Писать о космической экспансии человечества сегодня гораздо сложнее, чем во времена Эдгара Райса Берроуза и Стенли Вейнбаума: наука убедительно доказала, что глобальное освоение Солнечной системы — задача почти неосуществимая. И всё же фантасты снова и снова возвращаются к этой теме, ищут новые подходы, выдвигают теории, строят планы. Ну а чтобы узнать, к каким выводам они приходят, стоит заглянуть в антологию «Край бесконечности», составленную Джонатаном Стрэном в 2012 году.
Край бесконечности

Edge of Infinity
Антология
Жанр: научная фантастика
Выход оригинала: 2012
Составитель: Джонатан Стрэн
Художник: Д. Вишневский
Переводчики: И. Епифанова, В. Заря, Н. Караев и другие
Издательство: АСТ, 2017
Серия: «Звёзды научной фантастики»
368 стр., 2500 экз.
Похоже на:
антология «Через солнечную сторону»
Сергей Павлов «Лунная радуга»

В 1971 году в легендарной серии «Зарубежная фантастика» издательства «Мир» вышла книга «Через солнечную сторону», сборник рассказов Станислава Лема, Айзека Азимова, Клиффорда Саймака, Артура Кларка и других классиков НФ об освоении планет Солнечной системы. Бравые астронавты, оснащённые последними достижениями земной науки и техники, строили космические города, картографировали луны и астероиды, учились выживать в условиях пониженной гравитации. Антология Джонатана Стрэна по большому счёту о том же: о будущем Солнечной системы, просторы которой медленно, но верно обживает род людской. Только имена в оглавлении другие: Брюс Стерлинг, Аластер Рейнольдс, Пол Макоули, Стивен Бакстер, Джеймс Кори — фантасты, оседлавшие волну успеха в 1980–1990-х, костяк современной англо-американской «твёрдой» НФ. Но важнее то, что это писатели с другим взглядом на перспективы космической конкисты, — и картина, которую они рисуют, выглядит гораздо убедительнее, чем у классиков Золотого века.

В научной фантастике пятидесятилетней (и более) давности внеземные поселения по сути остаются форпостами Земли на вражеской территории. Их окружает ядовитая разрежённая атмосфера, а то и абсолютный вакуум, гравитация непривычно низка или непривычно высока. Но технологии не стоят на месте: едва ли не главная задача инженеров в таких текстах — добиться, чтобы на Марсе и Венере, Ио и Европе человек чувствовал себя так же удобно, как и на Земле, у камина, с бокалом хереса в руках. Сегодня мы знаем о Солнечной системе несколько больше — достаточно, чтобы понимать: этого не будет никогда. Чтобы выжить за пределами земной стратосферы, человеку придётся измениться самому, приспособиться, эволюционировать, вписаться в ландшафт. Изменился и фокус внимания писателей-фантастов. Нет, разумеется, технологии для них по-прежнему важны, достаточно прочитать рассказ «Двигатель» Джеймса Кори: достижения науки обеспечивают выживание, диктуют экономическую и политическую конъюнктуру, — но обо всём этом писал ещё Роберт Хайнлайн в 1930-х. Чтобы человечество сумело вырваться за пределы земного гравитационного колодца, должны измениться три вещи: язык, анатомия и мышление. По крайней мере, хомо сапиенс должен быть готов к таким изменениям. «Человек космический» будет работать в невесомости и на поверхности планет с иной силой тяжести и без магнитного поля — это повлияет на его физиологию, обмен веществ, продолжительность жизни. Он должен научиться сохранять здравый рассудок в условиях чудовищной тесноты на космических станциях, не сходить с ума за десятилетия, проведённые в отрыве от цивилизации, среди роботов и ИскИнов («Тихея и муравьи» Ханну Райаниеми). Там, где любая ошибка и небрежность чревата глобальной катастрофой, придётся жёстко регламентировать свою жизнь, подчинить её бесчисленным инструкциям, правилам и наставления («Техника безопасности» Кристин Кэтрин Раш), которые со временем могут выродиться в бессмысленный и пафосный ритуал («Пик Вечного Света» Брюса Стерлинга). Собственно, с точки зрения современной нормы почти все герои этого сборника слегка не в себе — и зачастую это мнение разделяют земляне будущего, как в «Последнем Рождестве Мэйси Минно на Дионе» Пола Макоули. В концентрированной форме эта философия изложена в рассказе Пэт Кэдиган «Рыба-дурёха, подавшаяся в суши», которым открывается сборник. Осваивать Солнечную систему предстоит совсем другим существам: тем, кто рискнёт отказаться от привычной формы тела, от традиционного бинарного мышления, от общения «словами через рот». Скорее всего, Кэдиган права в своих прогнозах: обидно, конечно, но экстраординарные задачи вроде освоения межпланетного пространства требуют экстраординарных мер. Хотя постчеловечество всё же в какой-то степени остаётся человечеством, а «человек космический» — прямым наследником платоновского «двуногого прямоходящего, лишённого перьев». Всё лучше, чем киснуть на Земле отныне и до скончания веков, аминь.

Итог: Край бесконечности» — тот случай, когда целое больше механической суммы частей. Рассказы, вошедшие в этот сборник, можно оценивать по-разному, но вместе они полностью укладываются в концепцию составителя. Перед нами действительно новый взгляд на перспективы освоения Солнечной системы, итог работы коллективного разума современных англо-американских фантастов.

Постдефицитная фаза

«Край бесконечности», отмеченный в 2013 году премией «Локус», стал второй книгой в серии антологий под редакцией Джонатана Стрэна, призванной проиллюстрировать тезис о переходе современной англо-американской НФ в постдефицитную фазу, которая, по словам составителя, характеризуется «невероятным многообразием и полнотой». К концу 2016 года серия насчитывала шесть томов, седьмой готовился к выходу.

Научно-фантастическое сообщество — в чём-то нездоровая субкультура. Она слишком одержима собственной гибелью и концом издания научной фантастики. Настолько одержима, что почитает за честь с монотонной регулярностью докладывать, что она умирает, скоро умрёт или вообще уже давным-давно скончалась. Я не проверял, но искренне убеждён, что мой добрый друг и коллега Гарднер Дозуа констатировал этот факт в предисловии к почти каждой из тех десятков антологий «лучшего за год», составленных им с 1977 года и до настоящего времени.
Из предисловия составителя

Читать рассказ из сборника

«Элизабет Бир «В глубинах неба»

Элизабет Бир «В глубинах неба»

Рассказ о Контакте с инопланетянами, посетившими опасный мир. Вот только «чужаки» здесь — как раз люди, а Контакт же показан глазами внеземного аборигена. Но это внешняя канва сюжета. Внутреннее содержание куда важнее.

удачно
оригинальность авторских выводов
умело выстроенная композиция
смелый замысел составителя
неудачно
неравноценность рассказов
сложный язык повествования
8
хорошо

Читайте также

Статьи

Фантастическое аниме весны 2024: что стоит смотреть? 19
0
17052
Фантастическое аниме весны 2024: что стоит смотреть?

Составляем впечатления о начальных эпизодах аниме весны 2024 года.

Ощущаем скрытую угрозу первому приквелу «Звёздных войн» в 124 выпуске «Фантастического подкаста»
0
56492
Ощущаем скрытую угрозу первому приквелу «Звёздных войн» в 124 выпуске «Фантастического подкаста»

Давным-давно, в далёкой-далёкой галактике… состоялась запись очередного выпуска Фантастического подкаста.

Обзор Dragon’s Dogma 2. Не такая, как все
0
72701
Обзор Dragon’s Dogma 2. Не такая, как все

Игра, которая всё делает не так. Готовьтесь к сюрпризам.

Что почитать из фантастики? Книжные новинки мая 2024-го 16
0
84992
Что почитать из фантастики? Книжные новинки мая 2024-го

Фантастические книги мая: от очередного тома «Колеса Времени» до НФ-триллера китайского автора, явно подражающего Лю Цысиню

Какие фильмы смотреть в мае 2024 онлайн и за границей? Конец света наступает! 4
0
136994
Какие фильмы смотреть в мае 2024 онлайн и за границей? Конец света наступает!

Бензак пылает, аква-кола кипит, Дженнифер Лопес против роботов, Дэдпул против горящей зефирины с глазами.

Джим Батчер «Поле боя». Магическая битва в Чикаго
0
145445
Джим Батчер «Поле боя». Магическая битва в Чикаго

Самый свежий роман о Гарри Дрездене

Какие фильмы смотреть в мае 2024 в России? Товарищ Майор, паводки, коррупция и тираны 3
0
193517
Какие фильмы смотреть в мае 2024 в России? Товарищ Майор, наводнение, кибер-заговор и тираны против пацанов

Британия утонет, клоун из «Оно» набьёт всем морды, а андроиды раскроют межпланетный заговор.

Non/fiction весна 2024: главные события и книги выставки 11
0
246035
Non/fiction весна 2024: главные события и книги выставки

Встречи с авторами, лекции и презентации.

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: