция скачкообразна. Возможно, изначально авторы хотели дать Холмсу больше времени на познание себя, но последовавшая за успехом сериала востребованность актеров привела к более поспешному раскрытию главного героя.

Это немного сбивает с толку: в короткий срок Шерлок переживает испытания смертью, дружбой, семьей и прошлым, на глазах трансформируясь в нового человека. Неудивительно, что к концу у некогда получеловека-полуробота случается натуральный нервный срыв, да и гениальный мозг сыщика начинает допускать ошибки. Надо отдать должное Камбербетчу: он очень здорово отыгрывает метаморфозы и смятение своего героя.
Спорным моментом стало появление сестры Холмсов — Эвр. У Моффата и Гэтисса было много карт для розыгрыша. Они выбрали проходящие через сериал образы «восточного ветра» и «глубокой воды». Выбор столь же неочевидный, сколько неоднозначный. С драматургической точки зрения столкнуть в решающем бою Шерлока с его собственным прошлым — шаг достаточно красивый. Но борьба Шерлока с воспоминаниями никогда не была центральным конфликтом сериала.

Да, Мориарти заставлял Шерлока расследовать его самое первое дело с утонувшим мальчиком. Да, в третьем сезоне Шерлока от смерти спасает пес Редберд (Рыжая борода), скрытый в его чертогах разума. Вместе с Майкрофтом, напевающим сказку о «восточном ветре», эти моменты обыграны в концовке не без изящества.

Но, может, в таком случае не стоило делать в течение всего шоу такой акцент на противоборстве Шерлока и Мориарти — чтобы мы не ждали в финале именно этой схватки? Зачем было начинать воскрешение Мориарти, если доводить его до ума никто так и не стал? Из-за таких решений кажется, что Моффат и Гэтисс просто не были уверены, на чем они захотят сконцентрироваться в конце, и потому оставили себе сразу несколько лазеек. И сериал превращается в обед без десерта: ты вроде наелся, но тебе как будто чего-то недодали.
Несмотря на недостатки, «Шерлок» заканчивается так, как и должен. Все персонажи прошли свой путь из точки А в точку Б и стали теми, кто они есть, а не теми, какими их хотели видеть. Все испытания прошла дружба Холмса и Ватсона, по-настоящему закалившись в бою и не оставив поводов думать, что Холмс и Ватсон дружат просто потому, что должны.
Шерлок Холмс из великого сыщика стал хорошим человеком. А мы получили сериал, который оставил отпечаток на всей современной культуре — и который, как и советский сериал о Шерлоке Холмсе, спустя годы будет не грех пересмотреть.
— Ты что, фанат?
— Ну, это великий сериал, сэр.
— Больше, чем великий. Это хороший сериал.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статьи

Сериалы

Сериал «Чужой: Земля»: первые впечатления. Ксеноморф на свободном выгуле

Сериалы

«Песочный человек», 2-й сезон: книга хуже?!
Хроника кризиса среднего возраста

Сериалы

«Очи Ваканды»: Очи чёрные, очи жгучие
Как минимум это красиво, как максимум — увлекательно.

Сериалы

«Уэнсдей», 2-й сезон: первые впечатления. Мрачно, стильно, интересно!
Тим Бёртон в отличной форме.

Сериалы

Лучшие сериалы 2025 года: первое полугодие. Фантастика, фэнтези и не только
Это ещё не итоги — но кое-что уже можно советовать.

Сериалы

Что там у «Рика и Морти» в 8-м сезоне? Риковое поле экспериментов
Семья Санчесов подвинула Рика, а сам он как будто прошёл психотерапию.

Сериалы

«Уэнсдей» vs «Леденящие душу приключения Сабрины»: какой сериал лучше?
Эпическая битва мистических девушек

Сериалы

Какие сериалы смотреть в августе 2025? Американская готика, шотландские попаданцы, русские чудеса
А также Чужие против андроидов и корейские ангелы в полосочку.

Сериалы

«Левиафан»: неправильное аниме по самому анимешному стимпанку
Почему самая точная экранизация книги про летающих китов вряд ли станет хитом.

Сериалы

Как «Лазарь» Синъитиро Ватанабэ отражает эмоциональную боль нашей эпохи
Аниме меняется вместе с миром, и «Лазарь» — яркий тому пример.
Показать ещё