«Алиса в Зазеркалье» против «Алисы в Стране чудес»
Алиса стала капитаном собственного корабля и объездила весь мир, но бывший жених грозится разорить её. Однако решение этой проблемы ей придётся отложить: по зову друзей она отправляется в Зазеркалье, чтобы спасти родных Безумного Шляпника. Для этого Алисе нужно совершить путешествие в прошлое на сфере времени, которую надо похитить у самого Времени. Да, Время в этом фильме — персонаж.

Видеоверсия обзора

Alice Through the Looking Glass
Жанр: фэнтези, сказка
Режиссёр: Джеймс Бобин
В ролях: Миа Васиковска, Саша Барон Коэн, Джонни Депп
Премьера в России: 26 мая 2016 года
Возрастной рейтинг: 12+
Похоже на:
«Оз: Великий и ужасный» (2013)
«Пэн» (2015)

Шесть лет назад главный гот Голливуда Тим Бёртон снял для Disney «Алису в стране чудес» — не шибко умную, но дико стильную фантазию по отдалённым мотивам сказки Льюиса Кэрролла. Картина заработала миллиард в прокате, так что сиквел был неизбежен. Бёртон в режисссёрское кресло не вернулся — ограничился продюсерским, а мэтра сменил новичок Джеймс Бобин. И это чувствуется с первых же минут фильма. Хотя сиквел старается быть похожим на оригинал, он проигрывает ему почти все сравнения.

У Бёртона образ Страны чудес балансировал между гротеском, клоунадой и мрачным волшебством. Бобин окончательно шагнул в сторону клоунады и пёстрого китча. У Бёртона от книг Кэрролла не оставалось почти ничего, но колоритные персонажи вроде Чеширского кота и Белого Кролика хотя бы играли важные роли. А теперь даже их превратили в ходячие декорации, которые появляются раза два, чтобы доложить героине сюжетную информацию. Вместо потока каламбуров и цитат из книги персонажи изрекают банальности и проговаривают вслух очевидное. Поразительно, как мало в «Зазеркалье» юмора, хотя абсурдный кэрролловский мир даёт море поводов для шуток.

Зверьё из бёртоновского фильма, похоже, оказалось слишком дорогим в производстве. Поэтому оно лишь иногда маячит на заднем плане

Зверьё из бёртоновского фильма, похоже, требовало слишком много денег на графику. Поэтому оно лишь маячит на заднем плане

Наконец, у бёртоновской Алисы была продуманная сюжетная арка. Робкая девушка сбегала от проблем в воображаемый мир, проходила там испытания и возвращалась в реальность иным человеком, способным на волевые решения. Героиня спасала Страну чудес, но и страна помогала ей повзрослеть и найти себя. В сиквеле Алиса с первых же минут умная и решительная капитанша дальнего плавания, при этом у неё серьёзные проблемы в реальности, которые надо срочно решать. А она вместо этого по первому зову несётся в Зазеркалье — исполнять капризы Шляпника и его беспомощной компании. И кажется, что ничего интересного из этого выйти не может.

Но после первых минут двадцати фильм понемногу становится лучше. Во-первых, на сцену выходят Время (Саша Барон Коэн) и Красная Королева (Хелена Бонэм Картер) — у них лучшие в «Зазеркалье» шутки и актёрские работы. Коэн, несмотря на клоунский костюм, более уместный в «Стране хороших деточек», не переигрывает и держится лучше кривляющегося Деппа. И мотивация у Времени гораздо логичнее, чем у обычных сказочных злодеев. В сущности, прав тут именно он, а за Алису нам предлагают «болеть» скорее по привычке.

alice-through-the-looking-glass

Игра слов в «Зазеркалье» ведётся ровно на одну тему: все шутят про Время. Больше всех — сам Время

Во-вторых, «Зазеркалье» неплохо (для детской сказки) раскрывает тему путешествий во времени и неизменности прошлого. Взрослому это покажется вторичным, но сценарий явно рассчитан на юных зрителей, не избалованных киноклассикой. Под конец нам даже покажут кошмар Дока Брауна из «Назад в будущее» — что произойдёт со вселенной, если встретить себя из другого времени.

Кроме того, швыряя Алису из эпохи в эпоху, фильм раскрывает истории персонажей и кое-как объясняет, почему Красная Королева злая, а Шляпник — безумный. Вот только сами по себе предыстории — это сплошное давление на жалость. Оказывается, эти смешные чудаки — жертвы тяжелого детства и сопливых семейных драм, а мир уже два фильма сотрясает детская ссора из-за украденных кренделей. Вот уж тайны, которые никто не мечтал узнать.

Alice

После «Холодного сердца», «Белоснежки и охотника 2», «Оза, великого и ужасного», а теперь ещё и «Алисы в Зазеркалье» пора законодательно запретить истории про ссоры сестёр-принцесс

Мы не случайно так часто повторяем слово «детский». «Алису» Бёртона могли оценить зрители всех возрастов — пусть не за сюжет, но за стиль и атмосферу. Ей подходило определение «фэнтези», а не «сказка». Героиня брала меч и рубила голову дракону, Страна чудес казалась безумной и немного зловещей, а каждое диковинное создание показывали в деталях, чтобы дать нам проникнуться, удивиться и даже, может быть, слегка испугаться. Один выколотый глаз Брандашмыга чего стоил.

«Алиса в Зазеркалье» — это стопроцентно детская сказка, где проповедуются семейные ценности, а мораль подаётся прямым текстом. Тут даже настоящих злодеев нет — есть непонятые бедолаги, которых предлагается понять и простить. И героиня не всегда права — больше всего дров в фильме наломала именно Алиса. Нет больше войны добра со злом, нет Пророчества и Избранной, всех этих надоевших и неуместных в Стране чудес штампов эпического фэнтези. И это единственное, в чём новая «Алиса» выигрывает у старой.

Жуткий грим Деппа — единственное, за что тут можно дать рейтинг 12+

Пугающий грим Деппа — единственное, за что тут можно дать рейтинг 12+

Итог: наивная и банальная, но зрелищная и нравоучительная сказка для детей. Сводить на неё малышей не стыдно, но и до лучших работ Disney, и до «Алисы» Бёртона «Зазеркалью» далеко.

Рецензия на первую часть

Алиса в Стране чудес. Улыбка мастера 4

«Алиса в Стране чудес»: шутка Тима Бёртона

Фильм трудно назвать экранизацией книги Кэрролла. Все лавры и шишки по праву принадлежат Бёртону. Лавров, впрочем, куда больше.

УДАЧНО
как всегда зрелищно
меньше штампов фэнтези, чем в первой части
сюжет умнее, чем ожидалось
НЕУДАЧНО
сентиментальные банальности
мало шуток и нет кэрролловского абсурда
кино сугубо для детей
6
НЕПЛОХО

Оставляя комментарии на сайте «Мира фантастики», я подтверждаю, что согласен с пользовательским соглашением Сайта.

Читайте также

Статьи

Аниме «Выдающиеся звери» (Beastars): мрачный и кровавый «Зверополис»
0
32984
Аниме «Выдающиеся звери» (Beastars): мрачный и кровавый «Зверополис»

У авторов получился привычный сёнэн с нешаблонными и противоречивыми персонажами.

Майя Полумиско «Амарант»
0
41225
Майя Полумиско «Амарант»

«У всего есть цена, даже у мечты человечества. Вопрос в том, кому придется заплатить».

Читаем сатиру Джонатана Симса «Тринадцать этажей»
0
85617
Читаем сатиру Джонатана Симса «Тринадцать этажей»

В этом отрывке мы знакомимся с разработчиком-богачом Картером Дуайтом, который сталкивается со странным поведением своего голосового помощника.

Republic Commando: история и наследие игры, изменившей Star Wars
0
94487
Republic Commando: история и наследие игры, изменившей Star Wars

Одна из самых необычных игр по «Звёздным войнам» показала мрачную сторону космических битв от лица простых солдат и остаётся актуальной даже сейчас

Евгения Сафонова о своем творческом пути, книгах и фантастических мирах
0
200700
Евгения Сафонова о своём творческом пути, книгах и фантастических мирах

О планах на цикл «Кукольная королева», о личных травмах, о писателях-вдохновителях и многом другом.

Мартина Мусатова «Это»
0
210844
Мартина Мусатова «Это»

«Всем прочим разумным существам Это предпочитал людей».

«Сокол и Зимний солдат», 1 сезон, 5 серия: передышка перед финалом и неожиданный персонаж 2
0
242407
«Сокол и Зимний солдат», 1 сезон, 5 серия: передышка перед финалом и неожиданный персонаж

Сериал берёт паузу и даёт персонажам передохнуть, разобраться в себе и подготовиться к финальной схватке.

Как начиналась «Игра престолов»: ужасный пилот, замены актёров и неожиданный успех 16
0
272920
Как начиналась «Игра престолов» 10 лет назад: ужасный пилот, замены актёров и слёзы мёртвых

10 лет назад на экраны вышел первый эпизод «Игры престолов». Вспоминаем, как начинался «сериал десятилетия», успеха которого никто не ожидал.

Спецпроекты

Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: