Человек любит играть. Азарт, волнение, накал страстей, томление духа, жажда выигрыша, желание одолеть соперника — всё это неотъемлемые черты людской психологии и часть нашей жизни. Игра для нас — не только возможность поднять настроение, пощекотать нервы и пополнить карман, но и в некотором роде модель окружающего мира, а также важный способ общения.

Когда сегодня речь заходит о настольных играх, обыватель первым делом вспоминает домино и карты (реже — шахматы и шашки). Возникает впечатление, что эти игры упали с неба в незапамятные времена, а до них человечество ни во что не играло. Конечно, это не так. Эволюция настольных игр была долгой и трудной, люди шли методом проб и ошибок, создавая различные игровые системы. Некоторые из них просуществовали тысячи лет и потом затерялись во тьме веков. Археологи находят множество свидетельств, описаний, даже деталей настоль ных игр глубокой древности. Их история полна тайн, загадок, странных совпадений и удивительных открытий.

Первая «настольная игра» появилась, когда ещё не было столов как таковых: это был жребий, спрятанный в кулаке, или плоский камешек с отмеченной стороной. Большинство легенд и мифов приписывает изобретение азартных игр богам и героям, но, наверное, всё произошло более прозаично: шаманы разбрасывали кости жертвенных животных, веточки и камешки, по которым читали настоящее и предсказывали будущее. Кто первым додумался набрать камешков и насыпать их в лунки, история умалчивает, но произошло это где-то на востоке Африки, в колыбели цивилизации.

МАНКАЛА

Древнейшей настольной игрой считается манкала. Строго говоря, игры с таким названием не существует: манкала (искажённое арабское naqala — перемещение) — это большая семья игр с перекладыванием камешков. Её история, по самым строгим предположениям, насчитывает пять тысяч лет, а многие учёные дают ей и все семь. Камни с выбитыми рядами лунок найдены в древнем городе Алеппо в Сирии, в храмах Мемфиса, Фив и Луксора в Египте и вдоль караванных путей в пустыне Калахари (отсюда другое название игры — калах). Даже в пирамиде Хеопса нашли такую «доску» с игровым полем. Эти игры широко распространились и дожили до наших дней. Манкала издревле была популярна у кочевых народов: не надо возить с собой доску и фигурки — достаточно выкопать в земле дюжину лунок, взять горсть кофейных зёрен, и можно играть. Сегодня почти у всех народов Африки и Азии существуют подобные игры. В западной Африке это оуа и овари, у казахов и киргизов — тогыз кумалак, а у индийцев — паллантуджи и олинда келия. Самой редкой игрой этого семейства является трёхрядная габата из Эфиопии и Сомали, а самыми сложными — четырёхрядные бао и омвесо из центральной Африки. В Германии детский вариант игры продаётся под названием Apfelklau («Укради яблоко»), в СССР она называлась калах. Названий множество, число рядов, лунок и камней варьируется, но основные принципы схожи: нужно занять лунку, дающую право отобрать камни у соперника, и в итоге скопить у себя больше камешков.

Азартные игроки древности могли устроить себе развлечение на первом же встреченном камне...

Азартные игроки древности могли устроить себе развлечение на первом же встреченном камне…

Помимо чисто развлекательного момента, подобные игры содержат «генетическую» память человечества о переходе от охоты и собирательства к земледелию. Движение по кругу символизирует цикличность года и смену сезонов, раскладывание камешков — одновременно посев зерна и сбор урожая, а пустые лунки — голод и недород. Здесь же «прячутся» древние гадательные ритуалы и самые первые счётные доски.

...а современные любители и вовсе довольствуются песочком

…а современные любители и вовсе довольствуются песочком

Манкала завораживает и производит на неискушённого наблюдателя впечатление чистого шаманства. Она интересна и начинающим, и мастерам. Правила можно усвоить за пять минут, но сама игра далеко не так проста, как может показаться: у неё особая, трудноуловимая тактика, основанная на точном подсчёте. Соперник не должен «голодать», и, если он теряет все семена, нужно дать ему своих, чтобы продолжить игру. Хороший манкалист вообще не может быть жадиной и эгоистом, ибо в этой игре действуют правила «Кто хочет получать, должен научиться отдавать» и «Кто лучше сеет — больше соберёт». Всё решают нюансы, каждый ход полностью меняет ситуацию на доске, число комбинаций огромно, и анализ их — захватывающее дело. В частности, по этой причине манкалу в наши дни рекомендуют педагоги и воспитатели для развития у детей внимательности, счётных навыков и мелкой моторики. Многие фирмы производят эту игру (есть даже варианты для четырёх игроков), однако всех затмевают знаменитые резчики республики Гана, которые делают игровые наборы изумительной красоты.

Овари пользуется в наше время огромной популярностью

Овари пользуется в наше время огромной популярностью

Игру эту окружает множество мифов. Масаи верят, что манкалу придумал Синдилло, первый человек. В Гане игра овари была частью боевой подготовки — перед походом воины играли в неё, проверяя свою реакцию. А если умирал король, совет организовывал турнир, и победитель становился преемником. Эта же игра упомянута в малийском эпосе «Сундьята» народа мандинго. А современные малийские ученики играют в овари после школы.

Бао (вверху), калах (в центре) и овари (снизу) — игры одного семейства, где игровой процесс состоит в «перекладывании камешков».

Бао (вверху), калах (в центре) и овари (снизу) — игры одного семейства, где игровой процесс состоит в «перекладывании камешков»

В Буркина-Фасо проходят регулярные турниры между городами. Профессиональные игроки Танзании изучают тактику и стратегию игры бао так же серьёзно, как шахматисты, и ни один европеец пока не выиграл даже у худших из них. У племени йоруба существуют две разновидности такой игры: в одну (абапа или айоайо) играют мужчины, в другую (нам-нам или просто айо) — женщины и дети.

Название овари связывают с именем Катакие Опоку Варе I, короля Ашанти (древнего государства на территории современной Ганы), который имел привычку улаживать с помощью игры семейные ссоры: после партии супруги начинали гораздо лучше понимать друг друга, а словом «warri» в Гане до сих пор называют женатого человека. Однако в соседнем Того есть пословица-предостережение для ярых игроманов: «Овари — главная причина разводов». А король Ганы Шунба Балонгобо так любил эту игру, что завещал изваять себя в виде статуи с доской для овари на коленях и ещё одной на голове как символами власти и ума.

Игра использовалась и в погребальных ритуалах: люди развлекали дух умершего, пока тело не похоронено. На деревенской площади обычно было две доски — прямая и выгнутая, и селяне выбирали ту, которую покойный недолюбливал, чтобы его дух не захотел к ним присоединиться. По этой же причине считалось опасным продолжать игру после заката, а доски ночью выставляли за порог, чтобы духи тоже могли сыграть.

Удивительно, но в этой древнейшей игре нет элемента везения, всё зависит от внимания и интеллекта. В том, что касается игр, человечество нескоро вернётся к подобному подходу.

ИГРА ИЗ ГОРОДА УР

С возникновением первых крупных городов, ставших центрами древней цивилизации, появляются и первые «настоящие» настольные игры с передвижением фишек по доске. На звание древнейшей претендуют несколько; все они относятся к семейству гонок и играются при помощи костей.

По реконструированным правилам в «Шахматы Вавилона» играют и сейчас

По реконструированным правилам в «Шахматы Вавилона» играют и сейчас

Его королевское величество Шунба Балонгобо считал, что игры — свидетельства ума и символы власти

Его королевское величество Шунба Балонгобо считал, что игры — свидетельства ума и символы власти

Первую — «Шахматы Вавилона», древнюю шумерскую игру, — обнаружил в 1927 году британский учёный-археолог сэр Леонард Вулли при раскопках древнего города-государства Ур в Месопотамии, на территории современного Ирака. На игровой доске 20 квадратов. Они сгруппированны в два блока — большой и малый, — соединённых мостиком. К доске прилагаются по семь фишек и кости в виде тетраэдров. Этот царский набор исключительно красив, богато инкрустирован пластинками перламутра, красного известняка и лазурита, а сложная разметка полей явно несёт не только орнаментальную, но и смысловую нагрузку. На всех досках из гробниц есть восемь квадратов, отмеченных розетками, — такие восьмилепестковые цветы изображались у входа во Врата Иштар. Узор прочих квадратов на разных досках различался или отсутствовал. Названия и правил этой игры история не сохранила, поэтому ныне её называют «Царская игра из города Ур» или просто ур. Существуют предполагаемые реконструкции правил, основанные на записях с более поздних глиняных табличек, но не факт, что они относятся именно к этой доске.

То была эпоха первых великих царств и завоеваний, что не могло не отразиться на игре. Выемки символизировали реку, а игра — военный поход за эту реку и возвращение домой с добычей. Фишки вводились на доску, двигались через мостик на малый блок, описывали петлю и возвращались, а по пути рубили фишки противника. Урская игра также была гадательной практикой (будет поход удачен или нет) и частью ритуала инициации воина — ведь игры нардового типа развивают мышление и реакцию, учат быстро принимать решения в стремительно меняющейся обстановке и действовать практически интуитивно.

C помощью этой игры шумеры определяли, будет ли успешным военный поход. Узор на каждом из квадратиков нёс свою смысловую нагрузку

C помощью этой игры шумеры определяли, будет ли успешным военный поход. Узор на каждом из квадратиков нёс свою смысловую нагрузку

СЕНЕТ

Ещё один претендент на первенство — египетская игра сенет.

В древнем Египте сенет был самой популярной и важной игрой. Как светское развлечение сенет известен с V династии (около 3500 лет до н.э.), а в более поздние времена он стал ассоциироваться с путешествием в потусторонний мир (слово «сенет» означает «прохождение»). Сенет упоминается в 17-й главе «Книги мёртвых» и других религиозных текстах Нового царства. Египтяне полагали, что после смерти душа отправляется в путешествие по миру мёртвых, во время которого земные дела человека получают оценку. Если они будут признаны чистыми, душа сольётся с богом солнца Ра, и покойный станет бессмертным. Этот сюжет часто изображался художниками. На фреске из гробницы Нефертари царица играет с невидимыми силами потустороннего мира. Различные этапы игры отражают путешествие души, а победа символизирует её единение с богом.

На этой фреске за игрой в сенет запечатлена египетская царица Нефертари

На этой фреске за игрой в сенет запечатлена египетская царица Нефертари

Чтобы вникнуть в суть подобного деяния, надо увидеть мир глазами древних египтян. Для них смерть была не завершением жизни — она была частью жизни, таким же периодом, как детство, отрочество, зрелость. Людям XXI века трудно осознать, что для египтянина игра не просто шла под покровительством богов, нет, — древний человек играл непосредственно с богами. Он знал, что в загробной жизни ему предстоит магическое испытание, однако ждать смерти было совершенно не обязательно: бросая палочки и двигая фишки, человек уже обеспечивал себе безопасное прохождение лабиринтов и ловушек загробного мира, а из-за присущего игре элемента случайности считалось, что удачливый игрок находится под покровительством богов.

Для древних египтян сенет был не столько игрой, сколько духовной практикой

Для древних египтян сенет был не столько игрой, сколько духовной практикой

Первые находки игровых наборов для сенета относятся к числу сенсационных открытий начала XX века. Тогда археологи обнаружили среди прочих вещей загадочные, похожие на косметички палетки и коробочки из камня, дерева и керамики. В эпоху Нового царства эти наборы приняли каноническую форму удлинённого продолговатого ящичка, а фишки из башенок и лепёшек стали конусами и катушками. Фараоны Аменхотеп III и Рамсес III были страстными любителями сенета, в гробнице юного Тутанхамона тоже обнаружилось несколько комплектов изумительной сохранности. Один из них, чёрный с золотом, на подставке с ножками в виде львиных лап, является непревзойдённым образцом позднего египетского искусства. Сенет был широко распространён в Египте в течение трёх тысяч лет со времени Древнего царства (2600 г. до н.э.) до конца римского периода (350 г. н.э.) и канул в Лету с упадком всей древнеегипетской цивилизации. Отдельные его элементы унаследовала арабская игра таб, в которую играют бедуины в Судане.

Так выглядел сенет в эпоху Древнего царства

Так выглядел сенет в эпоху Древнего царства

Египтяне не записывали правила игр, разве что в папирусе Рамсеса III есть заклинание для прохождения сенета (вот когда появились первые чит-коды!). Вероятно, это знание считалось чем-то элементарным. Манера египетского рисунка такова, что изображения, при всей их точности, не позволяют сделать выводы о ходах фигур, однако хорошо видны их количество и начальная расстановка. Существует несколько реконструкций предполагаемых вариантов правил.

В сенет играют на поле 3х10. У каждого играющего 5 фишек (в древних наборах 7); их расставляют на первых 10 клетках в верхнем ряду, чередуя катушки и конусы. По-египетски фишки назывались Ibau — «танцоры». Это необычно. Большинство тактических настольных игр оперирует военными понятиями, и только у египтян в основе прохождения лежал танец: срубленная фишка не снималась с доски, а менялась местами с той, которая рубила. Игральными костями служили четыре плоские палочки с отметкой на одной стороне — их подбрасывали и считали, сколько упало чистой стороной вверх. Палочки называли «пальцами» и даже рисовали на них линии, похожие на складки кожи. Максимальным количеством выпавших очков при такой системе было пять. Правила сенета сводятся к прохождению фишек по маршруту в виде обратной буквы «s» и выводу их с доски. Пять полей в конце последнего ряда помечены иероглифами, это «дома», в каждом их них действуют особые законы.

Этот комплект игры фараон Тутанхамон взял с собой в загробный мир

Этот комплект игры фараон Тутанхамон взял с собой в загробный мир

Существует легенда о возникновении сенета. Когда бог солнца Ра узнал, что богиня неба Нут по ночам сожительствует с богом земли Гебом, он разгневался и наложил проклятие: отныне Нут ни в один из 360 дней года не могла родить детей. Нут попросила помощи у бога мудрости Тота. Отменить проклятие Ра было нельзя, и Тот решил раздобыть новые дни. Он заглянул в гости к Луне и предложил ей сыграть в сенет. На кон поставили 1/72 часть «света» каждого из 360 дней лунного года, и Тот выиграл пять суток. Эти пять новых дней Тот поместил в конце года. Власть Ра на них не распространялась, и Нут отныне могла рожать по одному ребёнку в каждый из пяти предновогодних дней. В первый день она родила Осириса, во второй — Гора Бехдетского, в третий — Сета, в четвёртый — Исиду и в пятый — Небетхет. Так появились младшие боги Великой Девятки, в солнечном году стало 365 дней, а в лунном — только 355, люди же получили новую игру и пять лишних дней в календаре.

Сегодня сенет популярен как развивающая игра для детей, офисный аксессуар и оригинальный подарок, а после сериала «Остаться в живых» о нём узнали широкие массы (в 6-м сезоне он служит сюжетообразующим элементом, диктуя героям правила поведения).

Сенет красив. Он не так динамичен, как нарды, зато более своеобразен. Основные приёмы в этой игре — рубка и запирание, а также специфические свойства «домов». Как следствие, медлительный в начале, к середине партии сенет превращается в азартную «мясорубку», бешеный танец с обменом партнёрами, а в финале — в гонки на выживание. Многое зависит от удачи: когда один её элемент (кости) умножается на другой («дома»), то даже совершенно безнадёжная позиция может обернуться неожиданной победой.

Долгое время считалось, что сенет произошёл от шумерской игры ур, но сегодня многие склонны думать, что у этих игр разные корни. Урская игра короче, стартовые дорожки в ней разделены, фишки входят на доску постепенно и описывают петлю, а розетки находятся на равном расстоянии друг от друга. Доска для сенета суть одна длинная дорожка, изогнутая для удобства, фишки встают на доску до начала игры, а «дома» сгруппированы на «финишной прямой». Возможно, предком сенета является игра мехен: поле для неё тоже представляет собой одну дорожку — изображение змеи, свернувшейся в спираль (иероглиф «mhn», собственно, и означает «виток», «спираль»).

МЕХЕН

На игровой доске могло быть от 40 до 400 ячеек

На игровой доске могло быть от 40 до 400 ячеек

Эта третья, тоже «змеиная», как и сенет, игра очень стара — в неё играли только в эпоху египетского Древнего царства. Корни её теряются во тьме преддинастических времён. Первые круглые известняковые доски со спиральной разметкой обнаружили в гробницах III династии (2868-2613 гг. до н.э.), а один из самых лучших наборов найден в гробнице фараона Хесу; в него входило ещё шесть фишек-львов и мраморные шарики. На большинстве досок змея свивается против часовой стрелки, на некоторых — по часовой, но голова всегда находится в центре. Есть поля в 40 ячеек, другие достигают 70, 80 и большего числа ячеек — 127 и даже 400. В сущности, для игрового процесса не имеет значения, сколько ячеек на теле змеи, — их число определялось какими-то другими, не игровыми соображениями. Учёные склоняются к мнению, что мехен символизировал различные аспекты в жизни египтян — солнечный и лунный календари, систему для расчёта благоприятных дней и прочее. Вообще многие древние игры представляли собой нечто среднее между гаданием, астрологическим прогнозом, религиозным ритуалом и собственно игрой в её современном понимании.

Правила мехена утеряны. Самой удачной и непротиворечивой считается реконструкция историка и известного исследователя игр Тимоти Кендалла, но и она довольно запутанна. Можно с уверенностью сказать, что мехен — единственная известная многопользовательская древнеегипетская настольная игра: в неё могли играть одновременно до шести игроков. К доске прилагался набор из шести фигурок-львов и комплект фишек-путников. Количество ходов определялось тремя палочками, а вход и уход фишки с доски регулировала сложная система накопления выпавших единиц. Фишки двигались от хвоста змеи к голове и обратно. Достигший финиша игрок получал фишку-льва — та могла есть «путников». Побеждал игрок, чья фишка-лев съела большее количество простых фишек.

Во льва превращалась фишка, достигшая финиша

Во льва превращалась фишка, достигшая финиша

Египтяне признавали за мехеном роль не менее сакральную, чем за сенетом. Мехен — богиня-защитница в виде змеи, охраняющая ладью Ра во время её плавания сквозь ночь. На изображениях солнечной ладьи Мехен обвивает трон Ра, защищая его от другого божества — злого змея Апопа. Апоп — воплощение хаоса, он стремится сломать космический порядок, в то время как Мехен его хранит и защищает. Мехен — женская ипостась бога Сета (египтяне часто объединяли своих богов и богинь), а Сет — персонаж противоречивый: он убийца Осириса, но при этом защитник Ра (Атона). Часто его изображали в виде человека с головой змеи, стоящего на носу ладьи Ра с копьём, или в виде змея с двумя головами, готового отразить угрозу с любой стороны.

На самых древних «досках» для мехена нет разметки — божественная змея не простила бы такого святотатства

На самых древних «досках» для мехена нет разметки — божественная змея не простила бы такого святотатства

Игра символизировала приближение души в загробном мире к богу Ра, одобренное его телохранителем. Она упоминается в «Текстах пирамид» и «Текстах саркофагов», в главе 172 египетской «Книги мёртвых» и определённо входила в обряды инициации. Не исключено, что мехен был и гадательной практикой, а шарики не столько двигали, сколько катали, ибо на ранних досках нет никаких полей: древние считали, что сделать насечки на божественной спине — значит попытаться «убить» змею, что расценивалось как недобрый поступок. Игра полностью исчезла в Египте около 2300 до н.э., в ранний период Среднего царства, но примерно в то же время мехен начинает встречаться в Ливане, Сирии, на Кипре и Крите, а также в пустынях, окружающих Египет и Нубию. Удивительно, но в некотором роде мехен дожил до наших времён в виде мавританской игры сик и суданской гиены.

Такие палочки довольно долго выполняли функцию игральных кубиков

Такие палочки довольно долго выполняли функцию игральных кубиков

ТЬЯУ (АСЭБ)

А шумерская игра ур в слегка изменённом виде всё-таки проникла в Египет! Примерно во времена XVII династии (около 1783-1552 до н. э.) в Египте стали появляться доски для сенета с короткими полями в 20 квадратов на обороте. В трудах авторитетных исследователей игр Белла и Мюррея эта игра носит название тьяу, но Дэвид Парлетт (игровед, консультант энциклопедии «Британника», создатель игры «Заяц и черепаха») считает, что она называлась асэб, а это слово явно не египетское. Это был Второй переходный период, крушение Среднего царства, эпоха восстаний рабов, раскола и анархии. С Ближнего Востока вторглись кочевые племена гиксосов, которые, вероятно, и принесли с собой игру ур: характерные изображения их колесниц встречаются на игровых наборах тех лет. При этом игра довольно сильно изменилась и упростилась. Тьяу (у древних египтян это был просто эмоциональный возглас типа «Держи!», «Поймал!», «Бинго!» и тому подобное) была популярна во время Нового царства, доски для неё находили по всему Египту, в Судане, на Крите, а недавно (что совсем удивительно) обнаружили и в еврейском анклаве города Кохин в Индии. Часто её тоже называют сенетом, порождая путаницу (в видеоигре Tomb Rider есть квест, где Ларе Крофт нужно выиграть «в сенет»; так вот, на самом деле это тьяу).

Игровые наборы асэб украшены изображением колесниц гиксосов-кочевников. Вероятно, именно они занесли игру в Египет

Игровые наборы асэб украшены изображением колесниц гиксосов-кочевников. Вероятно, именно они занесли игру в Египет

Тьяу действительно похожа на шумерскую ур: у них по 20 клеток, раздельные стартовые дорожки, узкий «мостик», схожее расположение меченых квадратов, кратное четырём, и доски в начале игры пусты. В тьяу фишек пять, они входят на поле с боковых дорожек, общей дистанцией для них является только средний ряд в 12 клеток. Фишки рубят друг друга, а срубленные вводятся в игру заново. Если фишка остановилась на меченом квадрате, игрок получает дополнительный бросок.

Некоторые исследователи считают асэб поздней и упрощённой версией игры ур

Некоторые исследователи считают асэб поздней и упрощённой версией игры ур

К этому времени египтяне стали подозревать, что палочки — далеко не лучший генератор случайных чисел. Несложно подсчитать, что чаще всего при системе 5хD2 выпадает двойка (6 из 16 бросков), далее идут единица и тройка (4 из 16), а 4 и 0 (то бишь 5) даёт 1 бросок из 16. Появились игральные кости нового поколения: две «бабки» по образцу надкопытных коровьих суставов. У них уже 4 значимых стороны (хотя две из них одинаковые), что в сумме даёт 4 варианта комбинаций. Вскоре их заменила одна палочка квадратного сечения вроде толстой спички с числами на длинных сторонах. Стоит заметить, что три «пирамидки» шумерской игры дают такой же результат.

Возможно, эта игра, найденная в сожжённом городе Шахри-Сухте, была предком королевской игры из города Ур

Возможно, эта игра, найденная в сожжённом городе Шахри-Сухте, была предком королевской игры из города Ур

И ур, и тьяу таят в себе массу загадок. Они слишком красивы, гармоничны и концептуально завершены — это явно результат долгих проб и ошибок. Шумеры много воевали, и, возможно, игра попала в город Ур уже в готовом виде как трофей. При раскопках Шахри-Сухте («Сожжённого города») в Ираке было найдено около пятидесяти досок, и они довольно сильно различаются. А в 2001 году в Иране в долине реки Халил возле города Джирофт нашли руины древнего города-государства конца III тысячелетия до н.э., принадлежащего забытому народу, чья культурная и этническая принадлежность пока не установлена. Есть версия, что культура Джирофта могла быть упоминаемым в шумерских текстах царством Аратта, соперничавшим с Уруком. Жители этих городов были искусными земледельцами и ремесленниками, но археологи не обнаружили никакого оружия, настолько это была мирная цивилизация.


Джирофтским игровым доскам около пяти тысяч лет, но тем не менее это версии гораздо более древней игры

Изделия джирофтских мастеров имеют своеобразный «межкультурный» стиль. Среди них есть плоские фигурки из терракоты и хлорита с характерной разметкой. Эти игральные доски в виде орлов и скорпионов учёные датируют 2600 годом до н.э. У одних палеток «хвост» прямой, у других согнутый, на самых древних досках даже не 20, а всего 16 полей и нет разметки. Играли же, скорее всего, бусинами. Уж не здесь ли происходила эволюция этой игры? К сожалению, эти раскопки долгое время велись бесконтрольно, музеи наводнили фальшивки, и загадки Джирофта ещё ждут своих исследователей.

Наверняка у древних египтян не раз возникала идея соединить достоинства нескольких игр. Подтверждением служит «Двойное тьяу» на «дополненной» доске. Найдено всего три доски такого типа, и все три разные. Очень похоже, что первая доска — просто тьяу с петлёй для разворота; на доске второго типа игроки начинали игру с разных концов и двигались навстречу друг другу, а третий вариант рассчитан на четырёх игроков. Наверняка эти игры делались по заказам отчаянных игроманов и оказались чересчур громоздкими, а потому распространения не получили.

ШЕН («СОБАКИ И ШАКАЛЫ»)

Последняя игра не такая древняя, как сенет и мехен, не имела сакрального значения, но это определённо самая красивая и уж точно самая узнаваемая из всех игр, которые появились в древнем Египте. Название её утеряно. Сэр Уильям Флиндерс Петри, обнаруживший первую такую доску, классифицировал её как «Игру в 58 дырочек». Её называют «Собаки и шакалы» из-за характерной формы фишек, шен — по иероглифу, написанному возле финиша, а также «Щитовой» и «Пальмовой» игрой, поскольку на доске, напоминающей по форме щит, рисовали пальму. Игра появилась во времена IX династии (2135-1986 гг. до н.э) и к XII династии приобрела такую популярность, что египтяне стали брать её с собой в «загробную жизнь». Множество фишек и фрагментов досок найдены при раскопках в Египте, в Сирии, в городе Ур, в руинах древнего города Гезер в современном Израиле, в Сузах в Иране и на сопредельных территориях.

Резной костяной набор для игры шен, найденный в гробнице принцессы Ренхисенхеб, — один из прекрасных образцов древнего искусства

Резной костяной набор для игры шен, найденный в гробнице принцессы Ренхисенхеб, — один из прекрасных образцов древнего искусства

На доске две дорожки и множество полей. Доска в 58 клеток получилась бы огромной, и древние игроки нашли гениальное в своей простоте решение: сделать вместо клеток отверстия и играть тонкими палочками. Форма поля была различной. Шумерские доски напоминают подошву ботинка, коптские — уступчатый «кирпичик», египетские — щит, а древнееврейские — скрипку. Пожалуй, ни одну игру египтяне не украшали с такой любовью, как шен. Просто завораживает Фиванский набор из гробницы принцессы Ренхисенхеб (Среднее царство, 1810-1700 до н.э.). По сложности конструкции, грациозности линий и тонкости отделки он подобен музыкальному инструменту. Древние мастера долго резали и гнули дерево и кость, добиваясь таких изящных форм. Фишки тоже очень тонкой работы: эти характерные головы вислоухих египетских гончих и «геральдические» острые морды шакалов с огромными ушами торчком стали сегодня образцом для копирования. Именно эта находка послужила моделью для реквизита оскароносного фильма «10 заповедей» 1956 года, где фараон Сетхи и царевна Нефертари играют в такую игру.

Доски для шен встречались самой разной формы

Доски для шен встречались самой разной формы

Можно только догадываться, по каким правилам играли в неё древние египтяне, но на поле есть отметки, линии и даже надписи, направляющие движение фишек. Гонки шли вокруг «оазиса» с пальмой, и первый игрок, чья фишка добирались до финиша (там рисовали глаз змеи или иероглиф «shen» — «замкнутый круг» или «вечность»), захватывал источник с водой. Кривизна штрафных и бонусных дорожек была призвана изображать змеек и ящерок.

Собака и шакал много значили в культуре и религии древнего Египта, олицетворяя границу двух миров. Собака — друг, сторож, животное дня, её лай — сигнальная система для общения с людьми. Шакал же — полная её противоположность: ловкач, ворюга, живёт в пустыне, охотится по ночам, а его высокий и громкий вой напоминает плач ребёнка. Собака простодушная, шакал — хитрец и притворщик. Собака беспорядочна, шакалы образуют пару на всю жизнь. Вместе с тем они прекрасно скрещиваются. Анубис, египетский бог-покровитель умерших, изображался в виде человека с головой шакала, а его жена Инпут, богиня Дуата (места пребывания умерших), — в виде женщины с головой собаки. Их дочь, Кебхет, была богиней чистой прохладной воды, её изображали в виде золотой змейки или женщины с головой змеи (отсюда и змейки на игровом поле).

Анубис был сыном Осириса и его сёстры Небетхет; история его рождения, потери, нахождения в корзинке в тростниках и усыновления богиней Исидой заслуживает отдельного рассказа (позже она послужит поводом для усыновления другого, очень известного египетского младенца). Анубис всегда считался богом благородным, потому что смерть в Египте тоже полагалась явлением возвышенным. До появления культа Осириса он был главным божеством Запада, проводником душ через Царство мёртвых. Анубис взвешивал сердце покойного на Весах Истины, а после возлагал на мумию руки, превращая усопшего фараона в «ах» («просветлённого»), и тот оживал. Это был бог-на-грани, бог-ловкач, одновременно страж могил и покровитель воров и торговцев. Над ним нельзя было смеяться, но вполне можно было подшутить — он бы это оценил. Греки отождествляли его с Гермесом. Когда Птолемеи правили Египтом, они преспокойно соединили своего Гермеса с египетским Анубисом и получили… Германубиса.

Если сенет был игрой Тота, бога мудрости, а мехен — игрою Сетха, то «Собаки и шакалы» были вотчиной египетского трикстера, псоглавого бога, единого в двух ипостасях. Это была самая лёгкая, весёлая и безобидная игра Древнего Египта: дорожки играющих не пересекаются, а фишки рубят друг друга необычным и забавным образом — как только игрок достигает оазиса, последняя фишка его противника снимается с доски. Побеждает тот, кто приведёт к финишу больше фишек. Почему-то кажется, что эта игра не была серьёзной — игроки дурачились, отпускали шуточки и обзывались «ленивыми собаками» и «хитрыми шакалами». Кто дошёл? Кого срубили? Это всего лишь Инпут и Анубис развлекаются: они же едины, ну а нам наградою — прохладная вода от их любимой дочери Кебхет.

Ну и с возрастом игры не всё так просто. Отверстий на доске без малого 60, а это число имело важное значение в астрономии Египта: оно соотносится и с Солнцем, и с Луной, а также с Сириусом, а значит, со сменой сезонов и разливами Нила. Древние египтяне полагали число 60 сакральным и бога Анубиса назвали в честь него (Anu). Такое интригующее совпадение может пролить свет на происхождение этой игры, на поверку оказавшейся не такой уж банальной. Кто знает, возможно, шен однажды предстанет перед нами самой древней из всех игр, уходя корнями к первым астрономическим календарям.

А на сцену уже готовились выйти молодые государства Греции и Рима, которые добавили новые вехи на пути развития настольных игр.

Но об этом — в другой статье.

Читайте также

Статьи

«Задача трёх тел»: какой получилась западная экранизация китайского романа 3
0
923
«Задача трёх тел»: какой вышла западная экранизация китайского романа

Неровная, но интересная попытка экранизировать сверхпопулярный роман китайского фантаста

Мир фантастики. Спецвыпуск № 14 (2024). Фантастическая музыка 2
0
55499
Мир фантастики. Спецвыпуск № 14 (2024). Фантастическая музыка

О том, как музыканты передают образы Средиземья, будущего или стимпанка, и об историях, которые они рассказывают в своих песнях.

Сериал Halo, второй сезон: идеальная посредственность 4
0
44756
Сериал Halo, второй сезон: идеальная посредственность

На каждую интересную сюжетную находку найдётся своя банальность.

Mass Effect 5: чего мы ждём? Намёки, загадки и надежды фанатов 2
0
94980
Новый Mass Effect: чего мы ждём? Намёки, загадки и надежды фанатов

Будущее Млечного Пути, каноничный финал и возвращение Капитана

Настольная игра «Побег из Вистара»: тактика и стратегия гениальных лабораторных крыс 1
0
161598
Настольная игра «Побег из Вистара»: тактика и стратегия гениальных лабораторных крыс

Атмосферный еврогейм о построении колонии грызунов

Лю Цысинь «О муравьях и динозаврах». Тяжкая жизнь в симбиозе
0
154077
Лю Цысинь «О муравьях и динозаврах». Тяжкая жизнь в симбиозе

Пёстрый сборник знаменитого китайского фантаста

Мультсериал X-Men ’97: возвращение Радиоактивных людей. Первые впечатления 1
0
279893
Мультсериал X-Men ’97: возвращение Радиоактивных людей. Первые впечатления

Как минимум не хуже оригинала!

«Кунг-фу панда 4». Как подошла к концу история По 1
0
282643
«Кунг-фу панда 4». Как подошла к концу история По

Один из тех редких случаев, когда четвёртый фильм серии не хуже остальных.

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: