
Уже в наши дни некто в жуткой маске для пластической хирургии (да, теперь у нее есть происхождение) решает отомстить за доведенного до ручки инвалида и одного за другим отправляет лейквудских тинейджеров в морг. Старшеклассница Эмма пытается выяснить, кто лишает ее друзей жизни и почему именно ей убийца названивает на мобильный и присылает жуткие сувениры.
Жанр: ужасы
Продюсер: Джилл Блотевогель
В ролях: Вилла Фицджеральд, Бекс Тейлор-Клаус, Джон Карна
Премьерный показ: 30 июня — 1 сентября 2015 года
Продолжительность: 10 эпизодов по 42 минуты
Можно было начать этот обзор с экскурса в историю слэшеров, припомнить все фильмы франшизы «Крик» и их аналоги и после этого как-нибудь вырулить к разбираемому телесериалу в попытке отыскать его место в жанре. Но 30 августа 2015 года не стало Уэса Крэйвена, создателя оригинального «Крика» и «Кошмара на улице Вязов».
Так уж сложилось, что сериал «Крик» от канала MTV стал последним проектом, который мастер курировал и почти довел до конца. Любители всевозможных знаков свыше и совпадений могут даже увидеть что-то мистическое в том, что Крэйвен ушел перед самым финалом сезона, не дождавшись зрительской реакции на разоблачение убийцы в маске. Может, оно и к лучшему.
Надо сразу сказать, что телевизионный «Крик» сам по себе неплох и, носи он другое название, претензий бы почти не было. Но зловещий силуэт оригинала нависает над отпрыском и острым лезвием подчеркивает моменты, в которых тот отстает от прародителя.
Сценарий фильма «Крик» (1997), написанный дебютантом Кевином Уильямсоном, листало множество маститых режиссеров, в числе которых был, к примеру, Роберт Родригес. Но ни один из них не понял сути. Лишь Уэс Крэйвен, крестный отец жанра ужасов, увидел не просто очередной ширпотреб про тупых подростков и убийцу в маске, а искреннее признание в любви и ненависти к молодежным ужастикам, их условностям, штампам и веселой глупости. Он без колебаний взял проект под патронаж и вырастил из него тетралогию, заключительная часть которой стала последним фильмом мэтра.
«Крик» всегда балансировал на грани между иронией и серьезностью. Это вроде бы пародия, но в рамках жанра, как, к примеру, недавний шпионский боевик Kingsman. Фильм высмеивает те известные правила хорроров («одиночки умирают», «обнажившаяся героиня обречена», «выживает лишь пай-девочка» и тому подобные), по которым и сам играет. Именно в этой двойственности, пожалуй, и заключается причина былого успеха франшизы. А еще, конечно, в симпатичных и запоминающихся героях, сыгранных прекрасными актерами. Сериал от этой классической формулы очень далек.
К истории Сидни Прескотт, шерифа Дьюи и наглой журналистки Гейл из оригинального фильма творение MTV не имеет никакого отношения, что, несомненно, плюс. В «Крике 4» Крэйвен предельно ясно выразил свое отношение к ремейкам и, кажется, был все-таки услышан алчными телебоссами. А потому «ScreaMTV» — это не прямой ремейк и даже не переосмысление. С оригиналом его вообще роднят лишь маска маньяка и персонаж-гик, который подмечает сходства между происходящими событиями и киноштампами.
То, что производством сериала занимается MTV, причем сегодняшний (бледная тень в прошлом крутого телеканала), заметно сразу. Выяснения, кто с кем переспал и кто на кого обижен, занимают больше экранного времени, нежели беготня за маньяком или от него. Поначалу все происходящее отдает какой-нибудь «Сплетницей» или «Дневниками Кэрри». Но вот в сюжет постепенно вплетается старая добрая игра в «Десять негритят», и такое обилие мелодрамы обретает смысл. К героям за пару серий если и не проникаешься симпатией, то привыкаешь, и когда выясняется, что они не просто смертны, а внезапно смертны, на это уже не наплевать. В сценах с участием убийцы ты уже не спокойно попиваешь чаек, а то и дело вскрикиваешь: «Нет, не трогай ее! Вот его режь!»
Герои в целом соответствуют архетипам, высмеянным в «Хижине в лесу». Есть наивная и невинная Эмма, стерва Брук, альфа-самец Джейк, гик Ноа и неформалка Одри (последние двое беззастенчиво крадут все зрительские симпатии). Ни один далеко не выходит за рамки указанных типажей, но каждый прописан достаточно, чтобы вызывать у зрителя больше одной эмоции. Кроме Эммы: она раздражает. Но с этим можно и смириться.
Как ужастик «Крик», конечно, некомпетентен. Но как детектив он добросовестно исполняет программу-минимум: периодически подбрасывает неожиданные повороты, пару раз меняет главных подозреваемых и регулярно откапывает страшные тайны прошлого. Да и убийцу можно вычислить самостоятельно лишь незадолго до финала. Ничего особенного, если это не первое произведение на подобную тему в вашей жизни (в противном случае вы вообще откуда?), но впечатление оставляет приятное. И вновь мы подходим к тому, что проблем было бы меньше, называйся сериал «Резня в Лейквуде» или как-то еще. Но это, черт побери, «Крик».
Неужели современное телевидение избавилось от старых штампов? Неужели не обросло десятками новых трендов и дурацких условностей? Если так, почему же на весь сериал есть лишь один гик Ноа, единожды упомянувший «Маленьких обманщиц» да пару раз «Декстера», а в остальном это самый обычный, средней руки детектив? Казалось бы, франшиза вышла на новый для себя уровень, ведь рядом с такими продуктами, как «Настоящий детектив» или «Ганнибал», стать телесериалом совсем не зазорно, но открывшимися возможностями совершенно не пользуется.
Конечно, подобное осовременивание не так плохо, как «Кошмар на улице Вязов» 2011 года, да и, по правде говоря, гораздо лучше, чем ожидало большинство. Но все равно чертовски обидно. Особенно от того, что Уэс Крейвен с его авторским видением уже не сможет помочь создателям советом и направить их по другому пути.

Рекомендуем
Почему Хаяо Миядзаки — гений. Все фильмы великого режиссёра
Уморительные ляпы в книгах
Самые ожидаемые фантастические игры 2023 года: Diablo IV, Hogwarts Legacy, Atomic Heart и многие-многие другие
«Игра престолов» основана на реальных событиях
Как Чёрная Пантера в комиксах воевал с Ку-клукс-кланом и Людьми Икс
Наши комиксы
Комикс: Бан за спойлеры
Заткните кто-нибудь пророка!
Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.