Андрей Лях «Челтенхэм»: роман на грани гениальности и графомании

16 мая 2019
Фото аватара
16.05.2019
17235
3 минуты на чтение

Книга поражает — но читать её довольно сложно

Далекое будущее. Специальный агент земного Института Контакта Диноэл Терра-Эттин отправляется на далекую планету со средневековым укладом, чтобы раскрыть некую тайну…

Андрей Лях «Челтенхэм»: роман на грани гениальности и графомании 1

Жанр: фантастика, фэнтези
Издательство: «Эксмо», 2019
Серия: «Повелители вселенной. Лауреаты фантастической премии «Новые горизонты»»
Похоже на:
Тэд Уильямс, цикл «Иноземье»
телесериал «Доктор Кто»

Есть книги, говорить о которых очень трудно, но не говорить невозможно. С одной стороны, они потрясают воображение, с другой — потрясающе хорошими их не назовешь. «Челтэнхем» Андрея Ляха как раз из таких.

При чтении этого текста сразу становится понятно, за что он получил премию «Новые горизонты», которая с 2013 года вручается за художественное произведение фантастического жанра, оригинальное по тематике, образам и стилю. Оригинальности здесь хоть отбавляй, серьёзность и масштаб поднимаемых тем удивляет, да и стиль отличный.

Перед читателем разворачивается история о том, как земляне осваивают космос, налаживают контакт с другими цивилизациями, управляют прогрессом (или он управляет ими?), жертвуют всем во имя науки, и им плевать на какие-то время и пространство. Для главных героев романа фактически нет ничего невозможного, если на горизонте вдруг маячит возможность совершить подвиг.

Действие происходит в фантастически продуманном мире.

Кажется, что автор держит в голове историческую хронику, каталог технических новинок Вселенной и геополитическую статистику за несколько десятилетий, и события самой книги составляют лишь сотую долю того, что осталось «за кадром». Масштабность замысла поражает. Перед нами многомерный конструкт, в котором количество фантодопущений измеряется десятками, если не сотнями.

Ещё отметим идеально выписанные боевые сцены — экшен зашкаливает, и порой оторваться от текста просто невозможно. Стиль тоже не подкачал — правда, временами предложения растягиваются на десять-пятнадцать строчек, и любителям простого ясного языка это не слишком понравится.

Наибольшее удовольствие можно получить, если отслеживать все реверансы, которые автор делает в сторону чужих миров и произведений. Палитра аллюзий весьма широка: от Mass Effect до Набокова и от Хайнлайна до Миядзаки. Однако, пожалуй, самыми неожиданными можно считать два момента: когда Андрей Лях открывает «истинную» тайну происхождения одного из главных героев «Гарри Поттера» и когда Диноэл Терра-Эттин отправляется «летать» по улицам Лондона на манер марвеловского Человека-паука.

Однако у «Челтэнхема» есть и минусы, о которых невозможно умолчать.
Самое досадное — это инфодампы (объяснение законов мира и предыстория событий, подающиеся через диалог персонажей). Очень часто, когда автору необходимо ввести читателя в курс дела, он усаживает героев друг напротив друга, и они начинают выдавать тирады на полторы страницы формата «историческая справка о таком-то периоде жизни в таком-то регионе» либо «техническая справка о такой-то технологии». Почему это нельзя делать иначе (через глоссарий, например) — неясно.

Раздражает несокрушимость и всемогущество главных героев.

Когда в десятый раз читаешь о том, как Ричард и Диноэл выбираются из любых приключений без единой царапины, а женщины (обязательно красивые и с огромной грудью) запрыгивают к ним в постель по щелчку, это начинает утомлять. Странно обнаруживать архетип Марти Сью в таком серьезном произведении.

Самого первого и поверхностного ознакомления с кромвелевскими архивами (большая часть документации, естественно, исчезла, но и уцелевшего было достаточно, чтобы оценить масштаб опасности) хватило, чтобы Диноэлу и его людям разрешили практически всё. Даже в самых деревянных чиновничьих головах достало разумения сообразить, какая малость отделяет Землю от почетного места в бесконечном списке погибших цивилизаций.

Печалит и невозможность однозначно рекомендовать «Челтэнхем» любителям какого-то конкретного жанра. Здесь намешано всё — от космооперы до ромфанта, от альтернативной истории до шпионского боевика, и сложно сказать, кому придется по вкусу такая сборная солянка.

Но «захлебнуться» тут можно не только жанрами. На читателя высыпается такое количество подробностей, мелких деталей и имён, которые не играют какой-либо существенной роли в сюжете, но при этом весьма утяжеляют повествование, что прочитают книгу в один присест лишь сильные духом.

Кажется, что автору начисто отказало чувство меры.

В романный объём он впихнул материала как минимум на трилогию. И, по-хорошему, текст стоило бы либо безжалостно резать, вычищая лишние детали, либо расписывать на цикл.

Сложный, многомерный и многожанровый роман формата «всё-в-одном», которым можно заменить примерно половину книжной полки. Стоит читать тем, кто любит получать много всего под одной обложкой.

 

Андрей Лях «Челтенхэм»: роман на грани гениальности и графомании
Андрей Лях «Челтенхэм»: роман на грани гениальности и графомании
Коротко
УДАЧНО
продуманность и масштабность замысла и мира
богатство фантодопущений
стиль повествования
НЕУДАЧНО
слишком всемогущие герои
перенасыщенность деталями, затянутость и «инфодампы»
жанровая мешанина
7
ДОСТОЙНО

Читайте также

Статьи

«Чужой» среди своих: лучшие кроссоверы с участием ксеноморфов 12
0
40970
Чужой против Терминатора, Баффи и Черепашек-ниндзя: самые безумные кроссоверы

Как будто кто-то сомневался, что ксеноморф может драться вообще с кем угодно

Кричим в космосе в компании Чужого в
0
100835
Кричим в космосе в компании «Чужого» в 123 выпуске «Фантастического подкаста»

Обсуждаем самую ползучую и кислотную франшизу ко всемирному «дню Чужого»

Роберт Джордан, Брендон Сандерсон «Грядущая буря». Первый шаг к последней битве
0
59066
Роберт Джордан, Брендон Сандерсон «Грядущая буря». Первый шаг к последней битве

Апофеоз великой фэнтезийной эпопеи

Скандал со Sweet Baby Inc. Правда ли, что за «повесточку» в играх платят?
0
102456
Скандал со Sweet Baby Inc. Правда ли, что за «повесточку» в играх платят?

Наш автор погрузился в бездны нижнего интернета и дебри экономики, чтобы найти ответ.

«Сто лет тому вперёд» — не Алиса? Отличия от оригинала, вселенная, отсылки и пасхалки 12
0
164393
«Сто лет тому вперёд» — не Алиса? Отличия от оригинала, вселенная, отсылки, плагиат или нет

Разбираем мир 2124 года со спойлерами!

Роман Суржиков «Кукла на троне». Интриги внутри интриг
0
220280
Роман Суржиков «Кукла на троне». Интриги внутри интриг

Третий том фэнтезийной эпопеи об очередной «игре престолов»

«Мятежная луна: Дарующая шрамы»: наш обзор. Да начнётся битва… за урожай!  3
0
273305
«Мятежная луна: Дарующая шрамы»: наш обзор. Да начнётся битва… за урожай! 

Зак Снайдер наконец показал экшен не хуже «Звёздных войн». В конце!

Художник Олег Юрков: забавные монстры, мультяшные чудовища и герои нашего детства 8
0
387458
Художник Олег Юрков: забавные монстры, мультяшные чудовища и герои нашего детства

Петербургский художник — о том, сложно ли придумывать смешные вещи, как традиционная живопись может довести до нервного срыва и почему срисовывать — не стыдно.

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: