Йен Макдональд «Новая Луна». Научно-фантастическая «Игра престолов»

4 июля 2017
Фото аватара
04.07.2017
24925
4 минуты на чтение
Всего полвека прошло с начала колонизации Луны, а в городах под куполами уже выросла целая культура с собственными лидерами и аутсайдерами, общепризнанными ценностями и тайными пороками. Но хотя количество колонистов всё ещё сопоставимо с населением среднего земного города-миллионника, на новой Луне кипят такие страсти, какие не снились старушке Земле.
Йен Макдональд «Новая Луна»

Ian McDonald
New Moon
Роман
Жанр: «новая» космическая опера
Выход оригинала: 2015
Переводчик: Н. Осояну
Издательство: АСТ, 2017
576 стр., 2500 экз.
Похоже на:
Роберт Хайнлайн «Луна — суровая хозяйка»
Джордж Мартин «Игра престолов»

Выступая в 2013 году перед участниками Петербургской фантастической ассамблеи, почётный гость конвента Йен Макдональд так описал свой новый роман: «научно-фантастическая «Игра престолов», действие которой разворачивается на Луне». Звучит интригующе — и для любителей старой доброй НФ, и для поклонников Джорджа Мартина. Нетрудно догадаться, что речь шла о книге «Новая Луна» — именно над ней он тогда работал. Так выполнил ли британский писатель своё обещание? Ответ, как водится, половинчатый: и да, и нет.

Если «Песнь льда и пламени» для вас прежде всего история противостояния влиятельных семейств и ярких неординарных личностей, то отрицать сходство бессмысленно. По сути, вся Луна у Йена Макдональда разделена между пятью семейными корпорациями — причём не столько географически, сколько экономически. Корта, Маккензи, Воронцовы, Асмоа, Сунь — Пять Драконов, пять великих кланов, связанных друг с другом сложной сетью династических браков, многосторонних контрактов, деловых и личных интересов. Пять семей, которым в совокупности принадлежит практически всё, чем владеет Луна. Гелий-3, неиссякаемый источник энергии для Земли. Железные дороги и редкоземельные элементы. Сложные искусственные экосистемы. Космическая транспортная сеть… У каждого из кланов своя специализация, своя тщательно оберегаемая монополия, но обойтись друг без друга они не в силах. Недобросовестная конкуренция, кратковременные союзы, ловкие интриги, борьба за лидерство внутри семей и за господство над всей Луной — сходство с циклом Джорджа Мартина тут действительно просматривается, а герои Макдональда по колоритности не уступают главным действующим лицам «Игры престолов». Кроме того, на Луне царит просто сказочная свобода нравов, а к девиациям относятся более чем терпимо — о чём автор не забывает напоминать нам на каждой странице.

Макдональду удалось сплавить воедино бразильскую страстность, австралийское упорство, китайскую изобретательность, африканскую щедрость и русский размах

При этом Макдональд обращается со своими героями куда бережнее, чем его американский коллега. Собственно, кровь начинает литься рекой только на последних страницах: на протяжении почти всего повествования автор успевает убить лишь нескольких человек — и ещё несколько чудом избегают покушений. Но ведь по-другому и быть не может. Луна Йена Макдональда — идеальная среда для социальных экспериментов с далеко идущими последствиями. Строго упорядоченное царство анархии: здесь в принципе не существует законов, только сложная система сдержек и противовесов, договоров и сделок, направленных на выживание. Человеческий материал слишком ценен, а окружающая среда — смертельно опасна. Любая оплошность, любое поспешное, необдуманное действие может привести к быстрой и мучительной смерти. Луна жёстко стелет: поневоле начинаешь следить за словами и поступками, «фильтровать базар» и искать компромиссы.

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что этот роман — вершина творчества Йена Макдональда. Писатель активно использует материал, который собрал во время работы над «Рекой богов», «Домом Дервиша», «Бразильей» и другими книгами. На страницах «Новой Луны» ему удалось сплавить воедино бразильскую страстность, австралийское упорство, китайскую изобретательность, африканскую щедрость и русский размах. Макдональд — мастер рассказывать истории. Он с первых же страниц с головой погружает нас в яростное кипение странной, непонятной жизни, сбивает с толку терминами, позаимствованными из полудюжины языков, — и только потом начинает раскрывать предысторию лунной колонии и Пяти Драконов. Автор умудряется держать читателя в напряжении до самого финала, ловко меняет угол зрения, тщательно дозирует информацию и избегает лобовых, прямолинейных объяснений: мало-помалу главное становится понятно из контекста. Роман завершается на полуслове — но, что называется, на высокой ноте. Юный прожигатель жизни, ценитель секса и завсегдатай вечеринок, обращается в одержимого мстителя. «Золотой мальчик», которому всё в жизни давалось легко, возвращается в гибнущее родовое гнездо, чтобы защитить своих детей. Мастер интриги становится жертвой предательства… При желании здесь вполне можно было поставить точку, но писатель предпочёл многоточие: в 2017 году на английском вышел роман «Волчья Луна», прямое продолжение. Финал открыт — и это, пожалуй, единственный недостаток романа Йена Макдональда.

Итог: до недавнего времени главной книгой о непростой жизни лунной колонии оставался роман Роберта Хайнлайна «Луна — суровая хозяйка». Но теперь, с выходом «Новой Луны», у Йена Макдональда есть все шансы потеснить классика на этом пьедестале.

«Новая луна» как «Тихий Дон»

Описывая русский клан Воронцовых, Йен Макдональд сумел избежать традиционной для англо-американской фантастики «развесистой клюквы». И это неудивительно: в интервью писатель признаётся, что читал довольно много русской литературы. Причём не только обязательный набор дореволюционной классики — Толстого, Достоевского, Чехова, — но и, например, «Тихий Дон» Михаила Шолохова.

— Мне не нравится твой мир, Рафаэль Корта. Мне не нравится его подлость, теснота и уродство и то, что у всего здесь есть цена… Вы как крысы в клетке: один неверный взгляд, одно слово — и начнёте жрать друг друга.
— Луна — это всё, что я знаю… Это наш дом. Я здесь родился и здесь умру. А так, в целом, мы просто люди — кто наверху, кто внизу. Лучшие и худшие. В конечном итоге нам не на кого полагаться, кроме себя самих. Ты видишь повсюду контракты, а я — соглашения. Посредством которых мы разбираемся, как нам жить друг с другом.

удачно
страстность
увлекательность
оригинальность
неудачно
открытый финал
9
отлично

Читайте также

Статьи

Какие фильмы смотреть в мае 2024 в России? Товарищ Майор, паводки, коррупция и тираны 3
0
15848
Какие фильмы смотреть в мае 2024 в России? Товарищ Майор, паводки, коррупция и тираны против пацанов

Британия утонет, клоун из «Оно» набьёт всем морды, а андроиды раскроют межпланетный заговор.

Non/fiction весна 2024: главные события и книги выставки 11
0
72563
Non/fiction весна 2024: главные события и книги выставки

Встречи с авторами, лекции и презентации.

Художник Юрий Хилл: 7
0
142623
Художник Юрий Хилл: мрачные миры, лесные чудовища и невыразимый ужас

Беседа об эмоциях, которые дарит хоррор, картинах Шишкина и о том, как стать богатым и знаменитым офисным сотрудником

Сериал Fallout: а это точно было в играх? 5
0
116588
Сериал Fallout: а это точно было в играх?

Совпадения и различия вселенной сериала и канона игр

Тёмная сторона Вселенной: что такое тёмная материя и как ее найти 5
0
165499
Тёмная сторона Вселенной: что такое тёмная материя и как ее найти

Как изучают мрак, из которого состоит вселенная

«Чужой» среди своих: лучшие кроссоверы с участием ксеноморфов 12
0
202217
Чужой против Терминатора, Баффи и Черепашек-ниндзя: самые безумные кроссоверы

Как будто кто-то сомневался, что ксеноморф может драться вообще с кем угодно

Кричим в космосе в компании Чужого в
0
391151
Кричим в космосе в компании «Чужого» в 123 выпуске «Фантастического подкаста»

Обсуждаем самую ползучую и кислотную франшизу ко всемирному «дню Чужого»

Роберт Джордан, Брендон Сандерсон «Грядущая буря». Первый шаг к последней битве
0
223027
Роберт Джордан, Брендон Сандерсон «Грядущая буря». Первый шаг к последней битве

Апофеоз великой фэнтезийной эпопеи

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: